СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Кир Булычёв «Гостья из будущего». Составление аннотации».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока «Кир Булычёв «Гостья из будущего». Составление аннотации» в курсе внеурочной деятельности “Литературная гостиная” (5-6 классы).

Презентация для урока разработана с использованием сервиса "Канва" и включает в себя МР4 - фрагменты и опубликована как одностраничный сайт с эффектом прокрутки (параллакс-эффектом) по этой ссылке в "Канве". 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Кир Булычёв «Гостья из будущего». Составление аннотации».»

Учитель Перякина Т.Н.

Дата 14.12.2020

Модуль (раздел) Курс внеурочной деятельности “Литературная гостиная”.

Раздел 5. Дети — герои книг

Тема урока: «К. Булычёв «Гостья из будущего». Составление аннотации».

Цели ученика

Цели учителя

  • Иметь представление о жизни и творчестве писателя К.Булычева, о содержании повести «Сто лет тому вперед» и кинофильма “Гостья из будущего”;

  • Знать содержание понятия “научная фантастика”;

  • уметь находить в книге сведения об авторе, уметь описать незнакомую детскую книгу по ее заглавию, иллюстрациям, оглавлению;

  • знать, как составляется аннотация, уметь составлять аннотацию к книге.


Цели учителя, обеспечивающие достижение предметных результатов:

  • Сформировать общее представление о жизненном и творческом пути писателя К.Булычева, о содержании повести “Сто лет тому вперед” и кинофильма “Гостья из будущего”;

  • объяснить сущность понятия “научная фантастика”;

  • совершенствовать умения учащихся работать с книгой, создать условия по составлению аннотации к произведению.

Цели учителя, обеспечивающие достижение метапредметных результатов:

  • обеспечить условия для развития умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, видео- и аудиоконтенте;

  • учить работать со справочной литературой, гугл-картами;

  • способствовать развитию умения строить диалогическое и монологическое высказывания;

  • умение адекватно использовать грамотную речь для диалога и аргументировать свою точку зрения.

Цели учителя, обеспечивающие достижение личностных результатов:

  • развивать стремление к речевому совершенствованию;

  • содействовать формированию интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);

  • создать условия для понимания литературы как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Опорные понятия

Новые понятия

Роман, повесть, экранизация. Вечные темы литературы.

Псевдоним.

Научная фантастика. Аннотация. Клише.

Миелофон. Космические пираты, супергерла. Трейлер фильма.

Оборудование: компьютер, презентация

https://www.canva.com/design/DAEQGE5iqnQ/cP6_mDh7LXHzX519BiFXFA/view?utm_content=DAEQGE5iqnQ&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=sharebutton











Этапы урока

Деятельность учащихся

Дидактическое оснащение

Формы и виды работы

Формируемые УУД

Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации. Работа с цитатой Кира Булычева.





Толкование темы урока. Беседа. Постановка целей урока.

Читают цитату, объясняют ее, дают свои ответы на вопрос, можно ли предсказать будущее.

Слушают и слышат других, принимая иную точку зрения. Анализируют информацию.

С помощью учителя формулируют цели, опираясь на тему урока.

Умение находить ответы на вопросы в тексте. Оформление мыслей в устной форме. Развитие навыка логического мышления.





Толкование темы, формулирование с помощью учителя целей урока.

Презентация , слайды 1-2





слайд 3



слайд 4

Актуализация знаний.









Рассказ об основных событиях жизни К.Булычева и его книгах. Работа по биографии писателя. Автопортрет. (псевдоним).





Работа с понятием “научная фантастика”.

Рассказ учителя о направлении творчества писателя (обзорно).

Отвечают на вопрос, смотрят ли фантастические фильмы. Рассматривают иллюстрации, вспоминают события начала ХХ века: полет советского человека в космос и т.д.

Читают биографию. Рассматривают иллюстрацию. Отвечают на уточняющие вопросы по фактам биографии и о необычности автопортрета.

Отвечают на вопрос, чем отличается научная фантастика от просто фантастики.

Развитие навыка активного слушания,

Навык построения речевого высказывания.







Высказывание своего предположения на основе работы с материалом. Слушать и понимать речь других.



Высказывание своего предположения, контроль и коррекция.

Презентация, слайд 3





слайд 4



слайды 5-6



Презентация, слайды 5-6





слайды 7-8

Первичное усвоение новых знаний. Работа с обложкой книги. Акцентирование внимания на необычности названия повести.

Работа со слайдами. Понятие “экранизация” (рассказ учителя). Акцентирует внимание на различиях книги и экранизации.

Обзорное знакомство с сюжетом повести. Чтение отрывков с остановками. Игра “Угадай предмет из будущего”. Словарная работа. Беседа.







Знакомство с сюжетом повести/фильма. Просмотр и обсуждение трейлера.

Просмотр и обсуждение видеоролика. Работа с картой.

Рассматривают обложки книг.

Читают, слушают учителя.



Отвечают на вопрос о причинах популярности фильма и книги и влиянии их на российскую популярную культуру ХХ века.

Читают, слушают учителя. Работают с иллюстрациями. Знакомятся с “предметами будущего”. Отвечают на вопросы: существует ли такой предмет в ХХI веке, для чего может быть использован миелофон, что удалось предсказать писателю.

Смотрят видеоролик. Отвечают на уточняющие вопросы учителя по сюжету.

Сами и с помощью учителя формулируют, какие вечные темы затрагиваются в повести (тема добра и зла, дружбы и предательства).

Изучающее чтение, развитие навыка активного слушания. Анализ информации.





Просмотровое чтение. Извлекать информацию из различных источников. Умение делать выводы и заключения, объяснять, доказывать.



Изучающее чтение.

Развитие навыка активного созерцания и слушания. Высказывание своего предположения, корректировка.

Развитие умения работать со справочной литературой.







Извлекать информацию из различных источников. Умение делать выводы и заключения, объяснять, доказывать.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Презентация, слайды 8-9





Презентация, слайды 10-11

Слайды 12-13

(гугл -карты)





слайды 14-28



(слайд 26)











Слайды 29-30





слайды 31-32

Работа с эпизодами. Первичная проверка понимания (“космические пираты, супергерла”).

Беседа о действующих лицах, нравственной проблематике повести, работа с кадрами из фильма.





(Физкультминутка)

Музыкальная пауза.

Прослушивание песни “Прекрасное далеко”, знакомство с композитором Е.Крылатовым, работа с цитатой.



Знакомство с отзывами современных школьников.

Лингвистическая игра “Угадайте слово по толкованию”.

Читают с остановками, выясняют непонятные слова, рассматривают и комментируют иллюстрации.

Отвечают на вопросы (Каковы признаки зла в этих отрывках? Зло встречается только у космических пиратов или и в наше время на земле? Является ли злом равнодушие? Почему?)





Слушают музыкальное произведение, делают предположение, как соотносится песня из к/ф и нравственный посыл книги: что такое “прекрасное далеко”? Какого будущего для людей мира желают писатель и композитор?

Читают отзывы, отмечают выделенные цветным шрифтом слова.

Отвечают, для что такое аннотация.

Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Развитие умения самостоятельно или с помощью учителя давать характеристику основным действующим лицам произведения.

Высказывание своего предположения, корректировка.

Наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свое мнение.

Смысловое чтение. Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Понимать содержание прочитанного произведения.





Просмотровое чтение.



Развитие навыка активного созерцания и слушания. Высказывание своего предположения, корректировка.

Слайды 33-38





















Слайды 39, 40

Слайд 41







Слайды 42-43



Слайд 44


Первичное закрепление. Работа с понятием “аннотация”. Работа с памяткой “Как составить аннотацию”.





Работа с готовыми аннотациями.













Устное составление аннотации к книге с помощью схемы.










Отвечают на вопросы. обращают внимание, что серьезные читатели пользуются аннотацией. Предполагают, какие сведения должны входить в аннотацию. С остановками читают и анализируют текст памятки.

Работают с деформированным текстом. (Вставьте пропущенные слова. Найдите ошибки). Выразительно читают образцы аннотаций.

Отвечают на вопрос, какая из аннотаций понравилась больше и почему.

Рассматривают схему. Пробуют составить аннотацию с опорой на схему.

Сравнивают свое представление этого эпизода с иллюстрацией художника.


Умение работать со справочной литературой.

Находить ответы на вопросы в тексте. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.



Умение наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Умение составлять аннотации.

Понимать содержание прочитанного произведения. Умение аргументировать свой ответ.

Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста).

презентация (слайды 45-46)









Слайды 47-51







Слайд 52





Слайд 53










Подведение итогов занятия. Связные ответы на вопросы по теме занятия. Систематизирующая беседа. Проблемные вопросы. Работа с тестом.

Осуществление рефлексии.




Обобщение, переработка и трансформация информации.

Отвечают на вопросы, называют основные понятия и то, чему научились на уроке.

Оценивают свою работу на уроке, дают оценку достигнутым результатам.

Навык построения речевого высказывания.

Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.



Давать реальную самооценку выполнения проделанной работы, учебного задания.

Слайды 54-55












Информация о домашнем задании. Учитель предлагает прочитать/прослушать книгу/ посмотреть кинофильм и спеть дома с родителями песню “Прекрасное далеко” (караоке).


Слушают учителя о том, что они могут узнать из книги.

Развитие навыка активного слушания.

Развитие навыка участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать и аргументировать свое мнение.

Слайды 56- 58.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!