Алгебра 8 класс (по УМК С.М.Никольский, М.К. Потапов, Н.Н.Решетников, А.В. Шевкин)
Тема урока | Место урока по теме |
Линейная функция и ее график | 5 урок в главе «Линейная, квадратичная и дробно-линейная функция», 61 урок по общей нумерации |
Тип урока | Формы, приемы, методы |
Комбинированный урок | Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная |
| Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Образовательные: формировать умение классифицировать объекты; формировать навыки построения и чтения графика линейной функции; Воспитательные: воспитание чувства самоуважения у учащихся, уважительного отношения к мнению одноклассников. Развивающие: развитие письменной речи, памяти, логического и абстрактного мышления, внимания. | I. Личностные результаты: Знание моральных норм Формирование навыков анализа, творческой инициативности. Адекватно оценивать свою учебную деятельность. II. Метапредметные. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Контроль, оценка, коррекция своей деятельности. Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: Логические - анализ объектов с целью выделения признаков. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Выражать смысл ситуации в устном виде. Умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). III. Предметные. 1. Знают определение линейной функции и умеют отличать ее от других функций. 2. Знают свойства линейной функции и умеют строить ее график. 3. Имеют представление о расположении графика функции в зависимости от знака коэффициента к и значений в. |
Цель деятельности учителя | Оборудование |
Создать условия для определения свойств, области определения линейной функции, умения строить график линейной функции. | Доска, учебник, тетрадь, карточки - задания, телевизор, презентация. |
Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/ УУД | Оценивание/ формы контроля | Результат |
I этап: организация учебной деятельности - 2 мин |
Мотивировать обучающихся к учебной деятельности на уроке, определить содержательные рамки урока | Обеспечивает мотивацию, создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Эпиграф к уроку «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». (М.В. Ломоносов) | Волевая саморегуляция. Высказывают свое мнение. | Личностные: знание моральных норм | Самоконтроль, словесное поощрение учителя. | Внутренняя и внешняя готовность обучающихся к учебной деятельности на уроке, включение в ритм урока. |
II этап: постановки цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся – 5 мин |
Сформулировать цели урока, тему урока | Ребята, чтобы сформулировать тему урока, вам предлагается разгадать кроссворд. Выборка правильного ответа. Как вы думаете, есть зависимость расположения графика линейной функции от значений k и b? Какую цель поставим перед собой? Какие задачи? | Составление темы урока из слов кроссворда. Проговаривают цель урока, задачи. | Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Взаимоконтроль. | Постановка целей урока, формулирование темы урока |
III этап: актуализация знаний - 8 мин |
Актуализировать изученные способы действий, активизировать мыслительные операции; зафиксировать затруднения | Организует деятельность по актуализации фиксации индивидуального затруднения Фронтальный опрос Назовите коэффициенты k и в для данных функций: 1) у =2х + 4 2) у =1/2х – 9 3) у =0,2х + 0,6 Письменное упражнение (карточка – задание). Сопоставьте: Устное упражнение (работа с экраном телевизора). Установите соответствие между графиком функции и формулой. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание письменно с последующей проверкой На слайдах определяют соответствие между графиком и формулой | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. | Внешний контроль, самоконтроль. | Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме. Выявление проблемы. |
IV этап: построение проекта выхода из затруднения (первичное усвоение) - 5 мин |
Построить проект выхода из затруднения | Организуется мини - исследование: как расположены графики линейных функций в зависимости от коэффициентов k и в? (Работа в мини – группах). Рассмотрим случай, когда коэффициенты k у функций равны и когда коэффициенты в равны. Задание 1. Построить графики функций у= 2х +3 и у =2х - 2. Выяснить, как проходят графики. Сделать вывод: графики функций параллельны. Задание 2. Построить графики функций: у= 3х +2 и у = -2х +2 Выяснить, как проходят графики. Сделать вывод: графики пересекаются в одной точке, ордината которой равна в (0, в). | Сравнивают, анализируют, отвечают на вопрос. Работа в тетради, некоторые учащиеся работают у доски. Формулируют выводы к заданиям 1 и 2. Записывают выводы. | Личностные: формирование навыков анализа, творческой инициативности. Познавательные: выражать смысл ситуации в устном виде. | Внешний контроль, самоконтроль | Выход из затруднения понятен |
V этап: первичное закрепление с комментированием во внешней речи - 8 мин |
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Выполнение № 384 № 390(а,г) | Выполняют упражнение, анализируют, применяют сформулированное правило. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своей деятельности. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов с целью выделения признаков. | Внешний контроль, самоконтроль, взаимоконтроль | Закрепление учебного материала, составление конспекта. |
VI этап: контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция - 8 мин |
Организовать самостоятельное выполнение каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организовать самопроверку обучающимися своих решений по эталону | На экране телевизора дана самостоятельная работа по вариантам Задание 1. Построить в одной системе координат графики функций 1 вариант. y =4x+2; y = 4x-2; y=4x 2 вариант y =3x+2; y=3x-2; y=3x Оцените свою работу по эталону. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, правильно ли выполнили задание. | Выполняют самостоятельно Сверяют свою работу с эталонным ответом (на экране). | Коммуникативные: развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Внешний контроль, самоконтроль, взаимоконтроль. | Выявлены качества и уровень усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установлены причины выявленных недостатков. |
VII этап: информация о домашнем задании – 1 мин |
Обсудить и записать домашнее задание | №390 (2 столбик). СПАСИБО всем за урок! | Воспринимают информацию, записывают в дневники домашнее задание. | | Внешний контроль, самоконтроль. | Закрепление полученных знаний. |
VIII этап: рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока - 3 мин |
Организовать рефлексию и самооценку обучающихся | Организует рефлексию и самооценку. Ребята, оцените свою работу, заполнив анкету. Напоминаю, что самым активным сегодня на уроке оценки идут в журнал (перечислить фамилии). | Учащиеся соотносят цель учебной деятельности и её результаты, фиксируют степень её соответствия, оценивают уровень достижения поставленной цели и намечают цели дальнейшей деятельности. Отвечают на вопросы. Делают выводы по листу анкеты. | Личностные: адекватно оценивать свою учебную деятельность. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. | Самоконтроль. | Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности. |
2. Координата на координатной плоскости (абсцисса).
3. Независимая переменная (аргумент).
4. Равенство, верное при любых значениях переменных (тождество).
5. Название уравнения, имеющего вид ах=в, где а и в – числа, х – переменная (линейное).
6. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство (корень).
7. Множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты соответствующим значениям функции (график).
8. Зависимость одной переменной от другой (функция).