СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тех.карта для урока чтения по произведению "Две лягушки"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения»

Тема урока: Л.Пантелеев «Две лягушки».

Цели урока:

Обучающие:

1) познакомить детей с биографией и с творчеством Л. Пантелеева; совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);

2) обогащать словарный запас учащихся;

3) формировать умение самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для характеристики героев.

Развивающие:

1) развивать умения анализировать характер героев с опорой на сюжет, понять мотивацию поведения.

Воспитательные:

1) воспитывать нравственные качества характера (настойчивость, трудолюбие, воля); формировать понятие, что в любой ситуации можно найти выход.


Оборудование: компьютер, проектор.

Дидактический материал учителя: презентация в программе PowerPoint.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный

поисково-исследовательский.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

II. Постановка целей урока.

1.Послушайте стихотворение и определите, о ком мы будем сегодня читать?

Зелёные старушки

На болоте у опушки

Жили – были две старушки-

Две толстушки-хохотушки

И от пяток до макушки зелёные.


У старушек в кладовушке

Есть запасы, но в кадушке

Не чернушки, не волнушки,

А кузнечики и мушки солёные.

Что за странные старушки?

Е. Явецкая.


2. - Лягушки - удивительные животные, они земноводные. Земноводных называют амфибиями. Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на сушу. Это безвредные животные.

- Чем они питаются? (Мошками, комарами)

3. А вы знаете, что в средней полосе России встречаются всего четыре вида лягушек: озерная и прудовая (зеленой окраски),а так же травяная и остромордая (коричневой окраски). Их длина достигает 17 см.


Какие задачи урока мы поставим? Дополните предложения:


  • Познакомиться … (с произведением)

  • Охарактеризовать … (главных героев)

  • Определить … (главную мысль)


III. Знакомство с биографией и с творчеством Л. Пантелеева.


- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем сегодня знакомиться.

- Л.Пантелеев - это псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые писатели свои произведения в печати. Этот псевдоним принадлежит Алексею Ивановичу Еремееву - бывшему беспризорнику, воспитаннику Петроградской школы для трудновоспитуемых ребят.

Самые яркие произведения автора: "Буква "Ты", "Честное слово", "Гвардии-рядовой на ялике", автобиографическая повесть "Ленька Пантелеев", соавтор книги "Республика Шкид" Г.Белых.


- Какое из этих произведений вам уже знакомо?


IV. Изучение нового материала.


  1. Подготовка к восприятию.


1). Выполнение речевого упражнения, (работа в паре по листочкам друг другу.)


2). Словарная работа


-Что означает слово ПОБУЛТЫХАЛАСЬ?

-Что означает слово БАРАХТАТЬСЯ?

-Это слова синонимы.

-Погреб – помещение ниже уровня земли для хранения припасов.

-Канава – неглубокая выемка в грунте, обычно предназначенная для направления потока воды.

- Плесень – образуемые особыми грибками налёты, скопляющиеся в виде расплывчатых пятен на чем-нибудь гниющем, сыром.


2. Просмотр диафильма «Две лягушки».(Слайды)


3. Беседа по первым впечатлениям.


-К какому литературному жанру относится это произведение?

- К какой сказке? (авторской о животных)

-Какая лягушка вам понравилась и чем?

Гимнастика для глаз


-Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю: 1,2,3,4,5,)


- Откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением.


--Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю: 1,2,3,4,5,)


- Откройте глаза, посмотрите друг на друга с радотью.




4.Повторное чтение сказки хорошо читающими детьми.

Работа по содержанию.


- Где жили две лягушки-подружки? (Жили они в одной канаве)


-Что случилось однажды с лягушками? (Однажды ночью вышли они погулять)


-Как они оказались в горшке со сметаной? (Они забрались в погреб, стали там играть и прыгать).


- Что с ними произошло? (Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной). Стали тонуть.


- Как повела себя лягушка- лентяйка? (Поплавала немножко, побарахталась и думает: «Всё равно мне отсюда не выбраться, перестала барахтаться и утонула»


- Что происходит со сметаной, когда ее долго взбивают? (Она превращается в масло)


- Как повела себя вторая лягушка? ( Вторая лягушка была не такая: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. А лучше я ещё побарахтаюсь, ещё поплаваю»).

- Как уговаривала себя лесная лягушка, когда чувствовала, что силы уже на исходе? (Ничего, пока силы есть буду барахтаться!)


-Какие слова лягушки были самыми главными, они помогли ей выжить? (Я ведь ещё живая, значит, надо жить. А там – что будет!)


- В каких словах содержится главная мысль сказки?(Не падай духом! Не умирай раньше смерти!)


-Чему учит эта история? (Высказывания детей)



Физкультминутка


Лягушонок потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся.

Руки в сторону развёл,

Мошку видно не нашёл

Чтобы мошку достать,-

Нужно на носочки встать



5. Составление сравнительной характеристики героев в произведении Л.Пантелеева «Две лягушки». (Работа в группе)


Напомним правила работы:

  1. Умей выслушать.

  2. Не перебивай.

  3. Вырази своё мнение.

- На протяжении всей сказки автор сравнивает лягушек друг с другом.

-Какими были лягушки по характеру.


- Подберите подходящие слова-характеристики для каждой лягушки.

1 лягушка - веселая, настойчивая, храбрая, сильная, волевая.(Картинка вёсёлой лягушки).

2 лягушка – засоня, лентяйка, трусиха, безвольная, унылая.(Картинка унылой лягушки)

VI. Обобщение.

-Какая главная мысль прочитанной сказки?


-Можно ли второй лягушке дать совет «Не падай духом!»?


-Какой вывод ты для себя сделал?


- Какие черты характера будете воспитывать в себе?



VII. Итог урока. Рефлексия.


- Какие задачи мы поставили в начале урока? (На доске)


Достигли мы их?


- Могла ли сказка закончиться по-другому? Как?


- Какой конец вам больше нравится?


- Для чего автор придумал эту сказку? О чем он заставил вас задуматься?


- Повторите главную мысль сказки.


-Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о качествах человеческого характера.


- Хочется ли вам прочитать другие сказки и рассказы Л.Пантелеева.

А где мы можем найти эти книги? Выставка книг.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!