СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Категория: Литература
Тема: Сказки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан для формирования обучающихся читательской компетентности в роцессе дальнейшего занкомства сос сказкой "Сивка-Бурка"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения Русская народная сказка «Сивка-Бурка»»

Технологическая карта урока литературного чтения

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, «Литературное чтение», 3 кл., 1 часть, стр. 45-49

Тип урока: Урок совершенствования знаний и способов действий

Тема: Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Цель: Формирование читательской компетентности обучающихся в процессе дальнейшего изучения сказки «»Сивка-Бурка».

Задачи: 1)Обучать анализу русских народных сказок и их выразительному исполнению.

2)Развивать общеучебные УУД:

Познавательные УУД (самостоятельно формулировать цель, извлекать необходимую информацию из народного произведения);

Коммуникативные УУД (умение сотрудничать в процессе чтения диалогов);

Регулятивные УУД (планировать и оценивать свою деятельность и деятельность товарищей на этапе выполнения заданий по теме урока);

Личностные УУД (нравственно-эстетическая ориентация в процессе выполнения заданий по русской народной сказке «Сивка-Бурка»).

3)Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Планируемый результат: обучающиеся умеют анализировать русские народные сказки и выразительно их читать . Самостоятельно формулируют цель урока, извлекают необходимую информацию из произведения. Сотрудничают в процессе чтения диалогов. Планируют и оценивают свою деятельность и товарищей. Демонстрируют интерес к русским народным сказкам.

Оборудование: Презентация, иллюстрации к сказке, учебник, песня М. Боярский «Сивка-Бурка»







Этапы урока, формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Личностные УУД: действие смыслообразования.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

-Тише, тише, ребятишки,

Сказки любят тишину.

Не пропустят шалунишек

В ту волшебную страну.

Чудеса не любят шума.

Тихо сядем на пенёк.

Сказка чтоб не испугалась –

Свои губки на замок.


-Можете присесть.

-Итак, здравствуйте меня зовут Александра Сергеевна.


- (Слайд)Хочу начать наш сегодняшний урок с пословицы. «Кашу кушай, а сказку слушай:

Умом разумом смекай, да на ус мотай».


-Прочитайте сначала про себя; теперь 1 ученик, кто желает, а теперь хором.


- Как понимаете смысл пословицы?




-Да ребята, сказка-ложь да в ней намек…














-Садятся на места.

















- Сказки читать полезно. В них обязательно есть поучение. Мы можем многое

узнать, читая.

Актуализация опорных знаний и способов действий

Познавательные УУД: общеучебные (умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

Логические (анализ, синтез, выбор оснований для сравнения)

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, прогнозирование.

-Сказка мудростью богата.

Скажем сказке – приходи.

Это присказка, ребята.

Сказка будет впереди.


-Какой раздел изучаем?

-С какими жанрами устного народного творчества знакомились?

-С какими сказками познакомились?




- Назовите виды русских народных сказок.

- С какой сказкой начали знакомство вчера на уроке?

-«Сивка-Бурка» - это русская народная сказка.

-Назовите «Приметы» сказки.





-Домашним заданием вам было прочитать первую часть сказки.

-Что мы узнали из зачина сказки?

-А что значит число 3?

- Какая беда постигла старика?


- Почему именно пшеницу посеял старик?

- Как отец относится к своим детям?-

Какими качествами обладают старший и средний братья?



- А какой Иван?



-О каком необычном герое вы узнали?

-А чем он необычен?






-Ребята, как вы думаете, что дальше должно происходить?

-А что было дальше мы сейчас с вами узнаем, прочитав сказку до конца. Начинаем читать по цепочке, по одному предложению, начиная с 1 ряда с 1 парты.

-Как будем читать сказку?

-Начинайте читать, а вы все слушайте и приготовьтесь отвечать на вопросы.


- Какие слова вам оказались непонятными?

Сл. работа – (вещий – предсказывает будущее, каурка – масть

лошади, светло-каштанового, рыжеватого цвета).


-Гаркнул богатырским покриком это как? Прочитай?

-Из ушей дым столбом валит почему?

-Как вкопанный покажите?


-А сейчас дослушайте сказку…(аудиозапись либо сама)














-Сказки

-Потешки, народные песни, небылицы, волшебные сказки

-Докучные сказки. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»


- Волшебные, бытовые, о животных, докучные

-«Сивка-Бурка»




- Зачин, сказочные герои,

волшебство, 3 троекратный повтор, концовка, счастливый конец, борьба добра и

зла.




-Было 3 сына, младший Иванушка – дурачок.

-Он посеял пшеницу, а кто-то её стал мять да топтать.



- пшеница — самое дорогое, что было у крестьян

- милые мои дети



-ленивый, безответственный, не готов к трудностям, лгун, обманщик

-предусмотрительный, смелый


-конь «Сивка-Бурка»


-одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет


-предположения детей










-Напевно, рассказывая…

-Начинают читать сказку.




-Вещий каурка, три бревна не доскочил, встань передо мной как лист перед травой, плохонькая лошаденка, как вкопанный, след простыл

Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание)


-Мы отлично потрудились, прочитав сказку до конца, пришло время и отдохнуть. Пожалуйста встаньте и повторяйте за мной.


Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре — руки шире

Пять — руками помахать

Шесть - на место тихо сесть.


-Садитесь.

-А теперь зная, что было дальше скажите, почему конь стал служить Ивану?


-Зачем братья поехали к царскому двору?

-Почему не взяли с собой Иванушку?

-А на самом ли деле Иванушка был такой глупый? Какие факты говорят об этом?

-Да ребята он не такой глупый, а еще он честный, докажите это…


-А кто на протяжении всей сказки помогал Ивану?

-Какие волшебные слова произносил Иванушка, чтобы позвать его?

-Кто запомнил наизусть?


-Сколько попыток делал Иван, чтобы допрыгнуть до Царевны?

-А почему?

























-Завоевать Царевну


-Считали его глупцом








-Сивка-Бурка



-Сивка-Бурка-вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой


-3


-Волшебное слово

Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля)

Коммуникативные УУД: управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

- сейчас мы проведем выборочное чтение.

Найдите и прочитайте отрывки в тексте:

а) Как стерёг пшеницу старший брат?





б) Как стерёг пшеницу средний брат?




в)кто же оказался вором, найдите описание коня?


(Все на странице 40)




Чтение по ролям.

-Кто желает прочитать отрывок разговора Иванушки с конём

(учебник, с.41).

-Сколько героев?

-Как должен читать Конь?

-А Иванушка?


-Итак, оцените чтение….

-Молодцы, ну а кому не удалось на уроке, вы можете почитать на перемене.





-Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.


- На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.



-Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит- земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.








-2

-Умоляюще







Информация о домашнем задании

Регулятивные УУД: прогнозирование

- вашим домашним заданием будет нарисовать иллюстрацию к любой ситуации из сказки, и выполнить задание в рабочей тетради на странице 27-й. (внизу)


Рефлексия учебной деятельности

Познавательные УУД: структурирование материала в процессе ответов на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, оценка.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

Личностные УУД: смыслоопределение.

-Вспомните ещё раз сказку. Какова основная мысль сказки? Чему учит?


-А почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная. Какие человеческие

качества помогли герою обрести счастье(на доске)

-Именно такими качествами должен обладать человек, запомните их и воспитывайте в себе эти качества и будете успешны.


-С каким настроением уходите с урока?


Прощаемся со сказкой под песню М. Боярского «Сивка-Бурка».

-Урок окончен. До свидания!





Сказка «Сивка Бурка», учит юных девушек, как правильно определить своего нареченного, а молодых людей тому, что путь к суженой нередко бывает нелегок, и лишь преодолев все сложности, молодые могут быть по-настоящему счастливы. Иван с самого начала сказки «Сивка Бурка» проявлял настойчивость, искренность, твёрдость характера. Поэтому и воздалось ему — и конь достался Ванюше не простой, и жена – девица красна.


-доброта, упорство,

умение

исполнить порученное дело, находчивость.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!