Технологическая карта урока
Класс: 8
Дата: 27.01.2017
Предмет: биология
Тема урока: Контрольно-обобщающий урок по теме «Опорно-двигательный аппарат»
Тип урока: урок развивающего контроля
Вид урока: тестирование
Цели урока:
- систематизировать и обобщить знания обучающихся об особенностях строения и функциях опорно-двигательного аппарата человека, правилах оказания первой доврачебной помощи.
Оборудование: тестовые задания
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационный этап | Создание условия для того, чтобы каждый ученик внутренне подготовился к контрольной ("хочу"), осознал ее необходимость ("надо"), почувствовал уверенность в своих силах ("могу"). При этом создается ситуация успеха. Обсуждение формы проведения контрольной работы и критериев выставления оценок. | Готовятся к выполнению контрольной работы. |
Актуализация знаний и осуществление пробного действия | Раздает бланки с тестовыми заданиями обучающимся по вариантам (Приложение № 1). | Получают задания. Приступают к выполнению контрольной работы. |
Осуществление самопроверки с использованием эталонного образца | Предлагается провести самопроверку выполненной работы, по карточкам с правильными ответами (Приложение № 2). Для этого используются чернила другого цвета (зеленые). | Проводят самопроверку. Подсчитывают набранные баллы, учитывая критерии. |
Рефлексия деятельности | Беседа по итогам работы: - На сколько сложными для вас были задания контрольной работы? - В чем состояла основная трудность при выполнении заданий? - Довольны ли вы результатами своей работы? | Отвечают на вопросы. Делают выводы по результатам выполненных работ. |
Приложение № 1
Вариант 1.
Часть А
К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.
Кость это – ……….. ткань
А – эпителиальная
Б – нервная ткань
В – соединительная
Г – поперечнополосатая мышечная
Органические вещества обеспечивают костям:
А – твёрдость и хрупкость
Б – твёрдость и гибкость
В – хрупкость и эластичность
Г – гибкость и эластичность
Неподвижно соединены:
А – кости верхней конечности
Б – позвонки грудного отдела позвоночника
В – кости черепа
Г – кости нижней конечности
Кости черепа, лопатки, тазовые кости относятся к ………. костям
А – плоским
Б - длинным трубчатым
В – коротким трубчатым
Г – губчатым
В состав стопы не входят:
А – плюсна
Б – запястье
В – предплюсна
Г – фаланги пальцев
Функцию кроветворения выполняет:
А – хрящ
Б – красный костный мозг
В – жёлтый костный мозг
Г – надкостница
К мозговому отделу черепа не относятся ………. кости:
А - височные
Б – затылочная
В – скуловые
Г – теменные
В связи с прямо хождением у человека появилась:
А – пятипалая конечность
Б – мозговой отдел черепа стал больше лицевого
В – большой палец на руке противопоставлен остальным
Г – сводчатая стопа
Нарушение целостности кости – это
А – перелом
Б – ушиб
В – вывих
Г – растяжение
Для гладких мышц не характерно
А – медленное сокращение
Б – многоядерность
В – веретеновидная форма
Г – регуляция вегетативным отделом нервной системы
Что не является причиной нарушения осанки
А – не тренированность мышц
Б – нерациональное питание
В – переутомление
Г – несоответствующая росту мебель
Источником энергии, необходимой для движения, являются
А – вода
Б – витамины
В – минеральные вещества
Г – органические вещества
Часть В
Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ВИД ТКАНИ |
Мышца, изменяющая размер зрачка | 1 - гладкая мышечная |
Скелетные мышцы | 2 – поперечнополосатая |
Клетки веретеновидные | |
Поперечно исчерчены | |
Сокращаются быстро | |
Сокращаются медленно | |
Выберите три верных ответа.
К грудной клетке относятся:
А – ключицы
Б – 12 грудных позвонков
В – 12 пар ребер
Г – плечевая кость
Д – лопатки
Е – грудина
Часть С
Дайте развёрнутый свободный ответ.
Как оказать первую помощь при переломе костей предплечья?
Вариант 2.
Часть А
К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.
Хрящэто – ……….. ткань
А – эпителиальная
Б – нервная ткань
В – соединительная
Г – поперечнополосатая мышечная
Неорганические вещества обеспечивают костям:
А – твёрдость и хрупкость
Б – твёрдость и гибкость
В – хрупкость и эластичность
Г – гибкость и эластичность
Полу подвижно соединены
А – кости верхней конечности
Б – позвонки грудного отдела позвоночника
В – кости черепа
Г – кости нижней конечности
Кости пясти и фаланги пальцев относятся к ………. костям
А – плоским
Б - длинным трубчатым
В – коротким трубчатым
Г – губчатым
В состав кисти не входят:
А – плюсна
Б – запястье
В – пясть
Г – фаланги пальцев
Рост костей в толщину происходит за счёт:
А – хряща
Б – красного костного мозга
В – жёлтого костного мозга
Г – надкостницы
К лицевому отделу черепа относятся ………. кости:
А - височные
Б – затылочная
В – скуловые
Г – теменные
В связи с трудовой деятельностью у человека появилась:
А – чашеобразный таз
Б – S–образный позвоночник
В – большой палец на руке противопоставлен остальным
Г – сводчатая стопа
Изменение формы сустава и невозможность движения в нём – это
А – перелом
Б – ушиб
В – вывих
Г – растяжение
Для поперечнополосатых мышц характерно
А – медленное сокращение
Б – многоядерность
В – веретеновидная форма
Г – регуляция вегетативным отделом нервной системы
Что не является причиной плоскостопия
А – ношение обуви на высоких каблуках
Б – длительное пребывание на ногах
В – ожирение
Г – стресс
Гиподинамия – это:
А – активный образ жизни
Б – пониженная подвижность
В – нарушение осанки
Г – повышение работоспособности
Часть В
Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ВИД ТКАНИ |
Диафрагма | 1 - гладкая мышечная |
Мышца аорты | 2 – поперечнополосатая |
Многоядерные клетки | |
Одноядерные клетки | |
Регулируется соматическим отделом | |
Регулируется вегетативным отделом | |
Выберите три верных ответа.
К скелету свободной верхней конечности относятся:
А – ключицы
Б – лучевая кость
В – плюсна
Г – плечевая кость
Д – лопатки
Е – запястье
Часть С
Дайте развёрнутый свободный ответ.
Как оказать первую помощь при вывихе локтевого сустава?
Приложение № 2
Таблица 2. Правильные ответы.
Часть А
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ответ Вариант 1 | В | Г | В | А | Б | Б | В | Г | А | Б | В | Г |
Ответ Вариант 2 | В | А | Б | В | А | Г | В | В | В | Б | Г | Б |
Часть В
№ задания | 1 | 2 |
Ответ. Вариант 1. | 121221 | 212121 |
Ответ. Вариант 2. | БВЕ | БГЕ |
Часть С.
Вариант 1.
С1. Как оказать первую помощь при переломе костей предплечья?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Элементы ответа: Обездвижить конечность – наложить шину. Шина должна фиксировать два соседних сустава (лучезапястный и локтевой суставы). Шину накладывают поверх одежды и обуви, которые при необходимости разрезают; для предупреждения сдавливания тканей в местах костных выступов накладывают мягкий материал; Немедленно доставить пострадавшего в медицинское учреждение | |
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ правильный, но не полный, включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или ответ включает 3из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ не полный, включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Вариант 2.
С1. Как оказать первую помощь при вывихе локтевого сустава?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Элементы ответа: 1) На время транспортировки конечность иммобилизуется (фиксируется) в таком положении, в каком больной ее удерживает (наложить фиксирующую повязку по типу косынки или прибинтовать руку к туловищу). 2) К месту вывиха нужно приложить грелку с холодной водой или льдом, либо смоченное холодной водой полотенце. 3) Немедленно доставить пострадавшего в медицинское учреждение. Самим вправлять вывих нельзя! | |
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ правильный, но не полный, включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ не полный, включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Литература
Биология 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева. М.: Дрофа 2016
Демичева И.А., Сивоглазов В.И. Биология. Человек. 8 кл.: методическое пособие – М.: Дрофа, 2016
Колесов Д.Р., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: учебник – М.: Дрофа, 2016
Колесов Д.Р., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2016