2. Актуализация знаний. | - Давным-давно, за дремучими лесами, за далекими морями, на берегу реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село Дымково, там и родилась дымковская игрушка. СЛАЙД 1 - 2. «Деревня Дымково» и дымковские игрушки. Дым идёт из труб столбом Точно в дымке всё кругом. Голубые дали, И село большое Дымково назвали. - Все уже поняли, о чём будет тема урока? - У каждого из вас есть любимые игрушки. - А может у кого, есть вот такие необычные из глины игрушки и расписаны именно такими узорами? (Ответы детей.) - Но, наверное, вам приходилось и самим делать игрушки дома с родителями или в начальной школе? - Вместе сформулируем цель урока. (Знакомство с народным художественным промыслом - дымковской игрушкой и беседа о её красоте.) В древние времена жители этой слободы лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой, каждое утро вставали люди, затапливали печи, из труб вился голубой дымок. Слобода вся в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от реки лёгкой дымкой, возможно от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. - Что это за игрушки? Давайте посмотрим. Слайды: «Олень», «Индюк», «Барыня», «Конь» и другие. Краше всех индюк: хвост, что букет цветов или яркое солнышко. Вот индюк нарядный Весь такой он складный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост – Точно солнечный цветок. Да алеет гребешок. Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зелёных узорах. Посмотри, как хороша эта девица-душа. Щёчки алые горят, удивительный наряд. Даже кони приобрели яркий наряд. Кони глиняные мчатся На подставках что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил. СЛАЙД 3 - 4. - Что же общего у всех этих игрушек? - Как выдумаете, какой краской сначала покрывают игрушку? (Белой) - А знаете почему? (Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей). Лепили игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия. СЛАЙД 5. - Нравятся ли вам эти игрушки? - Какая больше всего? - Почему? - Где расположен узор на дымковской игрушке? - Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? - Какие узоры вы видите на игрушках? (Клеточки, кружочки, точки, полоски, змейки, волны, ромбы и др.) - Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? - Как украшают свои изделия мастера из Дымково? - Как одним словом можно назвать эти узоры? (Геометрические.) | Дети внимательно слушают рассказ учителя. Ответы детей. Об игрушках. Дети читают стихи. - Аргументируют свою точку зрения. - Формулируют цель урока. Устно отвечают на вопросы. Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали, обобщенная форма. Актуализация знаний. | Коммуникативные: формируют умение слушать собеседника. Познавательные: осуществляют актуализацию жизненного опыта. Регулятивные: умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: слушают и понимают высказывания собеседника. Личностные: смыслообразование (интерес к новому, неизвестному, мотивация учебной деятельности). Познавательные: умеют осуществлять анализ предметов декоративно-прикладного искусства, самостоятельно выполняют задание. Коммуникативные: умеют высказывать своё мнение; выслушивают мнения своих товарищей. Личностные: развивают способность моделировать новые образы путём трансформации известных мотивов народной игрушки. |
II этап урока 1.Основная часть. Изучение нового материала. Просмотр мультимедийной презентации. 2.Ориентировка в задании. 2.1 Показ и анализ образца. 2.2 Индивидуальная практическая (разно уровневая) работа. | СЛАЙД 7. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Гончары – это люди, которые лепили посуду из глины. Но не только посуду, а из местной красной глины лепили еще дудочки – свистульки. А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. Весенний праздник назывался в народе «Свистунья». Ученик: - Рассказ об интересном названии праздника. Почему «свистунья?» А вот послушайте легенду. СЛАЙД 8. Позднее ярмарка – праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик. СЛАЙДЫ 9-10. – Сейчас мы с вами окажемся на этой ярмарке. СЛАЙДЫ 11-12. Демонстрация слайдов. – Что общего у всех игрушек? – А где в природе встречается белый цвет? Цвет чего? Белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг белым-бело. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне. – Какие цвета встречаются? – Какие элементы использовали мастера? – Что обозначают круги? – Что имеет круглую форму? (Круги означали солнце). – А волнистые линии, что могли обозначать? Волнистые линии – вода; Маленькие кружочки – семена, засеянное поле. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище. Детей, их поля. Посмотрите на элементы росписи. СЛАЙД 13 – 14. Таблица «Элементы росписи» Потренируемся в рисовании элементов росписи. – Нарисуйте желтый, синий круги. – Что надо сделать, чтобы получилась змейка? 1) Берем на кисть красный цвет и слегка нажимая на кисть проводим волнистую линию – змейку. – Что имеет круглую форму? – Как ее можно украсить? Украшаем ее зелеными точками в изгибах снаружи и внутри. 2) – Как можно украсить желтый кружок? В середине рисуем еще кружок красного цвета, затем украсим точками вокруг этих кружков. 3) – А синий кружок? Затем украсим точками красного цвета вокруг этого круга. (Учитель выполняет рисование элементов на интерактивной доске) Вывод: Я уже вижу, что вы освоили элементы дымковской росписи и можете приступить к основной работе. | Учащиеся читают объяснение слова в словаре. Читает ученик со слайда. - Дети читают стихи об игрушках. - Учащиеся рассматривают игрушки. - Устно отвечают на вопросы учителя. Ответы детей. Белый фон, яркие краски, геометрические узоры. Ответы детей. (Снега, чистоты) Жёлтый, синий, красный, зелёный, чёрный. Круги, овалы, клетки, полоски, линии, точки. Ответы детей. Дети выполняют рисование отдельных элементов росписи. | Коммуникативные: формируют умение строить монологическое высказывание. Формируем умение слушать собеседника. Познавательные: Формируем умение осуществлять анализ данных объектов. Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир; произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений искусства для человека. Регулятивные: проговаривают последовательность выполнения работы; вырабатывают способность различать способ и результат действия. |
4. Творческая практическая деятельность. Тренировка в рисовании элементов дымковской росписи. | Сегодня мы будем расписывать коня. Обведите его по шаблону. Коня выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Они были «защитниками». Подумайте немного о том, каким узором вы распишите свою игрушку. - Подумали, а теперь приступим к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. - Узоры должны быть похожи именно на дымковскую роспись. Успехов вам в работе. | - Приступают к работе. Самостоятельно выполняют задание. | Познавательные: использовать усвоенные логические операции в практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. Личностные: проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий; Регулятивные: следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности. |
| - Ваша задача - выполнять геометрические узоры украшающие дымковскую игрушку на шаблоне на лошадке, курочке или барашке. - Подумайте, возможно, перед началом работы потребуется создать эскиз. Тогда выполните набросок на бумаге. Чтобы бумага не оказалась слишком сырой, краску набираете на кисточку понемногу. - Учитель во время работы учащихся: следит за работой, все ли правильно начали работать, за посадкой учеников (спинку держали ровно, не сутулились), аккуратно выполняли геометрические фигуры и равномерно распределяли их по игрушке. | Дети расписывают игрушку, индивидуальная помощь учащимся. | Личностные: развитие самостоятельности, эстетических чувств. |
III этап урока 1.Подведение итогов. Выставка и анализ работ. | Сегодня вы узнали подробно о дымковских игрушках, а также истории происхождения и названии. Все игрушки относятся к направлению «народный промысел». Все они созданы народными умельцами. Этот народный промысел хорошо знаком всему миру. – Понравились ли вам ваши лошадки? – Все ли у вас получилось? – С какой росписью познакомились? Мы продолжим с вами изучать на уроках ИЗО и другие росписи, а элементы этой росписи вы уже знаете, как рисовать. Мы оформили выставку из ваших работ и посмотрим, какие у вас интересные работы получились. - Педагог проверяет задание и выставляет оценки. - А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке. Молодцы, все с работой справились. | - Отвечают на вопросы учителя. - Высказывают своё мнение. | Регулятивные: коррекция, внесение необходимых дополнений, изменений в результат своей деятельности. Личностные: умение оценивать правильность выполнения действия - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
2. Рефлексия Соотносить цель учебной деятельности и её результаты с помощью самооценки. | Наш урок подходит к концу, дополните предложения… - Кто из товарищей работал лучше? Почему так считаете? - Чему научились на уроке? - Что узнали нового? - Понравились ли вам ваши лошадки? – Все ли у вас получилось? – С какой росписью на уроке познакомились? – Понравился ли вам урок? Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. Белоснежны, как березки: Кружочки, точечки, полоски. Простой казалось бы узор, Но отвести не в силах взор. | - Оценивают свою работу и своих товарищей. - Учащиеся дополняют предложения: 1. Я узнал… 2. Было интересно… 3. Я смог… 4. Я понял, что… 5. Я научился … | Регулятивные: оценка учебной деятельности. Коммукативные: построение речевых высказываний. |