СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения Класс: 2 Тема: Сказка «Два Мороза»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения Класс: 2 Тема: Сказка «Два Мороза»»

Технологическая карта урока литературного чтения

Класс: 2

Тема: Сказка «Два Мороза»

Цель урока: создать условия для знакомства обучающихся с русской народной сказкой «Два Мороза»

Задачи урока:

-отрабатывать навыки чтения;

-развивать речь, память и внимание детей;

-воспитывать трудолюбие.

Дидактические:

-отрабатывать навыки чтения;

-развивать умение выделять главное в прочитанном тексте;

-учить видеть заключенную в сказках народную мудрость, смекалку.

Развивающие:

-развивать образное мышление, речь, память, внимание детей.

Воспитывающие:

-способствовать воспитанию трудолюбия.

Тип урока: «Открытие» новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные

 -учащиеся познакомятся с русской  народной  сказкой « Два   Мороза»;

 -научатся осознанно читать

 -осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Метапредметные

- Познавательные УУД

 -находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

 -строить речевое высказывание в устной форме;

-учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию.

  -Коммуникативные УУД

  -слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

  -участвовать в коллективном обсуждении;

  -строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками  

             и учителем.

    -Регулятивные УУД

    -принимать и сохранять учебную задачу;

    -выделять необходимую (существенную) информацию из текста;

    -оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

    Личностные

    -формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный  интерес к новому учебному материалу;

    -развивать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ресурсы урока:

Учебник, ч.1, стр.198-202; рабочая тетрадь стр.48;аудиоприложение к учебнику, музыкальное сопровождение «Вальса снежных хлопьев» П. И. Чайковского.







Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД


I.Организационный

этап.



Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Все ль на месте?

Все ль в порядке:

книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место.

Регулятивные

УУД: способность

регулировать

свои действия

Личностные

УУД: самоорганизация


II. Актуализация знаний

- Дома вы должны были выучить наизусть стихотворение С. Есенина «Берёза». Сейчас мы послушаем некоторых из вас.


Обучающиеся читают стихотворение наизусть.



Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний


III. Самоопределение к деятельности

  1. Беседа.

- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

- О зиме мы с вами прочитали замечательные стихи. Но и композиторы не остались равнодушны к этому времени года. Вот, послушайте, какой восхитительный «Вальс снежных хлопьев» сочинил П.И.Чайковский.

(Дети слушают вальс П.И.Чайковского)

-Что вы себе представили, слушая эту музыку?

- И вместе со снежными хлопьями спустились на землю… Отгадаете загадку, что это?

Старик у ворот

Тепло уволок.

Сам не бежит,

Стоять не велит.

(мороз)

- Правильно, мороз. Да не один мороз, а два мороза (показываю картинки) – Мороз - Синий нос и Мороз – Красный нос.


- Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!»(хором)


Прослушивают аудиозапись, отвечают на вопросы





























Личностные:

умение проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;

формировать способность высказывать суждение и давать им обоснование.

Регулятивные:

умение определить цель и поставить задачи урока.

Коммуникативные:

умение формулировать свои умозаключения.

Познавательные:

логическое

решение

проблемы,

построение

логической

цепи

рассуждений.

.

IV. Создание проблемной ситуации.

- Вот как об этом волшебстве говорится в произведении, которое сегодня мы будем читать.

Отгадайте название этого произведения.

Для этого расшифруйте шифр, записанный на доске.


-Какова тема урока?

-Какова цель урока?

-Как вы думаете, к какому жанру относится произведение «Два Мороза»? Почему вы так считаете?

Обучающиеся отгадывают шифр





Обучающиеся высказывают предположения

Регулятивные:

Умение определять границу знания/незнания, целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Словарная работа.

-Перед тем, как мы прослушаем сказку в аудиозаписи, давайте выясним значение некоторых слов.

Бубенчик металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;

Дровосекчеловек, рубящий дрова;

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;

Крестьянинбедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.


2.Прослушивание сказки в аудиозаписи.

3.Первичная проверка понимания.

- Понравилась сказка?

-Чем она вам понравилась?

4. Обсуждение сказки

- Назовите действующих лиц сказки.

- Можно ли эту сказку назвать волшебной? Что в ней волшебного?

- Как решили подшутить Морозы?

- Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос?

- Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос?

- А вот как они это делали, вы прочитаете нам после самостоятельного чтения.



5. Словарная работа.

- А перед чтением мы с вами потренируемся читать сложные слова.

(на доске)

ёжится – сутулясь, сжиматься всем телом при ощущении холода.

проезжая дорога

свистнули

ко-ло-коль-чик

бу-бен-чик

дро-во-сек

крес-тья-нин

вы-ко-ла-чи-вать

по-за- ба-вить-ся

6. Самостоятельное чтение


Обучающиеся определяют непонятные для них слова













Обучающиеся отвечают на вопросы


























Обучающиеся самостоятельно читают текст.

Регулятивные:

Соотношение

результата

своей

деятельности с образцом

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний;

отличать новое от уже известного с помощью учителя.


Познавательные

«добыча»

новых знаний

из различных

источников.

Коммуникативные :

Договариваться

с людьми,

согласуя с

ними свою

точку зрения,

понимать

другие

позиции.


Познавательные:

Перерабатывать информацию

для получения необходимого

результата.

Коммуникативные :

Слушать и понимать речь

других.

Выразительно

читать.


VI. Физкультминутка

Учитель предлагает детям отдохнуть, выполнив физминутку, в которой нужно показать, как дровосек спасался от холода.

Обучающиеся выполняют движения.

Формирование коммуникативных умений

VII. Закрепление изученного материала

7.Выборочное чтение.

- Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца.

- Удалось ли ему это сделать?

- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет купец?

- Так почему же Мороз его заморозил


- Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина.

- Удалось ли ему это сделать?

- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет крестьянин?

- Так почему же Мороз его не смог заморозить?


-Прочитайте, какой пословицей заканчивается сказка. Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии)


8.Работа в группе.

Каждая группа должна собрать пословицу и объяснить её смысл.


Мороз невелик, да стоять не велит.

Береги нос в большой мороз.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Спасибо мороз, что снегу нанёс.

Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

Зимой льдом не дорожат.

Зима лето пугает да всё равно тает.

Чтение произведения


















Обучающиеся выполняют задание в группе. Предъявляют ответ.

Личностные:

формирование способности высказывать суждение и давать им обоснование

Познавательные:

Перерабатывать

информацию

для получения

необходимого

результата;

умение осуществлять поиск нужной информации;

умение планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

Регулятивные:

выделять необходимую (существенную) информацию из текста

Коммуникативные:

формировать коммуникативную компетентность учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками;

совместно договариваться при работе

VIII. Рефлексия

Самостоятельная работа (тест)

«Русская народная сказка «Два Мороза»

1. Чем решили заняться братья Морозы?

а) зверей поморозить

б) людей поморозить

в) деревья поморозить

г) окна узорами разрисовать

2. Кого они встретили?

а) богатого купца и бедного крестьянина

б) злую мачеху и добрую падчерицу

в) грозного царя и храброго богатыря

3. За кем побежал младший брат, Мороз – Красный нос?

а) за богатым купцом

б) за бедным крестьянином

в) за доброй падчерицей

г) за храбрым богатырем

4. Почему?

а) думал, что легче справиться

б) хотел, чтобы было потруднее справиться

в) она ему понравилась

5. Как старшему брату, Морозу – Синему носу, удалось его дело?

а) потому, что мачеха была очень злая

б) потому что царь был очень глупый

в) потому что купец сидел и не двигался

6. Почему младшему брату, Морозу – Красному носу, не удалось его дело?

а) потому что купец был очень тепло одет

б) потому что доброй падчерице помогали лесные звери

в) потому что храбрый богатырь с ним справился


Обучающиеся выполняют задания теста.

Личностные:

понимание причин успеха в учёбе.

Регулятивные:

самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

IX. Подведение итогов урока

- С какой русской народной сказкой познакомились?

- О ком рассказывается в сказке?

-Какая главная мысль сказки? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна.)


Обучающиеся отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Личностные: формировать способность высказывать суждение и давать им обоснование.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других.


Информация о домашнем задании

Стр.198-202 – выразительно прочитать, подготовить ответы на вопросы стр.202.


Слушают, уточняют задание.

Личностные: формируются положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!