СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»»


Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель: изучить пьесу – сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; узнать о театральном искусстве на примере сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Задачи:

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: получение новых знаний учащихся о сказке С.Я Маршака, формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; сравнивать героев произведения, определять особенности пьесы - сказки.

Регулятивные УУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текстом;

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного диалога; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре ( планирование совместной деятельности);

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.












Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята!

- Ребята, а вы были когда-нибудь в театре?


-Сегодня мы отправимся в путешествие по театру.

Надеюсь, что на уроке у нас все получится, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи на этом уроке.



Слушать

учителя.


Коммуникативные(умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации)

II. Актуализация знаний











Речевая разминка

Прочитайте скороговорку.

Дама сдавала багаж
Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку,
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж
Диван, Чемодан, Саквояж, Картина,  Корзина,  Картонка 
И маленькая собачонка.

Лера, прочитай скороговорку весело

Алиса, начни читать шепотом, постепенно увеличивая силу голоса

Оля Щ., начни читать медленно, постепенно ускоряя темп



Выполнять разминку.


Слушать учителя.


Рассказывать стихотворение наизусть.

Коммуникативные (умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации)

Познавательные(осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи)

III. Постановка учебной задачи



-Ребята, произведения этого автора знакомы нам с детства. Посмотрим на выставку книг и вспомним, какие произведения он написал.

(«Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «Дети нашего двора», «Теремок» и другие).

- О каком авторе идет речь?

Давайте вспомни его биографию. В этом нам поможет Рощупкина Алиса.


-Какое чудо нам открыл С.Я. Маршак и в каком произведении? Послушайте и попробуйте догадаться.

-Когда месяцы уступают друг другу время, когда в лесу падчерица становится принцессой, когда солдат становится профессором. Это действительно – чудо!

С каким произведением познакомимся?

-Определите тему урока.

Отвечать на вопросы учителя.



С.Я.Маршак


Сообщение








Мы познакомимся с произведением Маршака «Двенадцать месяцев».

Коммуникативные(умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации)

Познавательные(осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи)

IV. Первичное восприятие произведения



-Ребята, это не просто сказка. Это сказка – пьеса. Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

- Как вы думаете, чем пьеса отличается от других произведений?




- Почему сказка называется «Двенадцать месяцев»?

– Назовите действующих лиц пьесы, не читая сказку. Как вы нашли героев?



-Сейчас я начну читать эту сказку. Ваша задача следить за текстом, и запоминать те слова, которые вам непонятны.

- Какие незнакомые слова вам встретились?

- Где мы можем найти их значение?


-Какие незнакомые слова вам встретились?

-Откройте словарик в конце учебника, найдите значение этих слов.


-Обратимся еще к тексту. Найдите в нем слова, заключенные в скобки, как вы думаете, для чего они нужны?

Отвечать на вопросы учителя.

Пьеса предназначена для постановки в театре, на сцене, здесь выделены роли.



Оформление сказки необычное, в виде разговора.






В толковом словаре

Позёмка, валежник



Это пояснения автора, которые называются ремарки – с помощью них автор помогает понять читателю, как действуют герои.

Коммуникативные (умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации)

Познавательные(осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи)

V. Физкультминутка

«Подснежники проснулись»

Повторять движения за учителем.


VI. Выявление особенностей восприятия



- В какое время года происходят события в сказке «Двенадцать месяцев»?

- Где жила девочка?

- Кем она приходилась мачехе?

- Счастлива ли девочка (падчерица) была в этой семье?

- Почему?


-Какой представил нам эту девочку Маршак?




-Что вы можете рассказать о мачехе из нашей сказки? Какая она?






- Куда отправляет мачеха падчерицу?

- Для чего понадобились подснежники зимой?





- Возможно, ли найти в зимнем лесу цветы?

- Почему?

- Что можно сказать о поступке мачехи?

- Как вы думаете, какие чувства испытывала девочка, оказавшись одна в зимнем лесу?

- Могла ли она просто вернуться домой?

- Почему?

Зимой


В доме мачехи


Нет, ее обижали, давали много работы

Послушная, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая

Злая, жестокая, грубая, невоспитанная, вспыльчивая, хотела обогатиться за счет труда других людей

В лес

Королева пообещала корзину золота за корзину подснежников



Жестокий

Страх

Коммуникативные(эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации)

Познавательные(осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, строить сообщения в устной и письменной форме;

VII. Первичное

закрепление




Работа по карточкам (4 человека)


-А кто помогает падчерице собрать корзину подснежников? Прочитайте эти слова в тексте.


-Какими показаны братья месяцы в произведении? Опишите их.



-Кто из братьев вам понравился больше? Найди строки, которые подтверждают ваш ответ.

-Как раскрываются образы месяцев?

-Почему месяцы решили помочь героине?



-Ребята, а как вы думаете без чего еще не бывает театра? Пьеса, спектакль, актеры, а что же еще?

(Если дети не догадываются, то учитель включает музыку).


- Действительно, без музыкального сопровождения театр не так красочен.

-Давайте обратимся к нашей сказке. Какие зимние и весенние месяцы вам встретились в сказке?

-Сейчас я поставлю 2 мелодии, а вы подумайте, к каким месяцам (зимним или весенним) они больше подходят; подумайте, какие голоса должны быть у зимних месяцев, весенних? Почему?


-Что нам легче понять с помощью музыки?




(начинают уступать)

Дружные, понимающие, уступчивые, гостеприимные

















У зимних: суровый, решительный.

У весенних: ласковый, веселый


Коммуникативные(эффективносотрудничатьиспособствоватьпродуктивнойкооперации)

Познавательные(осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, строить сообщения в устной и письменной форме;

VIII. Итог урока


  1. Что такое пьеса?

  2. Можете ли вы сказать, как автор относится к своим героям?

  3. Какие отрицательные качества высмеивает автор?

  4. Ребята, а чему этот отрывок может научить?









Доброте, отзывчивости, помощи в беде, скромности.



Коммуникативные(общение и взаимодействие) – умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию.

IХ. Рефлексия

Прием: чемоданчик.

  • Я научился..

  • Я запомнил…

  • Я узнал новое…

  • Мне понравилось…

  • Я хочу быть похожим на…


Дети отвечают на вопросы учителя,  оценивают самого себя, сознаются в том, что получается или не получается.

Регулятивные УУД:

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Х. Домашнее задание

На «3»: научиться читать пьесу;

на «4»: научиться читать пьесу, ответить на вопрос № 1 (стр. 65);

на «5»: придумать продолжение сказки.



- В нашей сказке добро победило, потому что на его защиту выступили мудрость, справедливость, отзывчивость братьев-месяцев. А победит ли добро в нашей жизни зависит только от нас. Не делайте людям зла, помните, оно всегда возвращается.

Наш урок хочу закончить словами поэтессы Маргариты Алигер «,,,Если ты захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе…»



Дети записывают домашнее задание в дневник

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности



























  1. Напишите, что такое пьеса?

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

  1. Вычеркните персонажей, которые не относятся к данной сказке – пьесе.


Падчерица, месяц Декабрь, воробей, месяц Август, мачеха, мышонок, месяц Январь, кошка.

  1. Напишите, что такое пьеса?

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

  1. Вычеркните персонажей, которые не относятся к данной сказке – пьесе.


Падчерица, месяц Декабрь, воробей, месяц Август, мачеха, мышонок, месяц Январь, кошка.


  1. Напишите, что такое пьеса?

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

  1. Вычеркните персонажей, которые не относятся к данной сказке – пьесе.


Падчерица, месяц Декабрь, воробей, месяц Август, мачеха, мышонок, месяц Январь, кошка.

  1. Напишите, что такое пьеса?

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

  1. Вычеркните персонажей, которые не относятся к данной сказке – пьесе.


Падчерица, месяц Декабрь, воробей, месяц Август, мачеха, мышонок, месяц Январь, кошка.








Рощупкина Алиса

К пятнице хорошо знать пересказ; можно дополнительно прочитать информацию из биографии Маршака, утром повторить, будет рассказывать сообщение на открытом уроке!



Родился Самуил Маршак в Воронеже. Отец варил мыло, а мама занималась хозяйством, т. к. в семье было 6 детей. Жили бедно. Наконец обосновались в Острогожске. Отец варил мыло на частных заводах, а мать вела хозяйство большой семьи. Начиная с детства Самуил писал, сочинял, фантазировал, а еще он был хороший переводчик.

Гимназии Маршак не окончил. В университет поступить не смог и должен был зарабатывать на жизнь уроками и небольшими публикациями.

Наконец в 1912 году Маршак едет в Англию, в Лондонский университет. Студент факультета искусств, он изучал английскую поэзию. В 1920 –ые годы начинает писать пьесы для ребят. С тех пор с книгой для детей он больше не расставался.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!