Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Планируемые образовательные результаты | Типы оценочных мероприятий |
1. Организационный этап занятия |
Создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности | Приветствие обучающихся. актуализация мотивов учебной деятельности | Обучающиеся приветствуют преподавателя, демонстрируют готовность к образовательной деятельности | ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | наблюдение |
Актуализация содержания, необходимого для выполнения заданий, подготовка к изучению нового материала | Какие факты биографии М. Горького нашли отражение в его творчестве? | Обучающиеся делают запись темы в тетради, отвечают на вопрос, обобщают знания по изученным ранее произведениям М.Горького | ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | Устный контроль |
2. Основной этап занятия | |
Мотивация учебной деятельности | Организует знакомство с рассказом «Старуха Изергиль», читает мини-лекцию о композиции рассказа. | Обучающиеся формулируют цель урока и способы ее достижения, слушают мини-лекцию | ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | |
Формирование новых знаний и способов деятельности | Дает новый материал и ведет аналитическую беседу 1. Рассказ «Старуха Изергиль» имеет романтически характер. Давайте вспомним черты романтизма. (У героя два мира — ильный и реальный; яркость образов, необычность событий, гиперболизация качеств, патетика, загадочный пейзаж.) 2. В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? 3. Какие природные образы вы могли бы выделить? 4. Какие художественные средства использовал автор в изображении природы. 5. Почему именно таким показан пейзаж в природе? 6. Ваши впечатления от рассказа? Как он построен и в чём смысл изображенной автором композиционной формы? | Аналитическая работа в группах. Работа с текстом рассказа. Обучающиеся анализируют рассказ, отвечают на вопросы. | ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Наблюдение Анализ устных ответов |
Систематизация новых знаний и умений | Организует работу в группах. Беседа по содержанию рассказа. 1 группа – легенда о Ларре 1. Каким внешним событием рождена легенда? (Тень, плывущая по небу,- тень Ларры.) 2. Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? (Он — сын орла.) 3. Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный «зверь на земле». Справедливо ли было это решение? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа. 4. А что добавила Изергиль непосредственно от себя? 5. Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость? Есть такое слово — гордыня. Подумайте, чем различаются два слова гордость и гордыня. Запишите толкования этих слов. Гордость — чувство собственного достоинства, самоуважение. Гордыня — чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость. 6. Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа. 2 группа – легенда о Данко Рассказывает библейскую легенду о Моисее. 1. В чём сходство библейской истории и легенды о Данко? 2. Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? 3. Каким изображён Данко в рассказе Изергиль? 4. Как складываются отношения между Данко и толпой? Организует заполнение таблицы «Концепция жизни Ларры и Данко» | Аналитическая работа в группах. Работа с текстом рассказа Обучающиеся 1 группы пересказывают легенду о Ларре, рассуждают, отвечают на вопросы Все обучающиеся слушают библейскую историю о Моисее. Обучающиеся 2 группы пересказывают легенду о Данко, рассуждают, отвечают на вопросы, Обучающиеся обобщают услышанное, сопоставляют двух героев, заполняют таблицу в тетради | ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Наблюдение. Анализ устных ответов. Наблюдение за заполнением таблицы. Анализ письменного задания |
Закрепление (первичное) изученного материала, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Организует обобщающую беседу. 1. Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ? 2. Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко? 3. Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиг? Какая разница между долгом и подвигом? | Аналитическая работа в группах. Работа с текстом рассказа. . | ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | Самоконтроль Взаимоконтроль Наблюдение Анализ устных ответов |
3. Заключительный этап занятия |
Подведение итогов работы; фиксация достижения целей (оценка деятельности обучающихся); определение перспективы дальнейшей работы | Беседа Преподаватель предлагает сопоставить старуху Изергиль с Ларрой и Данко. 1. Прочитайте портретные характеристики старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите своё мнение, обращаясь к тексту. 2. Расскажите о жизни старухи Изергиль. Чему она посвятила свою жизнь? Кому из героев близка старуха Изергиль: Данко или Ларре? Рефлексия. Сегодня на уроке мне удалось… Выставление оценок с комментированием каждой | Обучающиеся сопоставляют героев рассказа, рассуждают. Студенты самостоятельно делают выводы по изученному на уроке, отвечают на вопросы аргументированно, свободно высказывают свое мнение, рефлексируют. Обсуждение выставленных оценок | ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | Самоконтроль Взаимоконтроль Наблюдение Анализ устных ответов |
4. Задания для самостоятельного выполнения | Преподаватель предлагает задание для самостоятельного выполнения: прочитать пьесу М. Горького «На дне». | Обучающиеся знакомятся с методическими рекомендациями. Выполняют задание | ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Метод устного контроля |
Критерий | Ларра | Данко |
Внешность | «Красивый и сильный», «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза» | Красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня» |
Жизненная позиция | Он не похож на других людей — не хочет жить, «как они», хочет быть свободным, то есть делать что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»; «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это даёт ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие,—люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени — «наказание ему в нём самом» | «Лучший из всех», «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а прежде всего для всех соплеменников, именно поэтому он ведёт их, жертвуя собой, из тёмного леса к «золотой сияющей реке»; «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над собой. Соплеменники «наказывают» Данко за гордость |
Итог жизни | Одиночество | Гибель |
Послесло вие | От Ларры осталась только тень, бродящая по степи | От гордого сердца Данко остались искры, появляющиеся перед грозой |
Вывод | Крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям | Альтруист, выражающий высшую степень любви к людям |
| Антиидеал | Романтический идеал |
Идеал и антиидеал — два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж — старуха Изергиль, которая, являясь рассказчицей обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) — альтруизм (Данко). Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования |