СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения для дистанционного обучения 4 класса. УМК «Школа России» Тема: Марк Твен «Приключения Тома Сойера». (2 урок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта урока разработана для дистанционного обучения учеников 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения для дистанционного обучения 4 класса. УМК «Школа России» Тема: Марк Твен «Приключения Тома Сойера». (2 урок)»

Технологическая карта урока литературного чтения

для дистанционного обучения 4 класса.

УМК «Школа России»

Тема: Марк Твен «Приключения Тома Сойера». (2 урок)

Учитель: Матвеева Екатерина Викторовна

Тип урока: Урок закрепление пройденного материала.

Цели: продолжать знакомить учащихся с классиками зарубежной литературы;

-продолжить знакомить обучающихся с творчеством американского писателя Марка Твена; расширять кругозор детей, прививать интерес к литературе.

-продолжить работу над отрывком из книги «Приключение Тома Сойера», привлечь детей к чтению литературных произведений, развивать речь.

Задачи урока:

1.образовательная – знакомство с новым художественным произведением, выявление его специфики;

-повторить термин «псевдоним», закрепление понятий «образ героя», «ирония», «жанр», «сюжет».

-формировать основу правильного типа читательской деятельности;

2.развивающая – развивать монологическую и диалогическую формы устной речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

- совершенствование умений выразительного чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий.

-развитие эмоционального восприятия художественного текста.

3. воспитывающая – воспитывать читательский интерес к произведениям зарубежной литературы;

-поддержание интереса к изучению литературы.

Планируемы результаты:

Регулятивные:

- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

- работать со словарём и материалом предварительного чтения.

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их.

Познавательные:

- читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста;

- работать с текстом произведения: пользоваться поисковым и просмотровым чтением для создания образов героев

- понимать вопросы к тексту;

- анализировать доступные по содержанию художественные тексты.

Коммуникативные:

- участвовать в выразительном чтении

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

- действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- воспринимать мнение собеседников.

Личностные:

- положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение»;

- начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в литературных текстах.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», 4 класс (автор Л.Ф. Климанова), презентация, карточки со словами.



Организационная структура урока.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Время

реализации занятия

  1. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания


Добрый день , 4-ый класс,

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Молодцы, теперь садитесь!

Читают эпиграф урока:

«Даже самый серьезный, самый деловитый человек, когда говорит об этом всемирно известном мальчике, начинает улыбаться и глаза его добреют» (И. Ильф и Е. Петров).Как зовут этого непоседу?Догадались?


– Цель нашего урока – выяснить, каким же был Том Сойер, как автор относится к нему и другим своим героям, какими приемами пользовался автор, чтобы вызвать интерес у читателя к этому произведению.

Вопросы на доске:

  1. Что такое псевдоним?

  2. Марк Твен –это имя или псевдоним?

  3. Какое его настоящее имя?

  4. В каком веке он жил?

  5. Где встречал своих героев Марк Твен?

  6. Кого из героев книги напоминает Марк Твен?

  7. Какие книги для детей написал Марк Твен?

Отвечают на вопросы
















САМЮЭЛЬ ЛЕНГХОРН КЛЕМЕНС

(МАРК ТВЕН) псевдоним

(1835 - 1910г. ) -19 век




(30 сек.)



















(2мин.)


III. Сообщение темы урока. Определение целей
урока

О каком озорном мальчугане мы говорили на прошлом уроке?

– Конечно, этот мальчик – Том Сойер, и обсуждать и анализировать мы с вами сегодня будем произведение Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

– Цель нашего урока – выяснить, каким же был Том Сойер, как автор относится к нему и другим своим героям, какими приемами пользовался автор, чтобы вызвать интерес у читателя к этому произведению

(1мин.)

IV.Подготовка к восприятию произведения.


-Конечно же, вам известны имена Тома Сойера и Гекльберри Финна.

– Имя этого человека – Марк Твен – известно далеко за пределами Америки

Дети отвечают

(30 сек.)

V. Чтение фрагмента романа М.Твена “Приключения Тома Сойера.” и работа над текстом.

– К какому литературному жанру относится произведение «Приключения Тома Сойера»?

Что такое повесть? Какими по тематике бывают повести? Какими же особенностями отличается приключенческая повесть?


- Прочитайте фрагмент из романа “Приключения Тома Сойера” и подумайте, как можно его назвать? Почему?



- Скажите, можем ли мы считать, что любовь Тома – настоящее, большое чувство?



- Особенность романа Марка Твена в том, что все обычные ситуации взрослой жизни писатель переносит в мир детей и делает это весело, с юмором. Подтвердите этот вывод словами из текста.



































- А теперь найдите в тексте слова, которые говорят нам о том, что писатель перенес в детский мир взрослые отношения. Прочитайте их.





- Особенность этого произведения состоит в том, что оно написано в форме пародии.

Учитель записывает на доске “роман-пародия”.

- Пародия состоит в “передразнивании”, сведении серьезного в смешное.

Запомните это слово. А почему это произведение называют романом? Давайте разберемся. Вспомните по фильму: о чем говорится в этой книге?

- Каких героев этого романа вы можете припомнить?



- Прочитаем вывод.











(“Первая любовь”. “Признание”. “Я вас люблю”. “Том и Беки”.)



(Нет. Это не настоящая любовь, которая бывает у взрослых. Она какая-то смешная.

У Русалочки была настоящая любовь. У Тома любовь как игра.)

(“Учитель, восседавший на кафедре в большом плетеном кресле, дремал, убаюканный сонным гудением класса. Появление Тома разбудило его”.

“Учителя чуть не хватил удар, он растерянно взирал на Тома. Гудение в классе прекратилось. Ученики подумывали , уж не рехнулся ли отчаянный малый”.

“Когда же она опять осторожно обернулась, перед ней очутился персик. Она его отодвинула. Том тихонько подвинул персик обратно. Она его опять отодвинула, но уже не так враждебно. Том, не теряя терпения, положил персик на старое место. Она его не тронула. Том нацарапал на грифельной доске: “Пожалуйста, возьмите, у меня есть еще”.

“Художник изобразил перед домом человечка, похожего на подъемный кран. Он мог бы перешагнуть через дом, но девочка судила не слишком строго – она осталась очень довольна этим страшилищем и прошептала:

- Какой красивый! А теперь нарисуйте меня.

Том нарисовал песочные часы, увенчанные полной луной. Приделал к ним ручки и ножки в виде соломинок и вооружил растопыренные пальцы огромным веером. Девочка сказала:

- Ах, как хорошо!)



(“…но тут увидел две длинные золотистые косы и спину, которую он узнал мгновенно благодаря притягательной силе любви”.

- “… на самом же деле это было не смущение, а почтительная робость перед новым божеством”.

- “… сначала девочка не хотела ничего замечать, потом женское любопытство взяло верх”.)







(О дружбе Тома с Гекльберри. О любви Тома к Бекки. О воскресной школе. Об убийстве на кладбище. О том, как мальчишки искали клад.)





(У Тома была тетушка. Индеец Джо. Судьи. Учитель в школе. Родители Беки.)

Дети читают текст, написанный на доске:

“Роман – повествовательное произведение с описанием большого числа всевозможных историй и событий. В романе много действующих лиц”.

( 14 мин.)

VI. Повторное чтение и анализ произведения


– Какие уловки придумывал Том, чтобы подружиться с Бекки Тэтчер?

– Что произошло с Томом на уроках географии? грамматики?

– Чем раньше награждали успешных и грамотных учеников?

– Почему медаль перешла к другому ученику?

– Том, как сотни других детей, как и многие из вас, живой, веселый мальчик, увлекающийся чтением и знающий много игр, большой выдумщик. Сам автор повествует о своих любимых героях с особым чувством – любовью, доброжелательностью, теплой улыбкой.

Удивительные приключения Тома не могут оставить равнодушными не только нас, но американских ребят и взрослых. Да, даже взрослые знают и любят Тома Сойера и его друзей, а также человека, их придумавшего, – Марка Твена.

Вы видите репродукцию со снимка памятника Тому Сойеру и Гекку Финну в г. Ганнибале (США), в котором родился Сэмюэль Клеменс.

Марка Твена любили и любят многие поколения юных читателей. И даже писатели и поэты, коллеги Твена по перу, преклонялись перед его талантом.


обучающиеся читают стихотворение русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой «Книги в красном переплете».

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам, бывало.

– Уж поздно! – Мама, десять строк! –

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки…

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет… В воздухе свежо…

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище… Вещий крик совы…

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приемыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком – корона…

Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»

Ушел во тьму, кто в ней возник,

Британии печальны судьбы…

– О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О, золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

(10 мин.)

VII. Домашнее задание


Перечитать отрывок из «приключений Тома Сойера», данный в учебнике; по возможности взять в библиотеке произведение Марка Твена «приключения Тома Сойера» и прочитать одну из глав. Прочитать фрагмент повести, когда тетя Полли заставила Тома побелить забор. ПРИСЛАТЬ ТОЛЬКО ТЕСТ


(1 мин.)

VIII. Итог урока. Рефлексия


Оцените свою работу на уроке, покажите карточку:

    1. Зеленого цвета. (Я молодец! У меня всё получалось! Я чувствуею себя уверенно!)

    2. Синего цвета. (У меня получалось почти всё! Но я чувствую себя не совсем уверенно!)

    3. Красного цвета. (Я старался! Но не сумел справиться со всеми заданиями! )


(1 мин.)

Цели: Учить выделять жанровые особенности романа - пародии. Продолжить знакомство с литературными терминами.. Воспитывать любовь к книге.

Тест по произведению М.Твена «Приключения Тома Сойера»

  1. Школьный домик был:

А)Кирпичный б) Бревенчатый в) Глиняный

  1. Что ответил Том, почему он опоздал?

А)Приболел б) Долго шёл в) Встретил Г.Финна

  1. Как Том был наказан за опоздание?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Что дал Том девочке?

А)Персик б) Яблоко в ) Грушу

5. Как звали девочку?

А)Бекки Слетчер б) Бекки Тэтчер в) Бекки Вэтчер

6. Что написал Том для Бекки?

_________________________________________________________________

7. Какую медаль забрали у Тома?

А)Золотую б) Бронзовую в) Оловянную

8. По какому предмету он носил медаль?

А)Арифметика б) Правописание в)Грамматика


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!