Модуль (раздел) Курс внеурочной деятельности “Литературная гостиная”. Раздел 5. Дети — герои книг |
Тема урока: «К. Булычёв «Гостья из будущего». Составление аннотации». |
Цели ученика | Цели учителя |
Иметь представление о жизни и творчестве писателя К.Булычева, о содержании повести «Сто лет тому вперед» и кинофильма “Гостья из будущего”; Знать содержание понятия “научная фантастика”; уметь находить в книге сведения об авторе, уметь описать незнакомую детскую книгу по ее заглавию, иллюстрациям, оглавлению; знать, как составляется аннотация, уметь составлять аннотацию к книге. | Цели учителя, обеспечивающие достижение предметных результатов: Сформировать общее представление о жизненном и творческом пути писателя К.Булычева, о содержании повести “Сто лет тому вперед” и кинофильма “Гостья из будущего”; объяснить сущность понятия “научная фантастика”; совершенствовать умения учащихся работать с книгой, создать условия по составлению аннотации к произведению. Цели учителя, обеспечивающие достижение метапредметных результатов: обеспечить условия для развития умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, видео- и аудиоконтенте; учить работать со справочной литературой, гугл-картами; способствовать развитию умения строить диалогическое и монологическое высказывания; умение адекватно использовать грамотную речь для диалога и аргументировать свою точку зрения. Цели учителя, обеспечивающие достижение личностных результатов: развивать стремление к речевому совершенствованию; содействовать формированию интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); создать условия для понимания литературы как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. |
Опорные понятия | Новые понятия |
Роман, повесть, экранизация. Вечные темы литературы. Псевдоним. | Научная фантастика. Аннотация. Клише. Миелофон. Космические пираты, супергерла. Трейлер фильма. |
Оборудование: компьютер, презентация https://www.canva.com/design/DAEQGE5iqnQ/cP6_mDh7LXHzX519BiFXFA/view?utm_content=DAEQGE5iqnQ&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=sharebutton |
Этапы урока | Деятельность учащихся | Дидактическое оснащение |
Формы и виды работы | Формируемые УУД |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации. Работа с цитатой Кира Булычева. Толкование темы урока. Беседа. Постановка целей урока. | Читают цитату, объясняют ее, дают свои ответы на вопрос, можно ли предсказать будущее. Слушают и слышат других, принимая иную точку зрения. Анализируют информацию. С помощью учителя формулируют цели, опираясь на тему урока. | Умение находить ответы на вопросы в тексте. Оформление мыслей в устной форме. Развитие навыка логического мышления. Толкование темы, формулирование с помощью учителя целей урока. | Презентация , слайды 1-2 слайд 3 слайд 4 |
Актуализация знаний. Рассказ об основных событиях жизни К.Булычева и его книгах. Работа по биографии писателя. Автопортрет. (псевдоним). Работа с понятием “научная фантастика”. Рассказ учителя о направлении творчества писателя (обзорно). | Отвечают на вопрос, смотрят ли фантастические фильмы. Рассматривают иллюстрации, вспоминают события начала ХХ века: полет советского человека в космос и т.д. Читают биографию. Рассматривают иллюстрацию. Отвечают на уточняющие вопросы по фактам биографии и о необычности автопортрета. Отвечают на вопрос, чем отличается научная фантастика от просто фантастики. | Развитие навыка активного слушания, Навык построения речевого высказывания. Высказывание своего предположения на основе работы с материалом. Слушать и понимать речь других. Высказывание своего предположения, контроль и коррекция. | Презентация, слайд 3 слайд 4 слайды 5-6 Презентация, слайды 5-6 слайды 7-8 |
Первичное усвоение новых знаний. Работа с обложкой книги. Акцентирование внимания на необычности названия повести. Работа со слайдами. Понятие “экранизация” (рассказ учителя). Акцентирует внимание на различиях книги и экранизации. Обзорное знакомство с сюжетом повести. Чтение отрывков с остановками. Игра “Угадай предмет из будущего”. Словарная работа. Беседа. Знакомство с сюжетом повести/фильма. Просмотр и обсуждение трейлера. Просмотр и обсуждение видеоролика. Работа с картой. | Рассматривают обложки книг. Читают, слушают учителя. Отвечают на вопрос о причинах популярности фильма и книги и влиянии их на российскую популярную культуру ХХ века. Читают, слушают учителя. Работают с иллюстрациями. Знакомятся с “предметами будущего”. Отвечают на вопросы: существует ли такой предмет в ХХI веке, для чего может быть использован миелофон, что удалось предсказать писателю. Смотрят видеоролик. Отвечают на уточняющие вопросы учителя по сюжету. Сами и с помощью учителя формулируют, какие вечные темы затрагиваются в повести (тема добра и зла, дружбы и предательства). | Изучающее чтение, развитие навыка активного слушания. Анализ информации. Просмотровое чтение. Извлекать информацию из различных источников. Умение делать выводы и заключения, объяснять, доказывать. Изучающее чтение. Развитие навыка активного созерцания и слушания. Высказывание своего предположения, корректировка. Развитие умения работать со справочной литературой. Извлекать информацию из различных источников. Умение делать выводы и заключения, объяснять, доказывать. Умение оформлять свои мысли в устной форме. | Презентация, слайды 8-9 Презентация, слайды 10-11 Слайды 12-13 (гугл -карты) слайды 14-28 (слайд 26) Слайды 29-30 слайды 31-32 |
Работа с эпизодами. Первичная проверка понимания (“космические пираты, супергерла”). Беседа о действующих лицах, нравственной проблематике повести, работа с кадрами из фильма. (Физкультминутка) Музыкальная пауза. Прослушивание песни “Прекрасное далеко”, знакомство с композитором Е.Крылатовым, работа с цитатой. Знакомство с отзывами современных школьников. Лингвистическая игра “Угадайте слово по толкованию”. | Читают с остановками, выясняют непонятные слова, рассматривают и комментируют иллюстрации. Отвечают на вопросы (Каковы признаки зла в этих отрывках? Зло встречается только у космических пиратов или и в наше время на земле? Является ли злом равнодушие? Почему?) Слушают музыкальное произведение, делают предположение, как соотносится песня из к/ф и нравственный посыл книги: что такое “прекрасное далеко”? Какого будущего для людей мира желают писатель и композитор? Читают отзывы, отмечают выделенные цветным шрифтом слова. Отвечают, для что такое аннотация. | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Развитие умения самостоятельно или с помощью учителя давать характеристику основным действующим лицам произведения. Высказывание своего предположения, корректировка. Наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свое мнение. Смысловое чтение. Умение оформлять свои мысли в устной форме. Понимать содержание прочитанного произведения. Просмотровое чтение. Развитие навыка активного созерцания и слушания. Высказывание своего предположения, корректировка. | Слайды 33-38 Слайды 39, 40 Слайд 41 Слайды 42-43 Слайд 44 |
Первичное закрепление. Работа с понятием “аннотация”. Работа с памяткой “Как составить аннотацию”. Работа с готовыми аннотациями. Устное составление аннотации к книге с помощью схемы. | Отвечают на вопросы. обращают внимание, что серьезные читатели пользуются аннотацией. Предполагают, какие сведения должны входить в аннотацию. С остановками читают и анализируют текст памятки. Работают с деформированным текстом. (Вставьте пропущенные слова. Найдите ошибки). Выразительно читают образцы аннотаций. Отвечают на вопрос, какая из аннотаций понравилась больше и почему. Рассматривают схему. Пробуют составить аннотацию с опорой на схему. Сравнивают свое представление этого эпизода с иллюстрацией художника. | Умение работать со справочной литературой. Находить ответы на вопросы в тексте. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом. Умение наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Умение составлять аннотации. Понимать содержание прочитанного произведения. Умение аргументировать свой ответ. Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста). | презентация (слайды 45-46) Слайды 47-51 Слайд 52 Слайд 53 |
Подведение итогов занятия. Связные ответы на вопросы по теме занятия. Систематизирующая беседа. Проблемные вопросы. Работа с тестом. Осуществление рефлексии. | Обобщение, переработка и трансформация информации. Отвечают на вопросы, называют основные понятия и то, чему научились на уроке. Оценивают свою работу на уроке, дают оценку достигнутым результатам. | Навык построения речевого высказывания. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Давать реальную самооценку выполнения проделанной работы, учебного задания. | Слайды 54-55 |
Информация о домашнем задании. Учитель предлагает прочитать/прослушать книгу/ посмотреть кинофильм и спеть дома с родителями песню “Прекрасное далеко” (караоке). | Слушают учителя о том, что они могут узнать из книги. | Развитие навыка активного слушания. Развитие навыка участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать и аргументировать свое мнение. | Слайды 56- 58. |