(Ф/И) Беседа: Можно ли назвать прозвучавшие строки только описанием природы? Какие литературные приемы используются здесь авторами? Что, на ваш взгляд, скрыто под образами буйного Терека и злого Уруха?(-Положение горцев похоже на стесненность буйного Терека, который «бьется о берег в вражде бесполезной и лижет утесы голодной волной»; злого Уруха, который «во мгле теснины воет, плачет».) -Итак, мы увидели, как гневные напевы горных рек символизируют несгибаемое стремление горцев к свободе, постоянную их борьбу против притеснения и насилия. Обратимся теперь к стихам А. С. Пушкина « К Чаадаеву» и К. Хетагурова «Горе». ( Заранее подготовленные учащиеся читают стихи). -Против чего направлены оба стихотворения? ( В них звучат мотивы протеста против гнета царизма, мотивы ненависти к самодержавию): Но в нас горит еще желанье , Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванью... О, почему не засыплет камнями Судей неправедных грозный обвал? -Что общего вы увидели в обоих произведениях? (Звучит призыв к народу освободить свою землю от рук угнетателей, поэтому стихотворения Коста и Пушкина насыщены восклицательными предложениями. В них много пафоса). Вывод: поэты призывают свой народ бороться за свою свободу: Товарищ, верь, взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! - пишет Пушкин, и ему вторит К. Хетагуров: Мощью народа взгреметь бы вам, горы- Кто-нибудь смелый, скорей! Помоги! -Теперь возьмем стихотворение Н. Некрасова «Элегия» и К. хетагурова «Я смерти не боюсь». (Звучат стихи): .. .Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил, и сердцем я спокоен... Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба... -Я смерти не боюсь,- холодный мрак могилы Давно меня манит безвестностью своей, Но жизнью дорожу, пока хоть капля силы Отыщется во мне для родины моей. Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык, как счастьем, дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу Я мог когда-нибудь к свободе проложить. Беседа: _Какова основная мысль обоих произведений? _Что говорят оба поэта о счастье народа? Как они относятся к скорой смерти? Какое отношение к судьбе народа высказывают оба поэта? -Мы не ошибемся, если скажем, что целью жизни оба поэта избрали честное служение народу, отчизне. Уже сейчас мы можем сделать вывод, как созвучно творчество поэтов - русских и осетинских. Очень много общего, например, в стихах М. Ю. Лермонтова «Родина» и Коста « не верь, что я забыл родные наши горы.» ( Стихи читаются педагогом и учащимся.) -Какое настроение передано обоих стихотворениях? -Можем ли мы назвать оба произведения исповедью авторов? Докажите. Заметили ли вы, чем различны стихи? ( « Родина» написана в простом повествовательном тоне. Стихотворение же Коста изобилует риторическими вопросами, обращениями, восклицаниями.) В своем стихотворении Лермонтов создает близкие сердцу реальные картины природы и жизни народа. А Коста? Та же ли конкретность в его стихотворении? Преподаватель: То есть, мы можем сказать, что, имея много общего,- в тематике, в системе образов и др., осетинские и русские поэты очень своеобразны. И в то же время, будучи очень своеобразными, они как бы перекликаются друг с другом. Мы можем «нащупать» элементы взаимовлияния двух культур-русской и осетинской. примерами из текста. |