1. Организационный момент. | Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность. | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Максимовна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! | Слушают. Настраиваются на урок. | Словесные (рассказ, объяснение) Наглядные (иллюстрация) | Презентация Учебник | Фронтальная |
2. Мотивация учебной деятельности Постановка учебных задач | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации. | - Ребята, сначала мы с вами проведем речевую разминку. Давайте вытянем губы вперед как уточки. Хорошо, а теперь улыбнитесь широко-широко. Прекрасно, а теперь еще раз вытягиваем губы вперед, тянем-тянем и улыбаемся друг другу. - Молодцы, какие красивые у вас улыбки! - А сейчас посмотрите на доску. Давайте прочитаем скороговорку все вместе: Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны. - Теперь попробуем немного ускориться. А сейчас ещё быстрее. - Читает только первый ряд, остальные ребята слушают. Теперь читает только второй ряд, затем третий ряд. -Молодцы! | Выполняют речевую разминку. | Словесные (рассказ, объяснение, беседа) Наглядные (иллюстрация) Фронтальная | Учебник Презентация Раздаточный материал | Фронтальная |
3. Актуализация знаний и умений. | Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий. | -Ребята, посмотрите на экран, вы узнали этого человека? - Что вы узнали о жизни писателя на прошлом уроке? Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. А. И. Куприн был великим «зверолюбом». У него более 30-ти рассказов о животных. -Напомните мне, с каким произведением А. Куприна вы работаете? -Спасибо! -Ребята, а вам понравился рассказ? А чем он вам запомнился? - Спасибо. -А давайте проверим, как внимательно вы читали рассказ. Сейчас я раздам вам листочки с вопросами. Первое, что вам нужно сделать – это подписать листок, затем ваша задача выбрать правильный ответ и обвести букву ответа. 1. Как звали героиню рассказа? а) Лиза; б) Надя; в) Аннушка. 2. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. а) Доктор; б) немец; в) папа. 3. В какое время суток слона ведут в гости к больной девочке? а) ночью; б) днем; в) вечером. 4. Какое из лакомств приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем? а) сладкая булка; б) фисташковый торт; в) лимонный торт. 5.Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне. а) Молочка! б) Не бойтесь, он добрый! в) Нет, мне бы слоника… настоящего. 6. Как зовут слона? а) Том б) Томи в) Томми г) Томик 7. Продолжи: Девочка хитро улыбается и говорит: - Передайте Томми, что я а) уже совсем большая б) уже совсем взрослая в) уже совсем здорова г) уже не больна -А сейчас проверим. Для этого поменяйтесь тетрадкой с соседом по парте, возьмите карандаш и напротив правильных ответов поставьте плюсик. Правильные ответы представлены на слайде. Посчитайте количество правильных ответов, если: нет ошибок – оценка «5» 1-2 ошибка – оценка «4» 3 и более ошибки – оценка «3» Поставьте оценки своим одноклассникам, поменяйтесь тетрадями. -Поднимите руки, у кого ни одной ошибки? - Молодцы, ребята! -У кого одна, две ошибки? -Хорошо -У кого 3 и более? -Вижу, что содержание рассказа вы знаете хорошо. -Передайте, пожалуйста, ваши работы с задних парт на первые. | Да, это А. И. Куприн Ответы детей Мы начали работать с произведение Куприна «Слон» Ответы детей Выполняют тест на карточках Проверяют работы одноклассников, ставят оценки | Словесные (рассказ, объяснение, беседа) Наглядные (иллюстрация) Фронтальная | Учебник Презентация Раздаточный материал | Устный опрос Комментирование ответов одноклассников |
3. Обобщение и систематизация знаний Применение знаний и умений в новой ситуации | Выявить качество самостоятельного восприятия текста. Обобщить результат анализа произведения в процессе составления вопросов по каждой части произведения. | - Каждое произведение литературы всегда «загадка». А отгадывает её лучше всего тот, кто внимательно читает авторский текст. - Сегодня на уроке я предлагаю вам составить викторину по рассказу Куприна «Слон» для 3 «А» класса. - Работать на уроке вы будете в группах. Поэтому давайте прочитаем стихотворение и найдем в нём правила работы в группе. Команда – это значит вместе, Команда – все за одного. Здесь всё по совести и чести, Здесь не обидят никого. Здесь каждый свое дело знает, Работает на результат. А если возникают споры, Они решаются тотчас, И никакие разговоры Не отвлекут от дела нас. -Какими правилами вы можете дополнить стихотворение? -Молодцы, спасибо. - Ребята, а сейчас давайте отдохнем. Вставайте около парт. Я буду показывать вам движения, а вы повторяйте за мной. Головой кивает слон. Он слонихе шлёт поклон. Вдох глубокий, выдох полный Разгулялись в море волны. Руки вверх поднять пора, Дружно ловим комара. Опустили руки вниз, В стойку прежнюю вернись. - Молодцы, присаживайтесь. -Ребята, давайте откроем учебник на странице 24. У вас уже составлен план рассказа. На сколько частей разделён рассказ? -Как названа первая часть? -А вторая? -Какое название у третьей части? -У четвертой? -Как названа пятая часть? -А последняя, шестая? -Отлично! Тогда приступаем. -Разделимся на группы по 4 человека. Передние парты разворачиваются к задним. 1 группа будет работать с первой частью рассказа. 2 группа со второй частью. 3 группа берет 3 часть. 4 группа четвертую часть рассказа. 5 группа пятую часть. 6 группа получает 6 часть. -Каждой группе я сейчас раздам вот такой вот лист, куда вы будете записывать вопросы. - Задача каждой группы придумать вопросы по той части рассказа, которая вам досталась, и записать их на листочек. Вопросы могут быть разные. Можно придумать вопросы, на которые ответ будет одно слово. Например, слона в рассказе А. И. Куприна звали Томми? Да. А можно вопросы, на которые нужно дать полный, развернутый ответ. Например, как выглядел слон, которого привели к Наде, чтобы вылечить ее. Слон, которого привели к Наде, чтобы вылечить ее был большой, занял половину столовой. С большими, как лопухи ушами, крошечными, но умными глазами, длинным хоботом. -Ребята, давайте обратим внимание, с каких слов может начинаться вопрос. -Лиза, прочитай, пожалуйста, слова с доски. -Спасибо. -Чем больше вопросов вы придумаете, тем лучше. После того, как вы закончите работу. Каждая группа будет зачитывать свои вопросы, а остальные отвечать на них. Если вопросов нет, можете приступать к работе. | Читают стихотворение, находят правила работы в группе, дополняют Выполняют физминутку На 6 Ответы детей Делятся на группы, слушают учителя, работают с учебником | Словесные (рассказ, объяснение, беседа) Наглядные (иллюстрация) | Учебник Презентация Раздаточный материал | Фронтальная Групповая Устный опрос Комментирование ответов одноклассников |
4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Создать условия для индивидуальной формы работы: учащиеся самостоятельно высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы. Обсуждение со всем классом, исправление ошибок и дополнения. | -Итак, я вижу, что многие уже готовы. Тогда начинаем проверять. -Вопросы будет зачитывать один человек из команды, остальные команды отвечают на них по поднятой руке. -За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны, а в конце мы посмотрим, кто больше жетонов получил. -Первая группа, прочитайте, пожалуйста, какие вопросы у вас получились. Все остальные внимательно слушают, как ребята сформулировали вопросы и обдумывают на него ответ. -Кто знает ответ на этот вопрос? - Спасибо, ребята! Хорошие вопросы вы придумали, молодцы. -Вторая группа прочитайте ваши вопросы. -Спасибо! Интересные вопросы у вас получились. - Третья группа, ваши вопросы. - Молодцы, замечательные вопросы! - Четвертая группа, прочитайте ваши вопросы. -Отличные вопросы у вас получились. - Пятая группа, а что получилось у вас? Прочитайте, пожалуйста. - Хорошие вопросы, молодцы. -Шестая группа, прочитайте ваши вопросы. - Прекрасные вопросы, умнички! - Ребята, посчитайте количество жетонов. А пока я прошу сдать мне листочки с вопросами с задних парт на первые. -Умнички, вы правильно и активно отвечали на вопросы одноклассников, поэтому за урок получаете отметку 5. (Учитель ставит оценки в журнал). | Слушают Проверяют составленные вопросы, исправляют, дополняют. Считают количество жетонов. | Словесные (рассказ) Наглядные (иллюстрация) Фронтальная | Учебник Презентация Раздаточный материал | Устный опрос Комментирование ответов одноклассников |
5. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия | Организовать анализ и оценку содержания урока, качества работы на уроке, успешности достижения цели. | - Ребята, вы большие молодцы, вот такая замечательная викторина для 3 «А» класса у нас получилась. - Наш урок подходит к концу, трудно ли было составлять вопросы для викторины в группах? Что именно вам вызвало затруднение, а что удалось легко? -Спасибо! - Ребята, вы большие молодцы! И большинство из вас прекрасно поработало на уроке! А сейчас я предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу. Покажите мне две ладошки, если у вас сегодня все-все получалось, вы хорошо читали, отвечали на вопросы, слажено работали в группе. И покажите одну ладошку те, у кого возникали трудности в прочтении, испытывали затруднения в составлении вопросов или же не получалось работать в группе. -Спасибо! Вижу, что на уроке все получалось. - Ребята, ваше домашнее задание – на листе А4 нарисовать иллюстрацию и подписать цитатой из рассказ А. И. Куприна «Слон». - Урок окончен. Вы можете быть свободны. | Ответы детей. Показывают ладошки. Слушают, записывают домашнее задание. | Словесные (рассказ, объяснение, беседа) Наглядные (иллюстрация) Фронтальная | Учебник Презентация Раздаточный материал | Устный опрос Комментирование ответов одноклассников Рефлексия |