Этап речевой разминки Задача: активизировать речевую деятельность обучающихся | - Проведем речевую разминку. Давайте прочитаем скороговорку. Перепел перепёлку и перепелят В перелеске прятал от ребят. - Прочитайте строки с доски про себя, затем: вслух медленно, с интонацией – вопросительной, – восклицательной, сердито, весело, быстро и весело. | Читают скороговорку, слушают учителя. | Регулятивные: эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи; Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре и группе; доносить свою позицию до других; |
Актуализация знаний Задача: актуализировать опорные знания и способы деятельности | -На стр. 37 вы видите название новой темы – «Поэтическая тетрадь». - Если вы помните, мы уже изучали раздел с таким названием. -Как вы думаете, о чем этот раздел, какие произведения могут быть здесь помещены? - Прочитайте, чему мы научимся? - Рассмотрите стр.39. - Проверим, как вы запомнили: с чем мы познакомимся? (Со стихотворениями Саши Черного, А. Блока, С. Есенина.) - Давайте посмотрим содержание учебника на с.158, ознакомьтесь с темами раздела. | Слушают и отвечают на вопросы учителя. Работают с учебником. | Познавательные: анализировать лирический текст, находить опорные слова, извлекать информацию, представленную в разной форме. |
Первичное восприятие текста Задача: обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению. | Сегодня мы познакомимся с интересным человеком. Это поэт «серебряного века». Так как зовут этого поэта? Да, Саша Чёрный. - Я прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте. Саша Чёрный «Детям» - Это стихотворение Саши Чёрного «Детям». О чем же оно? – Знакома ли вам эта фамилия? Знаете ли вы произведения этого писателя? – Наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним писателя. – Вспомните, что такое псевдоним? Псевдоним — вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля – Настоящее его имя – Александр Гликберг. За свою не очень долгую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, сказок. Когда вы станете старше, вы познакомитесь с прозой Саши Черного, а сегодня мы узнаем Сашу Черного -поэта. - И я предлагаю это сделать по разделам. С какого начнем? - ДЕТСТВО. Саша Черный родился 13 октября, в 1880 г. В городе Одессе в еврейской семье управляющего аптекой. В гимназии Александр проучился недолго, сбежал из дома. -ПСЕВДОНИМ «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр не долго придумывал себе творческое имя. - ПОЭТ. Поэт Саша Черный жил в самом начале 20-го века. В 25 лет начал печататься в журналах. Он написал много стихов для взрослых. Но эти стихи такие же веселые и смешные, как и те, которые были созданы специально для детей. - ДЛЯ ДЕТЕЙ. Он побывал во многих городах. Он делал все, чтобы дети ценили русскую литературу, чтобы они почувствовали всю красоту русской культуры. Даже вдали от родины, которую он очень любил, Саша Черный продолжал писать для детей. Его произведения были написаны не только для детей России, но и для детей других стран. Он хотел, чтобы дети на земле были счастливы, и делал все, что было в его силах. - ИЗВЕСТНОСТЬ. Вершиной творчества Саши Черного для детей стал сборник стихов «Детский остров». «Детский остров» «рос» до конца жизни поэта. Сборник пополнялся новыми и новыми страничками. У поэта был еще один «остров спасения» - остров-зоопарк. Он очень любил животных. Все его книги, написанные для детей, населены мяукающим, тявкающим, крякающим, поющим, жужжащим народцем - его приятелями и любимцами. - Вот мы и узнали о этом авторе больше. - «Что ты тискаешь утенка?» Так начинается стихотворение Саши Черного. Как вы думаете, о чем оно? - Сейчас мы прослушаем аудиозапись произведения, вам необходимо внимательно слушать, следить за текстом в учебнике и отмечать те слова, которые вам непонятны. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворение автора. Рассуждают, обсуждая с учителем произведение. Слушают учителя, отвечая на вопросы и выбирая раздел. Слушают стихотворение «Что ты тискаешь утёнка?» | Личностные: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей, формирование системы нравственных ценностей; Регулятивные: эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, оценивать процесс и результаты деятельности; Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре и группе; доносить свою позицию до других; Познавательные: анализировать текст, находить опорные слова, извлекать информацию, представленную в разной форме. |
Словарная работа. Задача: обогащение словарного запаса обучающихся. | Словарная работа -Какие слова и выражения были непонятны? -Обсудите их в паре, помогите друг другу. - Вы смогли помочь друг другу? Остались неизвестные слова? Работа с определениями на слайде: тискаешь, ишь, рвется прочь, в свой черед, брыкаться, снеси, притиснешь, капут. - Мы потрудились, настало время отдохнуть – физкультминутка. Кто вас знает танец маленьких утят? | Работают в паре, объясняя друг друга слова. Знакомятся с оставшимися неизвестными словами. Выполняют физминутку. | Личностные: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре и группе; доносить свою позицию до других; |
Анализ текста Задача: углубить восприятие произведения, освоение идеи произведения. | – Чему учит поэт в стихотворении – К кому обращено стихотворение Саши Черного? – Почему вы так решили? Какой совет дает поэт? - Как вы понимаете выражение: «Лапы мальчика не шутка, чуть притиснешь – и капут» - Сколько героев в этом произведении? - Что они делают? - Как автор убеждает мальчика не тискать утенка? - Прочитайте, убеждение поэта не тискать утенка. - Как взрослый разговаривает с малышом: сердито, дружелюбно, ругает, что-то советует? - Как вы думаете, это веселые или грустные стихи? - Как будем читать стихотворение? - Попробуем вместе с автором убедить мальчика. - Прочитайте стихотворение про себя. Выразительное чтение стихотворения - Какой вывод можно сделать? К чему будем призывать всех людей? | Работают с текстом, отвечая на вопросы. Слушают и отвечают на вопросы учителя. Выразительно читают стихотворение. | Личностные: формирование системы нравственных ценностей; Регулятивные: эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, оценивать процесс и результаты деятельности; Коммуникативные: доносить свою позицию до других; Познавательные: анализировать текст, находить опорные слова, извлекать информацию, представленную в разной форме. |