Тема урока: Классика и современность | Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний |
Цель урока | Познакомить учащихся с понятиями классика и классическая музыка |
Задачи урока: | Образовательные: Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. |
Развивающие: развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение |
Воспитательные: Воспитывать навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость |
Планируемые результаты | Предметные | «классика», «классическая музыка», классика жанра, стиль. |
Личностные | Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности. Выражение собственной точки зрения по теме урока. Эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы музыки. |
Метапредметные | Коммуникативные | планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Регулятивные | выполнять задания в соответствии с поставленной целью, предвосхищать результаты и уровни усвоения; отвечать на поставленные вопросы. |
Познавательные | выделять и формулировать познавательную цель; самостоятельно определять стиль музыки, учиться применять музыкальные знания и добывать новые из различных источников |
Межпредметные связи | История, литература, русский язык, изобразительное искусство. |
Ресурсы урока | Вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского. Начало увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена. Ария «Память» из мюзикла «Кошки» Э.-Л.Уэббера . Фрагмент «Монтекки и Капулетти» из балета С.С.Прокофьева Песня группы «Битлз». «Есть только миг» Любэ. |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
УМК | Музыка. 7 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб.– М.: Просвещение, 2015 г. |
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный этап, 3 мин | Вход в класс. Приветствие | Приветствие | | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм | самоорганизация, способность регулировать свои действия. |
2 | Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, 3 мин | Организует опрос | Отвечают на вопросы | - Ребята, из беседы с вами о летних музыкальных впечатлениях, я поняла, что музыка всегда с вами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься, что нас в ней привлекает. (Высказывания уч-ся). | Использовать речь для регуляции своего действия |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 5 мин | Организует проблемную ситуацию, которая помогает сформулировать цели и задачи на урок | Принимают участие в беседе, формулируют задачи | - А какая музыка вечная? (Ответы уч-ся) Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. - И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Такая музыка называется классической.(слайд 1) | Определять тему и задачи конкретного урока. | Поиск и выделение необходимой информации |
3 | Актуализация знаний, 3 мин | Организует беседу, направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации. | Высказывают мнения Отвечают на вопросы учителя | -Что означает слово «классика»? Классикой называют такие произведения искусства, которые являются лучшими, получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. (слайд 2) | Поиск и выделение необходимой информации | Формулировать собственное мнение и позицию. |
5 | Первичное усвоение новых знаний, 15 мин | Организует беседу прослушивание | Отвечают на вопросы учителя | - Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения. - Есть и понятие классика жанра, в этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок- музыки. (слайд3) - Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой. - У вас такое было, что музыка быстро перестает нравится, как вы думаете, почему? (ответы) - Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в фонд мирового музыкального искусства. Давайте вспомним примеры композиторов. (ответы уч-ся). сочинения. - Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю. - Стиль - означает почерк, в том числе и авторский, особенность творчества. В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Вот недавно в 20 веке наши мамы и папы были современниками популярной группы «Битлз», и сейчас она является популярной. (слайд 4). | извлечение из музыкального произведения необходимой информации | формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности. |
6 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | Организует слушание | Восприятие и анализ произведения | Музыкальная викторина (слайды 5-9) Определите, какое из сочинений написано современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими. Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие – к жанру легкой музыки? • Слушание (слайд 5). 1. Вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского. 2. Начало увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена. 3. Ария «Память» из мюзикла «Кошки» Э.-Л.Уэббера . 4. Фрагмент «Монтекки и Капулетти» из балета С.С.Прокофьева 5. Песня группы «Битлз». | Самооценка своих возможностей и способностей |
7 | Первичная проверка понимания, 3мин | Организует опрос. | Отвечают на вопросы | Давайте с вами вспомним классические произведения , которые по вашему мнению будут нравится вам всегда, и современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали ее слушать и почему. (ответы уч-ся). Ребята, сегодня мы с вами о многом разговаривали. А скажите, нужно ли нам ориентироваться в музыке, для чего. К чему нас приводит знакомство с музыкой разных стилей, какая музыка живет веками в душах людей? (ответы уч-ся) | Формулировать собственное мнение и позицию. | Поиск и выделение необходимой информации |
9 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин | Объясняет сущность домашнего задания. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации. | Фиксирование д/з в дневниках. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания | А к следующему уроку я попрошу Выучить слова песни ….. | Поиск и выделение необходимой информации |
8 | Работа над вокально хоровыми навыками 15 мин | Организует вокально-хоровую работу, | Выполняют гимнастику и разучивают песню. | - Какое настроение вызывает у вас эта песня? - Можем ли мы увидеть музыку в этой песне? | Проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии. Речевые высказывания о характере песни, настроении |
| Рефлексия, подведение итогов занятия 2 мин | Предлагает определить уровень своих достижений и ответить на вопросы: что интересного узнали, что понравилось, что осталось непонятным, где пригодятся полученные знания, умения. | Анализ своей деятельности. | Какое впечатление произвел на вас наш сегодняшний урок. Давайте с вами в завершении нашего урока попробуем завершить предложения: 1. Я узнал 2. Я увидел 3. Я удивился 4. Я хочу узнать | Использовать речь для регуляции своего действия. Осуществление комплексного анализа своей деятельности |