СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Химическая формула. Валентность атомов химических элементов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме Химическая формула. Валентность атомов химических элементов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Химическая формула. Валентность атомов химических элементов»



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Кальнова Светлана Сергеевна

Место работы

МБУ «Школа№2» г.о. Тольятти

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Первоначальные химические понятия

Тема урока

Химическая формула. Валентность атомов химических элементов

Уровень изучения

Базовый

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные - интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии.

Метапредметные - умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий, умение применять в процессе познания понятия, символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента), химическая формула.


Предметные - раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Индекс, простое вещество, сложное вещество, химическая формула, качественный и количественный состав вещества, номенклатура бинарных соединений, химический элемент.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок по предмету «Химия» для 8 класса по теме «Химическая формула. Валентность атомов химических элементов». Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диагностическая работа», «Динамическая инфографика, 3D-графика», «Обучающие видеоролики».


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность


Фронтальная беседа:

  • Как вы думаете, с помощью чего можно изобразить вещества в химии? (химических формул).

  • Как должна выглядеть формула сложного вещества? (из нескольких химических элементов).

  • Что необходимо знать кроме химического состава сложного вещества?(сколько атомов входит в молекулу.

  • Всегда ли можно взять произвольное число атомов в молекуле сложного вещества?(нет).

Предлагается ребус с использованием понятий молекула, элемент (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Фронтальная беседа

Предлагается учащимся вспомнить понятия, которые они изучили на прошлых уроках.
Обратить их внимание на правильность произношения химических знаков и чтения химических формул.
Попросите их сравнить состав простых и сложных веществ.
Организовать выполнение упражнения.

Задание: прочитай в первой строке описание состава вещества. Напишите правильную химическую формулу и ее произношение.

Вещество состоит из одного атома водорода, одного атома хлора и трех атомов кислорода. Напишите химическую формулу и произнесите ее.

Этап 1.3. Целеполагание


Просмотр видео (https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/lesson/08187608-02b3-4c05-b334-90c71cdd824b?backUrl=%2F04%2F08)



БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Сначала организуется просмотр ролика (фронтально).
В ролике предусмотрено, что  во время его просмотра  учащиеся должны самостоятельно выполнять задания в тетради или фиксировать в тетради необходимую информацию, устно отвечать на вопросы, заданные диктором, поэтому в соответствующих местах поставьте ролик на паузу и организуйте обсуждение заданных вопросов или выполнение соответствующих заданий.

Затем организуйте индивидуальную работу учащихся с таблицей «Номенклатура бинарных соединений» https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/lesson/08187608-02b3-4c05-b334-90c71cdd824b?backUrl=%2F04%2F08

Для лучшего усвоения материала целесообразно предложить учащимся составить таблицу по номенклатуре бинарных соединений, используя инфографику. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения


В данном модуле два задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Время на их выполнение задано ориентировочно и может быть как меньше, так и больше обозначенного.
Целесообразно сначала предложить учащимся выполнить задание на понимание понятия валентности как свойства атома химического элемента и умение определять валентность химических элементов по химическим формулам соединений.
Задание лучше выполнять индивидуально, но при необходимости текст задания может быть выведен на экран для организации фронтальной работы.
Затем предлагается учащимся выполнить задание на умение давать названия бинарным соединениям по систематической номенклатуре.
При необходимости школьники могут использовать свои записи.



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях


Предложите учащимся самостоятельно выполнить задания по пройденному материалу.

Определите, какие массы железа, и серы необходимо взять что бы без остатка они прореагировали с образованием сульфида железа (II).



Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни


Предлагается учащимся выполнить задание.
Опционально: обсудите с учениками, где применяются эти вещества, слышали ли они об этих веществах и их применении раньше. Задания демонстрируются на экране проектора (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)


Предлагается задание в формате ЕГЭ задание 3 (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности



Предложить заполнить не достающуюся информацию в таблицу по алгоритму определения валентности в соединениях. ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений



Организуется групповая работа по карточкам ПРИЛОЖЕНИЕ 7


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика


Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия


Первичная проверка усвоения знаний.

В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.

  • Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.

  • Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.

  • Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

Проверка выборочная. Консультант из числа учащихся по готовому шаблону проверяет 4 тетради учащихся.

Работа над ошибками. Ответы на обратной стороне доски.


Этап 5.2. Домашнее задание



§ 4, стр. 23–25, упр. на стр. 25.































ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


МОЛЕКУЛА ЭЛЕМЕНТ










ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Общая формула 
бинарного соединения

Общее название 
типа бинарного 
соединения

Химическая формула

Название

















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

  1. Валентность серы в соединении Na2S03 равна

1) I 2) IV 3) V 4) VI



  1. В каких соединениях атомы азота и серы имеют одинаковое значение валентности?

  1. NH3 и S02 3) Ca3N2 и CuS

  2. N02 и H2S03 4) HN03 и P203



Дать названия бинарным соединениям

СаО; ВаСl2, Na2O, P2O5, Ba3N2


















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Соотнеси тривиальное название вещества с его научным названием, принятым в химии.


1 2 3

1)




А) оксид кремния (IV) Г) хлорид натрия Ж) натрий хлор

Б) поваренная соль Д) оксид ферума (II) З) хлорид натрия

В) оксид железа (II) Е) оксид силициума И) оксид железа (III)





ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Из указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые в соединениях могут иметь постоянную валентность


  1. Mg 2) Cl 3) S 4) O 5) P










ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Порядок действия


Примеры вычислений

Указываем валентность элемента с известной валентностью






3 * II = 6 4* I = 4

Делим полученное значение на число атомов другого элемента





III II IV I

Fe2O3 CH4




Порядок действия


Примеры вычислений

Указываем валентность элемента с известной валентностью


II I

Fe2O3 CH4

Умножаем число атомов данного элемента на его валентность



3 * II = 6 4* I = 4

Делим полученное значение на число атомов другого элемента



6: 2 = III 4: 1 = IV

Записываем значение валентности над символом данного элемента


III II IV I

Fe2O3 CH4












ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 Запишите химические формулы следующих соединений:

1) аш-два-эс-о-три

2) пэ-два-о-пять

3) магний-хлор-два

4) купрум-фтор-два


Составьте химические формулы соединений:

а) цинк и бром (I)

б) железо (III) и кислород

в) кремний (IV) и водород

г) сера (VI) и кислород



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!