СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе А. С. Пушкин литературная сказка «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе А. С. Пушкин литературная сказка «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки.»

Технологическая карта

урока литературного чтения

Учитель

Газизова З.А.

Класс

2 «А»

Автор УМК (программы учебного курса)

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина

Тема урока

А. С. Пушкин литературная сказка «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний


Цель:

формирование новых знаний и ценностного отношения к ним.

Задачи:


- знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина;

- обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина;

- формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки;

- расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса, обобщение изученного материала, закрепление знания термина «устаревшие слова (архаизмы)».

Планируемый результат:

- учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

- находить ответы на вопросы в тексте;

- освоить значение некоторых архаизмов.

Основные понятия:

архаизмы, землянка, невод, корыто, откуп, простофиля.


Межпредметные связи

Русский язык, раздел «Лексика».

Ресурсы

Учебник «Литературного чтения. 2 класс» [Л.Ф. Климанова и др.]

Компьютерная презентация к заданиям урока.

Интерактивная доска, проектор.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.


Формируемые УУД: Познавательные УУД: обобщение знаний учащихся о сказке А.С.Пушкина, его творчестве, формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текстом;

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного диалога; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе ( планирование совместной деятельности);

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»; оценивать поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

На предыдущем уроке класс был разделен на 4 группы: «Знайки» ( работали с лексическим значением устаревших слов (архаизмов); « Искатели» (в дополнительной литературе, интернет ресурсах подбирали необходимую информацию по изучаемой теме);«Художники» ( рисовали иллюстрации к 1 части текста, отбирала лучшие работы и составляла картинный план); «Чтецы» ( готовили выразительное чтение 1 части сказки «О рыбаке и рыбке»). Учащиеся самостоятельно назначали ответственных в своих группах, составляли план предстоящей работы, распределяли материал и готовили ответы.


Этап урока



Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Осуществляемые действия

познавательная

коммуникативная

регулятивная

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Орг. момент






Мотивация учебной деятельности


-Здравствуйте, ребята.

-Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

-Начать наш урок я бы хотела со следующих стихотворных строк.

 1 слайд

«В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

В сказке всё бывает честно:

И начало, и конец.

Смелый принц ведёт принцессу

Непременно под венец.»


- Как вы думаете, почему я начала урок этими словами?




Формируем умение слушать и понимать других.


Включение в деловой ритм работы.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проверка домашнего задания

- Давайте вспомним, что такое сказка?

Сказка – это произведение с выдуманным, иногда фантастическим сюжетом.

- Какие бывают сказки? (Авторские и народные)

- К какому виду мы отнесем «Сказку о рыбаке и рыбке»? (Авторская)

- Почему?

- Какое домашнее задание вы выполняли? (На предыдущем уроке класс был разделен на 4 группы: «Знайки» (работали с лексическим значением слов); «Искатели» (в дополнительной литературе, интернет ресурсах искали необходимую информацию по изучаемой теме); «Чтецы» (подготовили выразительное чтение 1 части); «Художники» (рисовали иллюстрации к 1 части текста и составляли картинный план)

Как вы справились с заданием, мы сейчас и узнаем, но сначала повторим правила работы в группе.

2 слайд

  • «Правила работы в группе»

  • Слушай, что говорят другие.

  • Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

  • Говори спокойно ясно, только по делу.

  • Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

  • Помогай товарищам, если они об этом просят.

  • Точно выполняй возложенную на тебя роль.































Умение аргументировать своё предложение.

Ответы учащихся

Работать в команде разного наполнения;

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;

ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; работать консультантом и помощником для других ребят;

работать с консультантами и помощниками в своей группе.


Способность обучающегося к саморазвитию, учебно –  познавательная мотивация учебной деятельности

Актуализация опорных знаний










































- Уважаемые «Искатели», а нашли ли вы ответ на вопрос, сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? Вы решили, кто пойдет отвечать из вашей группы?

3 слайд

- Сейчас потолкуем о сказке одной.

Тут синее море, тут берег морской.

Старик выйдет к морю, он невод забросит

Кого - то поймает и что - то попросит.

О жадной старухе рассказ здесь пойдёт.

А жадность, ребята, к добру не ведёт.

- Какие герои были упомянуты в этом стихотворении? (Старик, старуха).

- Какого героя не назвали? (Золотая рыбка).

- Как правильно звучит название сказки, из которой эти герои? («Сказка о рыбаке и рыбке»).

4 слайд

- Что можно узнать по названию произведения? (Жанр, героев сказки).

- А что узнали наши «Искатели» из истории создания этой сказки?



А.С.Пушкин написал семь сказок, ни одна из них не адресована детям. Есть сказка-стихотворение «Жених», есть неоконченное произведение «Сказка о медведихе». И 5 самых известных сказок:

1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;

2. «Сказку о попе и о работнике его Балде»;

3. «Сказку о золотом петушке»;

4. «Сказку о царе Салтане»;

5. «Сказку о рыбаке и рыбке».

«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» была написана 1833 году, а опубликована только спустя 2 года.











Находить нужную информацию в учебнике, дополнительной литературе, интернет ресурсах.

Планирование учебного сотрудничества: работа в группах.

Умение в полнотой и точной форме выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.


















Участвовать в диалоге на уроке.






Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

.


Проявление инициативности и самостоятельности.

Развиваем умения:

– принимать участие в обсуждении и

формулировании цели конкретного задания;

– принимать участие в обсуждении и составлении плана действий);

– выполнять работу в соответствии с заданным планом;

- уметь оценивать правильность выполнения действия.  

Чтение I части с комментированием.






























- Первую часть сказки вы сегодня услышите в исполнении ребят из группы «Чтецы», которые готовили выразительное чтение.

- Задача остальных: внимательно послушать сказку. Если при чтении произведения будут встречаться слова, значение которых вы не знаете, поднимайте значок смайлик- вопросик. Группа «Знайки» поможет растолковать архаизмы.

- А что такое архаизмы?

(По ходу чтения учитель делает остановки для комментариев)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке (То есть в очень старом доме, вырытом в земле.)

Ровно тридцать лет и три года.

-Как жили старик со старухой?

(Жили очень бедно.)

-Какое чудо произошло?

-Каким мы видим старика в начале сказки?

-Как отнеслась старуха к рассказу старика?

-Каким вам представляется старик? А старуха?

Читают ученики из группы «Чтецы».












Архаизмы – это устаревшие слова, которые вышли из употребления.


По ходу чтения идёт словарная работа. «Знайки» объясняют слова и выражения. Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод- большая рыболовная сеть.

Откуп – плата.

Простофиля – глупый, несообразительный человек и т.д.















Искать в тексте и выделять необходимую информацию.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Формируем умение делать выводы.

Смысловое чтение.






















Ученик учится пересказывать сюжет















Проявление инициативности и самостоятельности.

Работа с иллюстрациями

- К данной части сказки ребята из группы «Художники» подготовили иллюстрации.

- Попробуйте по иллюстрации пересказать I часть сказки (1чел. из группы).

На доску участники группы поместили рисунки, в хронологическом порядке.

Формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрациях.

Ученик учится пересказывать сюжет



Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Понравилась ли вам работа групп? Чем?

- Дайте оценку своей работы в группе и работы на уроке с помощью значка смайлика.




Способность сохранять

доброжелательное отношение друг к другу.



Д/з

Ребята, а если бы вы поймали золотую рыбку, то о чём бы её попросили? Ответ на мой вопрос я предлагаю написать в виде небольшого сочинения. А начать его словами: «Если бы я поймал(а) золотую рыбку, то …»



























3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!