Этап урока Методы и приемы | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! - Ребята, а вы были когда-нибудь в театре? -Сегодня мы отправимся в путешествие по театру. Надеюсь, что на уроке у нас все получится, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи на этом уроке. | Слушать учителя. | Коммуникативные(умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации) |
II. Актуализация знаний | Речевая разминка Прочитайте скороговорку. Дама сдавала багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку, И маленькую собачонку. Выдали даме на станции Четыре зелёных квитанции О том, что получен багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка И маленькая собачонка. Лера, прочитай скороговорку весело Алиса, начни читать шепотом, постепенно увеличивая силу голоса Оля Щ., начни читать медленно, постепенно ускоряя темп | Выполнять разминку. Слушать учителя. Рассказывать стихотворение наизусть. | Коммуникативные (умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации) Познавательные(осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи) |
III. Постановка учебной задачи | -Ребята, произведения этого автора знакомы нам с детства. Посмотрим на выставку книг и вспомним, какие произведения он написал. («Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «Дети нашего двора», «Теремок» и другие). - О каком авторе идет речь? Давайте вспомни его биографию. В этом нам поможет Рощупкина Алиса. -Какое чудо нам открыл С.Я. Маршак и в каком произведении? Послушайте и попробуйте догадаться. -Когда месяцы уступают друг другу время, когда в лесу падчерица становится принцессой, когда солдат становится профессором. Это действительно – чудо! С каким произведением познакомимся? -Определите тему урока. | Отвечать на вопросы учителя. С.Я.Маршак Сообщение Мы познакомимся с произведением Маршака «Двенадцать месяцев». | Коммуникативные(умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации) Познавательные(осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи) |
IV. Первичное восприятие произведения | -Ребята, это не просто сказка. Это сказка – пьеса. Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. - Как вы думаете, чем пьеса отличается от других произведений? - Почему сказка называется «Двенадцать месяцев»? – Назовите действующих лиц пьесы, не читая сказку. Как вы нашли героев? -Сейчас я начну читать эту сказку. Ваша задача следить за текстом, и запоминать те слова, которые вам непонятны. - Какие незнакомые слова вам встретились? - Где мы можем найти их значение? -Какие незнакомые слова вам встретились? -Откройте словарик в конце учебника, найдите значение этих слов. -Обратимся еще к тексту. Найдите в нем слова, заключенные в скобки, как вы думаете, для чего они нужны? | Отвечать на вопросы учителя. Пьеса предназначена для постановки в театре, на сцене, здесь выделены роли. Оформление сказки необычное, в виде разговора. В толковом словаре Позёмка, валежник Это пояснения автора, которые называются ремарки – с помощью них автор помогает понять читателю, как действуют герои. | Коммуникативные (умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации) Познавательные(осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи) |
V. Физкультминутка | «Подснежники проснулись» | Повторять движения за учителем. | |
VI. Выявление особенностей восприятия | - В какое время года происходят события в сказке «Двенадцать месяцев»? - Где жила девочка? - Кем она приходилась мачехе? - Счастлива ли девочка (падчерица) была в этой семье? - Почему? -Какой представил нам эту девочку Маршак? -Что вы можете рассказать о мачехе из нашей сказки? Какая она? - Куда отправляет мачеха падчерицу? - Для чего понадобились подснежники зимой? - Возможно, ли найти в зимнем лесу цветы? - Почему? - Что можно сказать о поступке мачехи? - Как вы думаете, какие чувства испытывала девочка, оказавшись одна в зимнем лесу? - Могла ли она просто вернуться домой? - Почему? | Зимой В доме мачехи Нет, ее обижали, давали много работы Послушная, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая Злая, жестокая, грубая, невоспитанная, вспыльчивая, хотела обогатиться за счет труда других людей В лес Королева пообещала корзину золота за корзину подснежников Жестокий Страх | Коммуникативные(эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации) Познавательные(осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, строить сообщения в устной и письменной форме; |
VII. Первичное закрепление | Работа по карточкам (4 человека) -А кто помогает падчерице собрать корзину подснежников? Прочитайте эти слова в тексте. -Какими показаны братья месяцы в произведении? Опишите их. -Кто из братьев вам понравился больше? Найди строки, которые подтверждают ваш ответ. -Как раскрываются образы месяцев? -Почему месяцы решили помочь героине? -Ребята, а как вы думаете без чего еще не бывает театра? Пьеса, спектакль, актеры, а что же еще? (Если дети не догадываются, то учитель включает музыку). - Действительно, без музыкального сопровождения театр не так красочен. -Давайте обратимся к нашей сказке. Какие зимние и весенние месяцы вам встретились в сказке? -Сейчас я поставлю 2 мелодии, а вы подумайте, к каким месяцам (зимним или весенним) они больше подходят; подумайте, какие голоса должны быть у зимних месяцев, весенних? Почему? -Что нам легче понять с помощью музыки? | (начинают уступать) Дружные, понимающие, уступчивые, гостеприимные У зимних: суровый, решительный. У весенних: ласковый, веселый | Коммуникативные(эффективносотрудничатьиспособствоватьпродуктивнойкооперации) Познавательные(осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, строить сообщения в устной и письменной форме; |
VIII. Итог урока | Что такое пьеса? Можете ли вы сказать, как автор относится к своим героям? Какие отрицательные качества высмеивает автор? Ребята, а чему этот отрывок может научить? | Доброте, отзывчивости, помощи в беде, скромности. | Коммуникативные(общение и взаимодействие) – умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию. |
IХ. Рефлексия | Прием: чемоданчик. Я научился.. Я запомнил… Я узнал новое… Мне понравилось… Я хочу быть похожим на… | Дети отвечают на вопросы учителя, оценивают самого себя, сознаются в том, что получается или не получается. | Регулятивные УУД: -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. |
Х. Домашнее задание | На «3»: научиться читать пьесу; на «4»: научиться читать пьесу, ответить на вопрос № 1 (стр. 65); на «5»: придумать продолжение сказки. - В нашей сказке добро победило, потому что на его защиту выступили мудрость, справедливость, отзывчивость братьев-месяцев. А победит ли добро в нашей жизни зависит только от нас. Не делайте людям зла, помните, оно всегда возвращается. Наш урок хочу закончить словами поэтессы Маргариты Алигер «,,,Если ты захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе…» | Дети записывают домашнее задание в дневник | Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности |
Напишите, что такое пьеса? _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ Вычеркните персонажей, которые не относятся к данной сказке – пьесе. Падчерица, месяц Декабрь, воробей, месяц Август, мачеха, мышонок, месяц Январь, кошка. | Напишите, что такое пьеса? _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ Вычеркните персонажей, которые не относятся к данной сказке – пьесе. Падчерица, месяц Декабрь, воробей, месяц Август, мачеха, мышонок, месяц Январь, кошка. |
Напишите, что такое пьеса? _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ Вычеркните персонажей, которые не относятся к данной сказке – пьесе. Падчерица, месяц Декабрь, воробей, месяц Август, мачеха, мышонок, месяц Январь, кошка. | Напишите, что такое пьеса? _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ Вычеркните персонажей, которые не относятся к данной сказке – пьесе. Падчерица, месяц Декабрь, воробей, месяц Август, мачеха, мышонок, месяц Январь, кошка. |
Родился Самуил Маршак в Воронеже. Отец варил мыло, а мама занималась хозяйством, т. к. в семье было 6 детей. Жили бедно. Наконец обосновались в Острогожске. Отец варил мыло на частных заводах, а мать вела хозяйство большой семьи. Начиная с детства Самуил писал, сочинял, фантазировал, а еще он был хороший переводчик.
Гимназии Маршак не окончил. В университет поступить не смог и должен был зарабатывать на жизнь уроками и небольшими публикациями.
Наконец в 1912 году Маршак едет в Англию, в Лондонский университет. Студент факультета искусств, он изучал английскую поэзию. В 1920 –ые годы начинает писать пьесы для ребят. С тех пор с книгой для детей он больше не расставался.