1.Самоопределение к деятельности | Словесный | Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. -Ребята, проверьте свою готовность к уроку. На столе должно быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Ф | | К: умение слушать и понимать речь других. Л: правильная посадка за партой. |
2. Актуализация знаний. Введение в проблему | Практический | Речевая разминка. 1. Чтобы разговаривать, Надо выговаривать, Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать! Всё правильно и внятно, Чтоб было всё понятно. – Прочитайте чистоговорку по слогам глазами. А теперь читаем вслух: начиная тихо и убыстряя темп. 2. Постучался в нашу дверь Необычный чудо-зверь – Он в коричневой рубашке, Ушки-блюдца нараспашку. – Прочитать весело, грустно, с ускорением, с замедлением – О ком загадка? Как догадались? Кто же догадался, чему мы посвятим сегодня урок? - Давайте вспомним, с каким автором вы познакомились на прошлом уроке? -Из всех портретов найдите портрет Б. Заходера. - Какие его произведения вы читали? - Хорошо, какое из этих произведений Вам понравилось больше? Почему? | Слушают учителя, произносят скороговорки. -Чебурашка. По описанию. -Будем читать произведение про Чебурашку. -Б. Заходера (находят) (Товарищам детям, Что красивей всего?, Песенки Винни-Пуха) -ответы детей | Ф | Презентация | К: умение выражать свои мысли. П: умение строить речевое высказывание. |
4. "Открытие" новых знаний | Словесный Практический | Эдуард Успенский - известный детский писатель и автор сценариев к популярным мультфильмам. Еще учась в школе, он начал придумывать смешные рассказы для детей помладше. За долгие годы творчества он написал сказки про Крокодила Гену и Чебурашку, про Простоквашино, про девочку Веру и обезьянку Анфису. Немногие знают, но именно он придумал сказочную повесть "Гарантийные человечки", на основе которой сейчас снимают мультсериал "Фиксики". Стихи и мультфильмы Эдуарда Успенского любят дети по всему миру, поэтому многие из них переведены на иностранные языки. Выставка книг Э.Н. Успенского. – Посмотрите на выставку книг Успенского, здесь представлены самые известные и любимые его произведения. “Крокодил Гена и его друзья”. “Дядя Федор, пес и кот”. “Тетя дяди Федора”. “Любимая девочка дяди Федора”. “Про Веру и Анфису”. “Разноцветная семейка” - Как вы думаете, как мы можем назвать эту выставку? -Какие произведения вам знакомы? Назовите ваше любимое произведение. -Кто же такой Чебурашка? Опишите его внешний вид. Конечно, всех интересует, как писатель придумал такое необычное существо с таким необычным именем. Существует несколько версий. Якобы в детстве у Успенского была такая бракованная игрушка - Чебурашка - изображавшая странного зверя: не то медвежонок, не то заяц с большими ушами. Но сам писатель отвергает такую версию и рассказывает следующую историю. «Я пришел в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу. Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И её отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!». Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» — это значит «упасть». Так и появилось имя моего героя. - Перед тем, как вы будете читать текст еще раз, прочитаем слова, которые могут вызвать затруднения - Ребята посмотрите на слайд и прочитайте слова. - Что такое уцененные товары? Найдите ответ в словаре в конце учебника. -Телефонная будка- Бракованная (игрушка) Тропический лес А вы когда-нибудь видели гиппопотама? Посмотрите на картинку. Гиппопотам - толстокожее африканское животное, бегемот. - А кто знает, что означает выражение чебурахнуться? | - произведения Э. Успенского (ответы детей) (Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.) Уцененные (товары)- товары, которые стоят меньше прежней стоимости. -будка с телефоном-автоматом. – товар, оказавшийся негодным, порченным. – жаркий влажный лес -да/нет -упасть | Ф, П | Презентация Словарь | К: умение выражать свои мысли. П: умение строить речевое высказывание, анализировать объекты с целью выделения признаков |
5. Закрепления новых знаний и способов действий | Словесный Практический | Я начну читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. Комбинированное чтение части 1 до слов: «….и отправили в далекое путешествие.» Понравилось начало сказки? А где жил Чебурашка? А что такое тропический лес? Почему у Чебурашки, когда он жил в тропическом лесу, не было имени? Расскажите, как оказался Чебурашка на корабле? Давайте озаглавим эту часть. Для этого найдите среди предложенных на слайде нужное название: В магазине фруктов. В магазине уцененных товаров. В далеком тропическом лесу. Комбинированное чтение части 2 до слов:»Как хотите, так и поступайте.» А как вы поняли, что такое чебурахнулся? Найдите и прочитайте предложения, где это слово встречается. Почему же Чебурашку назвали Чебурашкой? Почему ящик, в котором ехал Чебурашка, назвали каютой? Что такое каюта? – Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы? Найдите и прочитайте. Давайте озаглавим эту часть. Для этого найдите среди предложенных на слайде нужное название: В магазине фруктов. В магазине уцененных товаров. В далеком тропическом лесу Комбинированное чтение части 3 до конца. - Куда же отнес директор магазина Чебурашку сначала? Прочитайте. - Почему его не взяли? Прочитайте. - В какой же магазин отнес директор Чебурашку? - Кто может объяснить, что такое уцененные товары? – Кем предложил работать директор №2 Чебурашке? – Где он стал жить? Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как вы думаете, понравилось Чебурашке жить в телефонной будке? Давайте озаглавим эту часть. Для этого найдите среди предложенных на слайде нужное название: В магазине фруктов. В магазине уцененных товаров. В далеком тропическом лесу. Итак, у нас получился план отрывка из сказки. На слайде: 1. В далеком тропическом лесу. 2. В магазине фруктов. 3. В магазине уцененных товаров. Давайте вспомним, о чем говорилось в первой части? А во второй? А в третьей? -Ребята, посмотрите на слайд, на слайде расположены вопросы в неправильной последовательности, вам нужно распределить их правильно, по событиям. Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? Как он оказался в магазине уценённых товаров? Где жил Чебурашка? Как у забавного зверька появилось имя? Что оно означает? Какие вопросы относятся к первой части? Подумайте, какие ещё вопросы можно задать к этой части? Какие вопросы относятся к второй части? Подумайте, какие ещё вопросы можно задать к этой части? Какие вопросы относятся к третьей части? Подумайте, какие ещё вопросы можно задать к этой части? Нравится ли тебе Чебурашка? | -да/нет -в густом тропическом лесу – жаркий влажный лес -там не было людей -он хотел позавтракать, объелся и уснул прямо в ящиках с апельсинами и его вместе с ящиком погрузили на корабль и отправили в путешествие. -В далеком тропическом лесу. - упасть - Он сидел, сидел, смотрел по сторонам, а потом взял да и чебурахнулся со стола на стул. Но и на стуле он долго не усидел — чебурахнулся снова. На пол. - Директор сказал: "Фу ты, чебурашка какой". Так и получил чебурашка свое имя от глагола чебурахнуться -Потому что там располагался Чебурашка, пока путешествовали. -Помещение на корабле. - Ящики долго плавали по морям и океанам и в конце концов оказались во фруктовом магазине очень большого города. Когда их открыли, в одном апельсинов почти не было, а был только толстый-претолстый Чебурашка. Продавцы вытащили Чебурашку из его каюты и посадили на стол. Но Чебурашка не мог сидеть на столе: он слишком много времени провёл в ящике, и у него затекли лапы. -В магазине фруктов. -Директору пришлось взять Чебурашку под мышку и отнести его в главный городской зоопарк. -Но в зоопарк Чебурашку не приняли. Во-первых, зоопарк был переполнен. А во-вторых, Чебурашка оказался совершенно неизвестным науке зверем. Никто не знал, куда же его поместить: то ли к зайцам, то ли к тиграм, то ли вообще к морским черепахам. - в магазин уцененных товаров. -Уцененные (товары)- товары, которые стоят меньше прежней стоимости. -Привлекающим внимание прохожих. - в телефонной будке -на его лице видна улыбка, поэтому думаем, что ему нравится там жить. -В магазине уцененных товаров -в 1 части: где жил Чебурашка -во 2 части: как он попал в магазин фруктов. -в 3 части: как он попал и кем работал в магазине уцененных товаров. (составляют) - Где жил Чебурашка? - Как у забавного зверька появилось имя? Что оно означает? - Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? Как он оказался в магазине уценённых товаров? Ответы детей | Ф | Учебник Презентация | Р: умение соотносить свои действия с действиями учителя; П: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков К: Умение выражать свои мысли достаточно полно и точно. |
6.Включение в систему знаний и повторения | Словесный Практический | – Почему Чебурашке некому было звонить? – Как думаете, как живется без друзей? Почему? – Нашел ли друзей Чебурашка? Назовите. – Какие пословицы о дружбе вы знаете? • Друг за друга держаться – ничего не бояться. • Друг познается в беде. • Человек без друзей, что дерево без корней. • Без друга в жизни туго. • Без друга на сердце вьюга. • Человек без друга – что земля без воды. – Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл. – Дополните пословицы: (работа в парах) Не имей 100 рублей,. Нет друга – ищи,. Хочешь дружить – Доброе братство – | (У него не было друзей.) Плохо. Ответы детей. -да -Крокодил Гена, девочку Галю, щенка Тобика и льва Чандра -Я считаю, что подходят все пословицы, так как во всех речь идет о дружбе, что человеку без друга тяжело. (ответы детей) - а имей 100 друзей - а нашёл - береги - сам будь другом - лучше богатства | Ф, И | Презентация | П: - осуществлять анализ; - освоение приёмов поиска нужной информации; - умение высказывать и пояснять свою точку зрения; - отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. |