СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы "Герои М. Горького в поисках смысла жизни"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выявить с учащимися особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания; выяснить смысл противопоставления героев рассказа; провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие; развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания; подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Содержание темы: Максим Горький (1868–1936). Сведения из биографии (актуализация и обобщение ранее изученного). Рассказ-триптих «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя. Особенности композиции рассказа. Независимость и обреченность Изергиль. Индивидуализм Ларры. Подвиг Данко. Величие и бессмысленность его жертвы. Смысл противопоставления героев.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы "Герои М. Горького в поисках смысла жизни"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Дисциплина

Литература

Специальность / профессия

11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств


Тема занятия

Герои М.Горького в поисках смысла жизни

Содержание темы

Максим Горький (1868–1936). Сведения из биографии (актуализация и обобщение ранее изученного).

Рассказ-триптих «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя. Особенности композиции рассказа. Независимость и обреченность Изергиль. Индивидуализм Ларры. Подвиг Данко. Величие и бессмысленность его жертвы. Смысл противопоставления героев.

Тип занятия

комбинированное

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная, фронтальная, в группах

Цель: выявить с учащимися особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания; выяснить смысл противопоставления героев рассказа; провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие; развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания; подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Этапы занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Планируемые образовательные результаты

Типы оценочных мероприятий

1. Организационный этап занятия

Создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности

Приветствие обучающихся.

актуализация мотивов учебной деятельности

Обучающиеся приветствуют преподавателя, демонстрируют готовность к образовательной деятельности

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно

к различным контекстам

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

наблюдение

Актуализация содержания, необходимого для выполнения заданий, подготовка к изучению нового материала

Какие факты биографии М. Горького нашли отражение в его творчестве?

Обучающиеся делают запись темы в тетради, отвечают на вопрос, обобщают знания по изученным ранее произведениям М.Горького

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Устный контроль


2. Основной этап занятия


Мотивация учебной деятельности

Организует знакомство с рассказом «Старуха Изергиль», читает мини-лекцию о композиции рассказа.



Обучающиеся формулируют цель урока и способы ее достижения, слушают мини-лекцию

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста


Формирование новых знаний и способов деятельности

Дает новый материал и ведет аналитическую беседу

1. Рассказ «Старуха Изергиль» имеет романтически характер. Давайте вспомним черты романтизма. (У героя два мираильный и реальный; яркость образов, необычность событий, гиперболизация качеств, патетика, загадочный пейзаж.)

2. В какое время суток происходят события в рассказе? Почему?

3. Какие природные образы вы могли бы выделить?

4. Какие художественные средства использовал автор в изображении природы.

5. Почему именно таким показан пейзаж в природе?

6. Ваши впечатления от рассказа? Как он построен и в чём смысл изображенной автором композиционной формы?

Аналитическая работа в группах. Работа с текстом рассказа. Обучающиеся анализируют рассказ, отвечают на вопросы.




ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Наблюдение Анализ устных ответов

Систематизация новых знаний и умений

Организует работу в группах.

Беседа по содержанию рассказа.

1 группа – легенда о Ларре

1. Каким внешним событием рождена легенда? (Тень, плывущая по небу,- тень Ларры.)

2. Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? (Онсын орла.)

3. Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный «зверь на земле». Справедливо ли было это решение? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.

4. А что добавила Изергиль непосредственно от себя?

5. Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость?

Есть такое слово — гордыня. Подумайте, чем различаются два слова гордость и гордыня. Запишите толкования этих слов.

Гордость — чувство собственного достоинства, самоуважение.

Гордыня — чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.

6. Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.


2 группа – легенда о Данко

Рассказывает библейскую легенду о Моисее.

1. В чём сходство библейской истории и легенды о Данко?

2. Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

3. Каким изображён Данко в рассказе Изергиль?

4. Как складываются отношения между Данко и толпой?


Организует заполнение таблицы «Концепция жизни Ларры и Данко»

Аналитическая работа в группах. Работа с текстом рассказа

Обучающиеся 1 группы пересказывают легенду о Ларре, рассуждают, отвечают на вопросы


Все обучающиеся слушают библейскую историю о Моисее.


Обучающиеся 2 группы пересказывают легенду о Данко, рассуждают, отвечают на вопросы, Обучающиеся обобщают услышанное, сопоставляют двух героев, заполняют таблицу в тетради


ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Наблюдение. Анализ устных ответов.

Наблюдение за заполнением таблицы.

Анализ письменного задания

Закрепление (первичное) изученного материала, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организует обобщающую беседу.

1. Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ?

2. Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко?

3. Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиг? Какая разница между долгом и подвигом?



Аналитическая работа в группах. Работа с текстом рассказа.

.



ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Наблюдение Анализ устных ответов


3. Заключительный этап занятия

Подведение итогов работы; фиксация достижения целей (оценка деятельности обучающихся); определение перспективы дальнейшей работы

Беседа

Преподаватель предлагает сопоставить старуху Изергиль с Ларрой и Данко.

1. Прочитайте портретные характеристики старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите своё мнение, обращаясь к тексту.

2. Расскажите о жизни старухи Изергиль. Чему она посвятила свою жизнь? Кому из героев близка старуха Изергиль: Данко или Ларре?


Рефлексия. Сегодня на уроке мне удалось…


Выставление оценок с комментированием каждой

Обучающиеся сопоставляют героев рассказа, рассуждают. Студенты самостоятельно делают выводы по изученному на уроке, отвечают на вопросы аргументированно, свободно высказывают свое мнение, рефлексируют.

Обсуждение выставленных оценок







ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Наблюдение Анализ устных ответов

4. Задания для самостоятельного выполнения

Преподаватель предлагает задание для

самостоятельного выполнения: прочитать пьесу М. Горького «На дне».

Обучающиеся знакомятся с методическими рекомендациями. Выполняют задание

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Метод

устного

контроля



Ресурсный материал


Концепции жизни Ларры и Данко

Критерий

Ларра

Данко

Внешность

«Красивый и сильный», «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза»

Красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»

Жизненная

позиция

  • Он не похож на других людей — не хочет жить, «как они», хочет быть свободным, то есть делать что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»;

  • «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это даёт ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие,—люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени — «наказание ему в нём самом»

  • «Лучший из всех», «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а прежде всего для всех соплеменников, именно поэтому он ведёт их, жертвуя собой, из тёмного леса к «золотой сияющей реке»;

  • «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над собой. Соплеменники «наказывают» Данко за гордость

Итог жизни

Одиночество

Гибель

Послесло­

вие

От Ларры осталась только тень, бродящая по степи

От гордого сердца Данко остались искры, появляющиеся перед грозой

Вывод

Крайний индивидуалист, выража­ющий презрение к людям

Альтруист, выражающий высшую степень любви к людям


Антиидеал

Романтический идеал

Идеал и антиидеал — два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж — старуха Изергиль, которая, являясь рассказчицей обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) — альтруизм (Данко).

Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!