Организовывает обсуждение проблемного вопроса Мы поставили чайник на газовую плиту. Что будет происходить? (Слайд 2) Учитель: где появляются пузырьки? Учитель: это пузырьки воздуха, которые растворены в воде. Пузырьки поднимаются в непрогретые слои (холодные), уменьшаются в размерах, т.к. содержащиеся в них пары конденсируются, давление падает, пузырек схлопывается. Множество этих схлопываний и создает характерный шум. Что происходит дальше? Какая сила действует на пузырьки? Учитель: под действием архимедовой силы они всплывают на поверхность и лопаются. Шум прекращается и слышим бульканье. Вода закипела. Объясняет новый материал. (Слайд 3) Кипение- это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре. Как мы будем называть такую температуру? (Слайд 4)График температуры кипения. Температура кипения зависит от давления. Давление меньше, температура кипения меньше (Слайд 5). Высоко в горах низкое давление, поэтому вода закипит при более низкой температуре. И наоборот. Чем больше давление, тем выше температура кипения. На этой особенности основан принцип работы автоклавов, скороварок. Давление высокое, температура кипения повышается. (Слайд 6). Стерилизуются медицинские инструменты. Еда варится быстрее. Удельная теплота парообразования и конденсации. Учитель: чайник стоит на газовой плите, мы подводим к нему определенное количество теплоты. На что идет это количество теплоты? Учитель: совершенно верно. И мы знакомимся с вами с новой физической величиной. Удельной теплотой парообразования.(Слайд 7). Учитель: совершенно верно. Опытами установили, что для превращения в пар воды при температуре 1000 , массой 1 кг необходимо 2,3* 106 Дж энергии. Введем понятие удельной теплоты парообразования. Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения температуры, называется удельной теплотой парообразования. L. Ее единица измерения Дж/кг. Q= L*m (Слайд 8). Таблица №6 Физкультминутка При увеличении площади свободной поверхности жидкости скорость испарения ... (увеличивается, руки вверх) При уменьшении температуры жидкости скорость испарения … (уменьшается, руки вниз) При наличии ветра испарение происходит ... (увеличивается, руки вверх) Если нет притока энергии к жидкости извне, испарение сопровождается … температуры жидкости (понижением , руки вниз) При конденсации жидкости энергия ... (выделяется, руки вниз). Температура жидкости во время кипения … (не изменяется, руки в стороны) Упражнения на вращения головой: Учитель: Учиться будем хорошо? Учащиеся кивают головой «Да, да, да». – Нарушать дисциплину не будем? Учащиеся поворачивают голову из стороны в сторону «Нет, нет, нет». – А что будем делать, если не получиться? Учащиеся поднимают и опускают плечи «Не знаю, не знаю, не знаю». - Работаем в парах: по таблице выберите удельную теплоту парообразования любой жидкости и объясните друг другу, что обозначает эта величина. Демонстрация ЭОР |