СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения по теме Рассказ А. И. Куприна "Слон"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения по теме Рассказ А. И. Куприна "Слон"»



Технологическая карта урока литературного чтения по теме: Рассказ А. И. Куприна Слон

Цель урока: закрепление знаний учащихся в процессе составления вопросов по содержанию рассказа А. И. Куприна «Слон».

Задачи:
Образовательные:

  1. Закрепить знания содержания произведения.

  2. Формировать умение составлять вопросы по содержанию рассказа.

  3. Формировать умение осмысленно и правильно читать текст вслух.

Развивающие:

  1. Развивать умение ориентироваться на страницах учебника.

  2. Развивать умение осуществлять самоконтроль во время урока.

  3. Развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы.

  4. Развивать умение осуществлять самоанализ, личностную и познавательную рефлексию.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Умеют составлять вопросы по содержанию рассказа.

  • Умеют правильно читать текст произведения и находить информацию к вопросам.

Метапредметные:

Познавательные:

  • Умеют ориентироваться на страницах учебника.

Регулятивные: 

  • Умеют осуществлять контроль собственной деятельности во время урока.

  • Осуществляют самоанализ, личностную и познавательную рефлексию.

Коммуникативные: 

  • Умеют грамотно и полно давать ответы на вопросы.

Личностные:

  • Проявляют инициативу в составлении вопросов и поиске ответов на них.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование: раздаточный материал, учебник, иллюстрации.



План урока (45 мин.):


      1. Организационный этап. (1 мин.)

      2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка задач урока.(3 мин.)

      3. Актуализация знаний и умений. (5 мин.)

      4. Обобщение и систематизация знаний (10 мин.)

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5) Применение знаний и умений в новой ситуации (13 мин.)

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (10 мин.)

7) Рефлексия (подведение итогов занятия). Домашнее задание. (3 мин.)























Ход урока


Этап

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы работы

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

1. Организационный момент.

Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность.


- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Максимовна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!






Слушают.


Настраиваются на урок.

Словесные (рассказ, объяснение)


Наглядные (иллюстрация)



Презентация

Учебник

Фронтальная

2. Мотивация учебной деятельности Постановка учебных задач

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации.

- Ребята, сначала мы с вами проведем речевую разминку. Давайте вытянем губы вперед как уточки.

Хорошо, а теперь улыбнитесь широко-широко.

Прекрасно, а теперь еще раз вытягиваем губы вперед, тянем-тянем и улыбаемся друг другу.

- Молодцы, какие красивые у вас улыбки!

- А сейчас посмотрите на доску. Давайте прочитаем скороговорку все вместе:

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.

- Теперь попробуем немного ускориться. А сейчас ещё быстрее.

- Читает только первый ряд, остальные ребята слушают. Теперь читает только второй ряд, затем третий ряд.

-Молодцы!







Выполняют речевую разминку.












Словесные (рассказ, объяснение, беседа)


Наглядные (иллюстрация)


Фронтальная

Учебник


Презентация


Раздаточный материал

Фронтальная


3. Актуализация знаний и умений.

Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий.


-Ребята, посмотрите на экран, вы узнали этого человека?

- Что вы узнали о жизни писателя на прошлом уроке?

Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей.

Мир  животных  в  произведениях  Александра  Ивановича  Куприна  удивителен,  необыкновенен  и  своеобразен. А. И. Куприн был великим «зверолюбом».  У него  более  30-ти  рассказов о  животных.

-Напомните мне, с каким произведением А. Куприна вы работаете?

-Спасибо!

-Ребята, а вам понравился рассказ? А чем он вам запомнился?

- Спасибо.

-А давайте проверим, как внимательно вы читали рассказ. Сейчас я раздам вам листочки с вопросами. Первое, что вам нужно сделать – это подписать листок, затем ваша задача выбрать правильный ответ и обвести букву ответа. 1. Как звали героиню рассказа?

а) Лиза; б) Надя;  в) Аннушка.

2. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну.

а) Доктор;        

б) немец;        

в) папа.

3. В какое время суток слона ведут в гости к больной девочке?

а) ночью;        

б) днем;        

в) вечером.

4. Какое из лакомств приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем?

а) сладкая булка;        

б) фисташковый торт;        

в) лимонный торт.

5.Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне.

а) Молочка!        

б) Не бойтесь, он добрый!        

в) Нет, мне бы слоника… настоящего.

6. Как зовут слона?

а) Том         

б) Томи                               

в) Томми                                

г) Томик

7. Продолжи: Девочка хитро улыбается и говорит:

- Передайте Томми, что я

а) уже совсем большая                    

б) уже совсем взрослая                                

в) уже совсем здорова

г) уже не больна   

-А сейчас проверим. Для этого поменяйтесь тетрадкой с соседом по парте, возьмите карандаш и напротив правильных ответов поставьте плюсик.  Правильные ответы представлены на слайде.

Посчитайте количество правильных ответов, если:

нет ошибок – оценка «5»  

1-2 ошибка – оценка «4»

3 и более ошибки – оценка «3»

Поставьте оценки своим одноклассникам, поменяйтесь тетрадями.

-Поднимите руки, у кого ни одной ошибки?

- Молодцы, ребята!

-У кого одна, две ошибки?

-Хорошо

-У кого 3 и более?

-Вижу, что содержание рассказа вы знаете хорошо.

-Передайте, пожалуйста, ваши работы с задних парт на первые.








Да, это А. И. Куприн


Ответы детей












Мы начали работать с произведение Куприна «Слон»


Ответы детей









Выполняют тест на карточках









































Проверяют работы одноклассников, ставят оценки

















Словесные (рассказ, объяснение, беседа)


Наглядные (иллюстрация)


Фронтальная

Учебник


Презентация


Раздаточный материал

Устный опрос

Комментирование ответов одноклассников

3. Обобщение и систематизация знаний

Применение знаний и умений в новой ситуации


Выявить качество самостоятельного восприятия текста.

Обобщить результат анализа произведения в процессе составления вопросов по каждой части произведения.



- Каждое произведение литературы всегда «загадка». А отгадывает её лучше всего тот, кто внимательно читает авторский текст.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам составить викторину по рассказу Куприна «Слон» для 3 «А» класса.

- Работать на уроке вы будете в группах. Поэтому давайте прочитаем стихотворение и найдем в нём правила работы в группе.

Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

-Какими правилами вы можете дополнить стихотворение?

-Молодцы, спасибо.


- Ребята, а сейчас давайте отдохнем. Вставайте около парт. Я буду показывать вам движения, а вы повторяйте за мной.

Головой кивает слон.

Он слонихе шлёт поклон.

Вдох глубокий, выдох полный

Разгулялись в море волны.

Руки вверх поднять пора,

Дружно ловим комара.

Опустили руки вниз,

В стойку прежнюю вернись.

- Молодцы, присаживайтесь.


-Ребята, давайте откроем учебник на странице 24. У вас уже составлен план рассказа. На сколько частей разделён рассказ?

-Как названа первая часть?

-А вторая?

-Какое название у третьей части?

-У четвертой?

-Как названа пятая часть?

-А последняя, шестая?

-Отлично! Тогда приступаем.

-Разделимся на группы по 4 человека. Передние парты разворачиваются к задним.

1 группа будет работать с первой частью рассказа.

2 группа со второй частью.

3 группа берет 3 часть.

4 группа четвертую часть рассказа.

5 группа пятую часть.

6 группа получает 6 часть.

-Каждой группе я сейчас раздам вот такой вот лист, куда вы будете записывать вопросы.

- Задача каждой группы придумать вопросы по той части рассказа, которая вам досталась, и записать их на листочек. Вопросы могут быть разные. Можно придумать вопросы, на которые ответ будет одно слово. Например, слона в рассказе А. И. Куприна звали Томми? Да.

А можно вопросы, на которые нужно дать полный, развернутый ответ. Например, как выглядел слон, которого привели к Наде, чтобы вылечить ее. Слон, которого привели к Наде, чтобы вылечить ее был большой, занял половину столовой. С большими, как лопухи ушами, крошечными, но умными глазами, длинным хоботом.

-Ребята, давайте обратим внимание, с каких слов может начинаться вопрос.

-Лиза, прочитай, пожалуйста, слова с доски.

-Спасибо.

-Чем больше вопросов вы придумаете, тем лучше. После того, как вы закончите работу. Каждая группа будет зачитывать свои вопросы, а остальные отвечать на них. Если вопросов нет, можете приступать к работе.
















Читают стихотворение, находят правила работы в группе, дополняют












Выполняют физминутку













На 6

Ответы детей










Делятся на группы, слушают учителя, работают с учебником

Словесные (рассказ, объяснение, беседа)


Наглядные (иллюстрация)



Учебник


Презентация


Раздаточный материал

Фронтальная

Групповая Устный опрос

Комментирование ответов одноклассников

4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Создать условия для индивидуальной формы работы: учащиеся самостоятельно  высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы. Обсуждение со всем классом, исправление ошибок и дополнения.

-Итак, я вижу, что многие уже готовы. Тогда начинаем проверять.

-Вопросы будет зачитывать один человек из команды, остальные команды отвечают на них по поднятой руке.

-За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны, а в конце мы посмотрим, кто больше жетонов получил.

-Первая группа, прочитайте, пожалуйста, какие вопросы у вас получились. Все остальные внимательно слушают, как ребята сформулировали вопросы и обдумывают на него ответ.

-Кто знает ответ на этот вопрос?

- Спасибо, ребята! Хорошие вопросы вы придумали, молодцы.

-Вторая группа прочитайте ваши вопросы.

-Спасибо! Интересные вопросы у вас получились.

- Третья группа, ваши вопросы.

- Молодцы, замечательные вопросы!

- Четвертая группа, прочитайте ваши вопросы.

-Отличные вопросы у вас получились.

- Пятая группа, а что получилось у вас? Прочитайте, пожалуйста.

- Хорошие вопросы, молодцы.

-Шестая группа, прочитайте ваши вопросы.

- Прекрасные вопросы, умнички!

- Ребята, посчитайте количество жетонов. А пока я прошу сдать мне листочки с вопросами с задних парт на первые.

-Умнички, вы правильно и активно отвечали на вопросы одноклассников, поэтому за урок получаете отметку 5. (Учитель ставит оценки в журнал).





Слушают




Проверяют составленные вопросы, исправляют, дополняют.

Считают количество жетонов.




Словесные (рассказ)

Наглядные (иллюстрация)


Фронтальная

Учебник

Презентация

Раздаточный материал

Устный опрос

Комментирование ответов одноклассников

5. Подведение итогов.

Домашнее задание.

Рефлексия

Организовать анализ и оценку содержания урока, качества работы на уроке, успешности достижения цели.

- Ребята, вы большие молодцы, вот такая замечательная викторина для 3 «А» класса у нас получилась.

- Наш урок подходит к концу, трудно ли было составлять вопросы для викторины в группах? Что именно вам вызвало затруднение, а что удалось легко?

-Спасибо!

- Ребята, вы большие молодцы! И большинство из вас прекрасно поработало на уроке! А сейчас я предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу. Покажите мне две ладошки, если у вас сегодня все-все получалось, вы хорошо читали, отвечали на вопросы, слажено работали в группе. И покажите одну ладошку те, у кого возникали трудности в прочтении, испытывали затруднения в составлении вопросов или же не получалось работать в группе.

-Спасибо! Вижу, что на уроке все получалось.

- Ребята, ваше домашнее задание – на листе А4 нарисовать иллюстрацию и подписать цитатой из рассказ А. И. Куприна «Слон».

- Урок окончен. Вы можете быть свободны.








Ответы детей.













Показывают ладошки.





Слушают, записывают домашнее задание.

Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные (иллюстрация)

Фронтальная

Учебник


Презентация


Раздаточный материал

Устный опрос

Комментирование ответов одноклассников

Рефлексия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!