СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе "Э. Н. Успенский «Чебурашка» "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе "Э. Н. Успенский «Чебурашка» "»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 13.04.2022 г.

ФИО: Раскина Ульяна Константиновна

Тема урока: Э. Н. Успенский «Чебурашка»

Класс: 2

Цель: Создание условий для ознакомления с веселыми произведениями для детей Э. Успенского.

Задачи урока:

Дидактические: определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа.


Развивающие: способствовать развитию связной речи, учить использовать в речи средства художественной выразительности.


Воспитательные: содействовать воспитанию культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации УД (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Личностные

1.Самоопределение к деятельности

Словесный

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

-Ребята, проверьте свою готовность к уроку. На столе должно быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

Приветствуют учителя.


Проверяют готовность к уроку.

Ф


К: умение слушать и понимать речь других.

Л: правильная посадка за партой.

2. Актуализация знаний. Введение в проблему

Практический

Речевая разминка.

1. Чтобы разговаривать,

Надо выговаривать, 
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать, 
Мы будем выговаривать!

Всё правильно и внятно,
Чтоб было всё понятно.

– Прочитайте чистоговорку по слогам глазами. А теперь читаем вслух: начиная тихо и убыстряя темп. 


2. Постучался в нашу дверь

Необычный чудо-зверь –
Он в коричневой рубашке,
Ушки-блюдца нараспашку. 


– Прочитать весело, грустно, с ускорением,
с замедлением

– О ком загадка? Как догадались?

Кто же догадался, чему мы посвятим сегодня урок?


- Давайте вспомним, с каким автором вы познакомились на прошлом уроке?

-Из всех портретов найдите портрет Б. Заходера.

- Какие его произведения вы читали?

- Хорошо, какое из этих произведений Вам понравилось больше? Почему?

Слушают учителя, произносят скороговорки.


-Чебурашка. По описанию.

-Будем читать произведение про Чебурашку.


-Б. Заходера


(находят)


(Товарищам детям, Что красивей всего?, Песенки Винни-Пуха)

-ответы детей

Ф

Презентация

К: умение выражать свои мысли.

П: умение строить речевое высказывание.

3. Постановка учебной задачи

Словесный

-Итак, посмотрите снова на слайд. Знаете ли вы первого писателя?

-Это Э.Успенский.

Откройте страницу 139. Прочитайте название. Как вы думаете, здесь помещен отрывок или целое произведение?

Сформулируйте тему урока.

Определите задачи урока.

-да/нет


-отрывок


- Э.Успенский «Чебурашка»

- Познакомить с жизнью и творчеством Э. Н.Успенского и его произведением “Крокодил Гена и его друзья”.

Ф

Учебник

Презентация

К: умение выражать свои мысли.

П: умение строить речевое высказывание.

Р: уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

4. "Открытие" новых знаний

Словесный

Практический

Эдуард Успенский - известный детский писатель и автор сценариев к популярным мультфильмам.
Еще учась в школе, он начал придумывать смешные рассказы для детей помладше. За долгие годы творчества он написал сказки про Крокодила Гену и Чебурашку, про Простоквашино, про девочку Веру и обезьянку Анфису. Немногие знают, но именно он придумал сказочную повесть "Гарантийные человечки", на основе которой сейчас снимают мультсериал "Фиксики".
Стихи и мультфильмы Эдуарда Успенского любят дети по всему миру, поэтому многие из них переведены на иностранные языки.


Выставка книг Э.Н. Успенского.

– Посмотрите на выставку книг Успенского, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.

  1. “Крокодил Гена и его друзья”.

  2. “Дядя Федор, пес и кот”.

  3. “Тетя дяди Федора”.

  4. “Любимая девочка дяди Федора”.

  5. “Про Веру и Анфису”.

  6. “Разноцветная семейка”

- Как вы думаете, как мы можем назвать эту выставку?

-Какие произведения вам знакомы? Назовите ваше любимое произведение.

-Кто же такой Чебурашка? Опишите его внешний вид.


Конечно, всех интересует, как писатель придумал такое необычное существо с таким необычным именем. Существует несколько версий.

Якобы в детстве у Успенского была такая бракованная игрушка  - Чебурашка -  изображавшая странного зверя: не то медвежонок, не то заяц с большими ушами. Но сам писатель отвергает такую версию и рассказывает следующую историю.

«Я пришел в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу. Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И её отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!». Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» — это значит «упасть». Так и появилось имя моего героя.


- Перед тем, как вы будете читать текст еще раз, прочитаем слова, которые могут вызвать затруднения

- Ребята посмотрите на слайд и прочитайте слова.

- Что такое уцененные товары? Найдите ответ в словаре в конце учебника.


-Телефонная будка-

Бракованная (игрушка)


Тропический лес


А вы когда-нибудь видели гиппопотама? Посмотрите на картинку.

Гиппопотам -  толстокожее африканское животное, бегемот.

- А кто знает, что означает выражение чебурахнуться?

- произведения Э. Успенского


(ответы детей)


(Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.)


Уцененные (товары)- товары, которые стоят меньше прежней стоимости.


-будка с телефоном-автоматом.

– товар, оказавшийся негодным, порченным.

– жаркий влажный лес


-да/нет

-упасть

Ф, П

Презентация

Словарь

К: умение выражать свои мысли.

П: умение строить речевое высказывание, анализировать объекты с целью выделения признаков

5. Закрепления новых знаний и способов действий

Словесный

Практический

Я начну читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить.

Комбинированное чтение части 1 до слов: «….и отправили в далекое путешествие.»

Понравилось начало сказки?

А где жил Чебурашка?

А что такое тропический лес?

Почему у Чебурашки, когда он жил в тропическом лесу, не было имени?

Расскажите, как оказался Чебурашка на корабле?

Давайте озаглавим эту часть. Для этого найдите среди предложенных на слайде нужное название:

В магазине фруктов.

В магазине уцененных товаров.

В далеком тропическом лесу.

Комбинированное чтение части 2 до слов:»Как хотите, так и поступайте.»

А как вы поняли, что такое чебурахнулся? Найдите и прочитайте предложения, где это слово встречается.

Почему же Чебурашку назвали Чебурашкой?

Почему ящик, в котором ехал Чебурашка, назвали каютой?

Что такое каюта?

– Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы? Найдите и прочитайте.

Давайте озаглавим эту часть. Для этого найдите среди предложенных на слайде нужное название:

В магазине фруктов.

В магазине уцененных товаров.

В далеком тропическом лесу


Комбинированное чтение части 3 до конца.

- Куда же отнес директор магазина Чебурашку сначала? Прочитайте.

- Почему его не взяли? Прочитайте.

- В какой же магазин отнес директор Чебурашку?

- Кто может объяснить, что такое уцененные товары?

– Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?

– Где он стал жить?

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как вы думаете, понравилось Чебурашке жить в телефонной будке?

Давайте озаглавим эту часть. Для этого найдите среди предложенных на слайде нужное название:

В магазине фруктов.

В магазине уцененных товаров.

В далеком тропическом лесу.

Итак, у нас получился план отрывка из сказки.

На слайде:

1. В далеком тропическом лесу.

2. В магазине фруктов.

3. В магазине уцененных товаров.

Давайте вспомним, о чем говорилось в первой части? А во второй? А в третьей?

-Ребята, посмотрите на слайд, на слайде расположены вопросы в неправильной последовательности, вам нужно распределить их правильно, по событиям.


Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

Как он оказался в магазине уценённых товаров?

Где жил Чебурашка?

Как у забавного зверька появилось имя?

Что оно означает?

Какие вопросы относятся к первой части? Подумайте, какие ещё вопросы можно задать к этой части?

Какие вопросы относятся к второй части? Подумайте, какие ещё вопросы можно задать к этой части?


Какие вопросы относятся к третьей части? Подумайте, какие ещё вопросы можно задать к этой части?


Нравится ли тебе Чебурашка?

-да/нет


-в густом тропическом лесу

– жаркий влажный лес


-там не было людей


-он хотел позавтракать, объелся и уснул прямо в ящиках с апельсинами и его вместе с ящиком погрузили на корабль и отправили в путешествие.


-В далеком тропическом лесу.


- упасть

- Он сидел, сидел, смотрел по сторонам, а потом взял да и чебурахнулся со стола на стул. Но и на стуле он долго не усидел — чебурахнулся снова. На пол.

- Директор сказал: "Фу ты, чебурашка какой". Так и получил чебурашка свое имя от глагола чебурахнуться

-Потому что там располагался Чебурашка, пока путешествовали.

-Помещение на корабле.


- Ящики долго плавали по морям и океанам и в конце концов оказались во фруктовом магазине очень большого города. Когда их открыли, в одном апельсинов почти не было, а был только толстый-претолстый Чебурашка.
Продавцы вытащили Чебурашку из его каюты и посадили на стол. Но Чебурашка не мог сидеть на столе: он слишком много времени провёл в ящике, и у него затекли лапы.


-В магазине фруктов.


-Директору пришлось взять Чебурашку под мышку и отнести его в главный городской зоопарк.


-Но в зоопарк Чебурашку не приняли. Во-первых, зоопарк был переполнен. А во-вторых, Чебурашка оказался совершенно неизвестным науке зверем. Никто не знал, куда же его поместить: то ли к зайцам, то ли к тиграм, то ли вообще к морским черепахам.


- в магазин уцененных товаров.


-Уцененные (товары)- товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

-Привлекающим внимание прохожих.

- в телефонной будке


-на его лице видна улыбка, поэтому думаем, что ему нравится там жить.


-В магазине уцененных товаров


-в 1 части: где жил Чебурашка

-во 2 части: как он попал в магазин фруктов.

-в 3 части: как он попал и кем работал в магазине уцененных товаров.


(составляют)


- Где жил Чебурашка?


- Как у забавного зверька появилось имя?

Что оно означает?


- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

Как он оказался в магазине уценённых товаров?

Ответы детей

Ф

Учебник

Презентация

Р: умение соотносить свои действия с действиями учителя;

П: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков

К: Умение выражать свои мысли достаточно полно и точно.

6.Включение в систему знаний и повторения

Словесный

Практический

– Почему Чебурашке некому было звонить?

– Как думаете, как живется без друзей? Почему?
– Нашел ли друзей Чебурашка? Назовите.

– Какие пословицы о дружбе вы знаете?

  1. • Друг за друга держаться – ничего не бояться.

  2. • Друг познается в беде.

  3. • Человек без друзей, что дерево без корней.

  4. • Без друга в жизни туго.

  5. • Без друга на сердце вьюга.

  6. • Человек без друга – что земля без воды.

– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.


– Дополните пословицы: (работа в парах)

Не имей 100 рублей,.
Нет друга – ищи,.
Хочешь дружить –
Доброе братство –

(У него не было друзей.)


Плохо. Ответы детей.


-да

-Крокодил Гена, девочку Галю, щенка Тобика и льва Чандра


-Я считаю, что подходят все пословицы, так как во всех речь идет о дружбе, что человеку без друга тяжело. (ответы детей)


- а имей 100 друзей

- а нашёл - береги

- сам будь другом

- лучше богатства

Ф, И

Презентация

П:
- осуществлять анализ;
- освоение приёмов поиска нужной информации;
- умение высказывать и пояснять свою точку зрения;
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

7. Рефлексия деятельности

Словесный

- Ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились?

-кто автор данного произведения?

-верно!

- Молодцы. Ребята, если вы хорошо работали на уроке и у вас не было никаких затруднений, то поднимите большой пальчик вверх, если у вас были небольшие затруднения, то в сторону, а если ничего не получилось, то вниз.

-«Чебурашка»


- Э. Успенского

Ф


Р: умение ориентироваться в своей системе знаний: Осуществлять анализ и синтез; оценка деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!