Алгебра 7 класс (по УМК С.М.Никольский, М.К. Потапов, Н.Н.Решетников, А.В. Шевкин)
Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/ УУД | Оценивание/ формы контроля | Результат |
I этап: организация и мотивация к учебной деятельности - 2 мин |
Мотивировать обучающихся к учебной деятельности на уроке, определить содержательные рамки урока | Обеспечивает мотивацию, создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Начать урок я хочу с вопроса к вам, ребята. Зачем надо учиться? (Выслушиваются варианты ответов учеников). На доске слева написана французская пословица «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем». О чем эта пословица? Как вы ее понимаете? Пусть эти слова станут запоминающимися не только на нашем уроке, но и в целом по жизни для каждого из вас. | Волевая саморегуляция. Проявляют интерес к изучению материала. Объясняют, как они понимают эту фразу. | Личностные: знание моральных норм Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. | Самоконтроль, словесное поощрение учителя. | Внутренняя и внешняя готовность обучающихся к учебной деятельности на уроке, включение в ритм урока. |
II этап: постановка целей и задач урока - 3 мин |
Сформулировать тему урока, цели и задачи урока | Организует деятельность по объяснению критерий оценивания, формулированию темы урока. Ребята, в течение урока у нас будет самостоятельная работа, собирание пазлов по формулам и примеры на вычисление. Как вы должны оценить самостоятельную работу? Какие могут быть критерии оценивания всей вашей работы за урок? Открываем тетради, записываем число, заголовок - «Классная работа»… Чего не хватает? Вы сможете сформулировать тему урока, ответив на мои вопросы ( на экране телевизора). Опрос: 1. Как называется данная фигура? Как вычислить ее площадь? 2. Какую формулу мы можем использовать для вычисления площади квадрата? 3. Как раскрыть скобки в данном выражении? Чем оно отличается от предыдущего? (а-в)2 = (а-в)(а-в) = а2 –ав – ав +в2 = а2 –2ав +в2 Кто может сформулировать тему урока? Записываем тему урока в тетрадь. Теперь, ребята, давайте сформулируем цель и задачи урока. Используйте слова, которые записаны на доске: Повторить… Применить… Научиться… Узнать… | Ответы: Правильное и полное выполнение заданий, хорошее оформление заданий – оценка за классную работу. Оценки в журнал – за правильные ответы, решение у доски. Ответ: темы урока Отвечают на вопросы Раскрывают скобки, объясняя разницу между двумя формулами. Ответ: тема урока «Квадрат суммы и квадрат разности» Записывают тему урока в тетрадь. Ответы: Повторить формулы суммы и разности квадратов; применить полученные знания при решении практических задач; узнать, как легче считать с помощью этих формул. | Личностные: адекватно оценивать свою учебную деятельность. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: уметь заменять термины определениями и наоборот. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Внешний контроль, взаимоконтроль. | Формулировка темы урока. Постановка целей урока. |
III этап: актуализация знаний, фиксирование собственных затруднений - 7 мин |
Актуализировать изученные способы действий, активизировать мыслительные операции; зафиксировать затруднения | Организует деятельность по актуализации фиксации индивидуального затруднения (Цель – развитие внимательности, умения правильно решать примеры, умения ставить перед собой задачи – что получилось, что не получилось). 1. Выполнение задания на заполнение пропусков: (а+2)2 = …+2∙а∙2+4 (в +4)2 = …..+ 2∙в∙4 + ….. (5 - с)2 = 25 + ….. + с2 (х - ..)2 = х2 ……….+ 36 (р – у)2 = р2 -2……+у2 Ребята, поставьте в тетради себе оценку за выполнение работы. Напоминаю, нет ни одной ошибки - 5, сделали 1 ошибку, ставьте себе 4, допустили 2 ошибки – ставьте 3. Будьте честными по отношению к себе! У кого не получилось? Вам, ребята, надо очень внимательно сегодня поработать, тогда все получится. Прежде чем начинать решать примеры или задачи, давайте устно проговорим данные формулы (идет проговаривание всем классом, потом в парах). Далее выдаются пазлы, которые дети собирают в паре и проверяют с помощью экрана телевизора. | Записывают примеры с доски, выполняют вычисления и фиксируют собственное затруднение. Выполняют письменно. Собирают пазлы, проверяют правильность картинки. | Личностные: адекватно оценивать свою учебную деятельность. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: выражать смысл ситуации различными средствами (символы, знаки); выбор оснований и критериев для оценивания. Личностные: формирование навыков анализа, творческой инициативности. Познавательные: выражать смысл ситуации в устном виде | Внешний контроль, самоконтроль, взаимоконтроль. | Актуализация изученных способов действия; выполнение пробного учебного действия, фиксация затруднений. Приобретение навыка выполнения задания совместно, в паре. |
VI этап: первичное усвоение с комментированием во внешней речи - 7 мин |
Организовать самостоятельное выполнение каждым обучающимся задания; организовать общую проверку задания | Контроль за заполнением. Двое учащихся выполняют задания за доской, остальные в тетради. Далее – общая проверка (учащиеся меняются тетрадями) Решение № 356, № 357. | Общая фиксация формул на доске с проговариванием каждого элемента. | Личностные: формирование навыков анализа, творческой инициативности. Познавательные: выражать смысл ситуации различными средствами (символы, знаки). | Взаимоконтроль. | Систематизация учебного материала, составление конспекта. Развитие абстрактных способностей учащихся |
Физминутка (музыкальная) 1 мин | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся (гимнастика для глаз). | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |
VII этап: первичное закрепление, проверка понимания пройденного материала – 6 мин |
Закрепить изученный материал, проверить понимание материала | Самостоятельная по карточкам - заданиям | Самостоятельное выполнение задания. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Взаимоконтроль. | Проведена проверка уровня понимания материала. |
VIII этап: контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция - 3 мин |
Организовать самостоятельное выполнение каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организовать самопроверку обучающимися своих решений по эталону | Проверка задания, обсуждение ошибок, объяснение причины возникновения ошибок. | Сверяют свою работу с эталонным ответом (у доски). | Коммуникативные: развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. | Внешний контроль, самоконтроль, взаимоконтроль. | Определение уровня усвоения нового способа действий. |
IХ этап: информация о домашнем задании – 1 мин |
Обсудить и записать домашнее задание | №353, №354(1 ст) СПАСИБО всем за урок! | Воспринимают информацию, записывают в дневники домашнее задание. | | Внешний контроль, самоконтроль. | Закрепление полученных знаний. |
Х этап: рефлексия учебной деятельности на уроке - 2 мин |
Организовать рефлексию и самооценку обучающихся | Организует рефлексию и самооценку. Предлагаю ответить на вопросы: - какова тема урока? - какую цель ставили? - достигли ли цели? Ребята, оцените свою работу, заполнив анкету. Напоминаю, что самым активным сегодня на уроке оценки идут в журнал (перечислить фамилии). | Учащиеся соотносят цель учебной деятельности и её результаты, фиксируют степень её соответствия, оценивают уровень достижения поставленной цели и намечают цели дальнейшей деятельности. Отвечают на вопросы. Делают выводы по листу анкеты. | Личностные: адекватно оценивать свою учебную деятельность. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. | Самоконтроль. | Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности. |