имени академика В. А. Канайкина
1. Учить детей анализировать литературное произведение.
2. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.
3. Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать рассказ.
1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.
2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.
3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.
4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
2. Развивать культуру речи, взаимоотношения и речевой этикет.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | -Здравствуйте, дети. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте подарим им улыбку. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем. Слайд 1 -Что мы показываем человеку, когда улыбаемся ему? В мире существует много форм различных приветствий, например. Но всегда при встрече люди улыбаются друг другу.
Жители Европы, здороваясь, приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон. В Конго в знак приветствия встретившиеся люди протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них. Японцы рукопожатиям предпочитают поклоны, которые тем ниже и длительнее выполняются, чем важнее персона, которой они адресованы. -Как можно назвать людей, которые всегда здороваются? -А как вы объясните, кто такой вежливый человек? Слайд 2 | Приветствуют гостей, друг друга, улыбаются.
Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья. Дети показывают, как здороваются в разных странах.
Вежливые Такой человек в своей речи использует вежливые слова |
2.Актуализация знаний | То есть вежливый человек использует в своей речи вежливые слова. Давайте проверим, все ли слова вы помните. Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку. Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «…» (Привет!) А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!) К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «…» (До свиданья!) Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «…» (Извини!) Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «…» (Спасибо!) Чудно пел среди ветвей Голосистый соловей, И ему на всю дубраву Воробьи кричали: «…» (Браво!) Толстая корова Лула Ела сено и чихнула. Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!) Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. - А почему их так называют? Слайд 3 | С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. |
3.Постановка учебной задачи | Как вы думаете, о чем сегодня будем читать, чему будем учиться? - Имя автора, произведение которого мы сегодня будем читать, зашифровано в этой таблице. Давайте расшифруем. Для этого вам нужно оставить только русские буквы, а английские зачеркнуть. Слайд 4 WQВАSDЛLЕVVНТZWИНRIАQQ (ВАЛЕНТИНА) АSSЛЕFКСNNАНGRДРSОВLНАZ (АЛЕКСАНДРОВНА) UURОJDSSСЕZQWRSЕВLFGSАW (ОСЕЕВА) - Да, сегодня мы будем работать с произведением Валентины Осеевой. Давайте послушаем биографию Валентины Осеевой. Слайд 5, 6 -Что такое биография? Биографию рассказывает учащийся. | (предположения детей)
(задание на карточках у каждого ребенка)
Высказывают предположение Слушают биографию В.Осеевой |
4.Открытие нового знания. Первичное чтение учителем и детьми. | Откроем страницу 87. - Как называется произведение, которое мы сегодня будем читать? Слайд 7 -Как вы думаете, о чем оно будет? - Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте потренируемся читать сложные слова. По-дви-нул-ся, хо-ро-шень-ко, при-го-ва-ри-ва-ла, сму-щён-но, про-бор-мо-та-ла, мор-щи-нис-то-е, пу-те-шест-вен-ник. Слайд 8 А теперь выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте. Слайд 9 Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил. Стряпала - готовила пищу. Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями. - Сейчас прочитаем рассказ по «цепочке» и затем ответите на вопрос : о каком волшебном слове идет речь в рассказе? Речь идёт о слове «пожалуйста». Слайд 10 |
Высказывают предположения Читают по «цепочке», называют волшебное слово, о котором идёт речь в рассказе. Выясняют значение некоторых слов, встречающихся в тексте |
5.Первичное закрепление. Проверка восприятия | - Назовите главного героя рассказа. Слайд 11 - Понравился вам мальчик? Почему? - Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа? Кто помог мальчику? - Какое волшебное слово старик открыл мальчику? Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. -А что такое просьба? Слайд 12 Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо. | Называют имя главного героя рассказа. Объясняют своё мнение. Отвечают на вопросы по содержанию рассказа. |
6.Физкультминутка Слайд 13 | Игра "Пожалуйста". - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Эта игра на внимательность. Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно. Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза! Руки на пояс! Пожалуйста, руки на пояс! Выполняем приседания! Приседаем 2 раза, пожалуйста! Прыгаем, как зайчики! Пожалуйста, сделали вдох и выдох! Пожалуйста, садимся на свои места! - Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу! |
Играют в игру по правилам. Выполняют движения. |
7. Закрепление. Работа над содержанием
Выборочное чтение Работа в группах. Слайд 15 | - Каким мы видим мальчика? - Как он разговаривал с окружающими? - Нравится ли он вам? - Чем он вам не нравится? - Что случилось с Павликом? - Можно ли было помочь мальчику? Чем? - Кто помог Павлику? Слайд 14 - Прочитайте, как выглядел старик? - Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? - Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово? - Почему мальчик поверил старику? - Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? - Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика. Найдите в тексте и прочитайте…. 1 группа: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. 2 группа: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
3 группа: Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
- Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово? - Как звучит это слово? - Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова?
- Можно ли старика назвать волшебником? Почему? - Почему старик помог мальчику? - Каким стал мальчик, после общения со стариком? | Сердитый мальчик: красное сердитое лицо. Грубо (Нет). (Он невоспитанный) (Его все гнали от себя, не хотели с ним общаться) (Помочь стать вежливым, воспитанным) (Старик). Читают описание старика (Волшебное слово: «пожалуйста»). (Спокойным голосом, ласково, с добротой) (Да, он стал добрым) (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)
(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке).
(За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы). Оно становилось хорошим) Пожалуйста Изменилась, все стали относится к мальчику по-доброму, как он этого и заслуживал Можно. Потому что он помог мальчику стать добрым Потому что он поверил ему. Вежливым |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Работа в парах. | - Перед вами конверты, в них вы найдете части пословиц. Ваша задача: собрать из частей целые пословицы. Подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа. Добрый человек…. потом – говори. Сначала думай….. добром и платят. Вырасти вырос …….. добру и учит. Век живи………. а ума не вынес. За добро………. век учись. - Какая пословица подходит к нашему произведению? - Так какова главная мысль рассказа? - Кто на самом деле творил чудеса? - Как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова? - Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам? - Что для этого нужно? Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. -Что посеешь, то и пожнешь. За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой | 1. Добрый человек добру и учит. 2. Сначала думай, потом говори. 3. Вырасти вырос, а ума не вынес. 4. Век живи, век учись. 5. За добро добром и платят. Добрый человек добру и учит За добро добром и платят Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста» Часто, когда кого – то благодарим, здороваемся, желаем доброй ночи, доброго утра, что – то просим, извиняемся, прощаемся По – доброму, с уважением. |
10.Итог урока | - Какие «волшебные» слова мы сегодня вспомнили? - Как они действуют на людей? -С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? | Люди становятся добрее, улыбаются в ответ Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать |
11.Рефлексия деятельности | Прежде чем я назову отметки за урок, попробуйте сами оценить свою работу на уроке. Слайд 17 Сделать это нам помогут карточки на партах. Но будьте внимательны: -если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось -солнышко - если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше -солнышко с тучкой - а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось - тучка Спасибо за урок. Слайд 18 |
Оценивают свою работу с помощью карточек |
Список литературы: 1.Интернет-ресурсы.
2.Литературное чтение. 2 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ч.2/[Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова]- М.6 Просвещение, 2012.
3. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс./[С. В. Кутявина]- М.: ВАКО, 2013