Организационный момент | - Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!». Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ» Пусть урок принес вам новые открытия. Успехов вам. | Настраивает учеников на успешную работу в деловом ритме | Слушают учителя, настраиваются на творческую работу на уроке | Л: формирование и развитие устойчивой мотивации к учебной деятельности |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала (фронтальная работа) Вопросы: Какие чувства вы испытываете, видя это фото? (ответы) - противоречивые Кто изображен на портрете? слайд 3: фото Бессмертный полк и портрет Александра II Как можно связать оба изображения? определяем тему урока слайд 4: фраза «Александр II вообще единственный правитель России, который больше дал народу, чем у него забрал» А.Кох обсуждение постановка задач урока | Настраивает учеников на успешную работу в деловом ритме ТКРМ («Мозговой штурм») ТКРМ («Мозговой штурм») | Делают вывод: политика императора носила противоречивый характер. Тема урока: «Александр II – Освободитель!?» Задачи: -выявить положительные изменения в результате реформ Александра II; -проанализировать недостатки, отрицательные последствия реформ - увидеть в чем выражалась противоречивость его политики | Л: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; Р: целеполагание; К: развитие навыков учебного сотрудничества в ходе групповой работы |
Актуализация знаний | Работа в группах: 1 группа - составить кроссенс на тему «Реформы Александра II имели положительные последствия» 2 группа — составить кроссенс на тему «Недостатки реформ Александра II» 3 группа — создать видеоролик на тему «Противоречивость реформ Александра II» | Приём КРОССЕНС -делит класс на группы, -ставит цели перед каждой группой, -выделяет лидера в группах, который распределяет задания среди учеников, -помогает, собирает материал -консультирует, -выявляет уровень знаний, -определяет типичные недостатки | -актуализация пройденного для успешного выполнения заданий; -анализ разных источников информации для выполнения заданий; -выведение нового знания, в процессе чего формируется функциональная грамотность. | П: -установление причинно-следственных связей; -осуществление анализа объектов и явлений К: -развитие коммуникативных действий, направленных на систематизацию знаний по данной теме Р: составление плана действий; -соотнесение своих действий с планируемым результатом. |
Обобщение и систематизация знаний - Подготовка учащихся к обобщенной деятельности - Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). | Технология системно-деятельностного подхода. Работа в группах: Содержание материала для групп: 1, 2, 3 группы — визуальные изображения, имеющие отношение к реформам Александра II; - задания: Задание 1 - Используя карту, выясните, на каких территориях по результатам реформы 1861г., были распространены отрезки земель, на каких — прирезки. Задание 2 - До отмены крепостного права крестьянин платил помещику оброк, равный 12 рублям. В то время деньги можно было поместить в банк под 6% годовых. Какова будет выкупная сумма? Задание 3 - На основе данных сформулируйте вывод. Стоимость крестьянской земли были оценена в 500 млн. рублей, заплатили же крестьяне 1,5 млрд. рублей. Задание 4 - из отчета Д.Н. Замятина о деятельности новых судов: «Присяжные заседатели, состоящие иногда преимущественно из крестьян, вполне оправдали возложенные на них надежды; им часто предлагались весьма трудные для разрешения вопросы... и все эти вопросы, благодаря поразительному вниманию, с которым присяжные заседатели вникают в дело, разрешались в наибольшей части случаев правильно и удовлетворительно» А.М. Унковский. Из «Соображений по докладам Редакционных комиссий» «Говорят, что суд присяжных у нас в настоящее время невозможен, потому что народ недостаточно развит для этого учреждения. Я не понимаю вовсе этого возражения. Что значит «недостаточно развит», и какая нужна степень развития для наглядного суждения о факте, по совести и здравому смыслу? Присяжным именно это только и нужно, а русский народ, конечно, не имеет недостатка нив здравом смысле, ни в добросовестности»? Сравните документы. Выделите общее в оценках деятельности присяжных? Какие черты личности крестьянина, отмеченные авторами обеспечивали успех деятельности присяжных? Задание 5 Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки. В период правления Александра II были проведены масштабные либеральные реформы, в последствии их назвали «Великие реформы». Наиболее известная из них — отмена крепостного права в 1864 году. Другими реформами были Земская, Судебная, Городская, реформа образования. Не менее важной была военная реформа 1874 года. В ее основе лежал новый способ комплектования армии — рекрутская повинность. В результате проведения военной реформы возросла мощь российской армии и она без особых проблем одержала победу над Турцией в войне 1877−1878 гг. Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы). | Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. Консультирует. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Работа в группах -лидеры групп распределяют задания между учащимися в соответствии с их уровнем знаний и возможностями. -обучающие выполняют задания, определяют какие могут использовать иллюстрации для составления кроссенса и видеоролика по заданной теме. - проверка заданий, представление продуктов работы групп. -в совместной работе выявляются причины затруднений, выясняется проблема, -ученики самостоятельно формулируют ответы. Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. | Пр: применение понятийного аппарата исторического знания и приемов исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ 1860-1870-х гг.; соотнесение и систематизация информации из различных источников; К: развитие навыков учебного сотрудничества в ходе групповой работы; владение устной и письменной речью; развитие коммуникативных действий, направленных на систематизацию знаний по данной теме; П: -владение общими приемами решения учебных задач; -установление причинно-следственных связей; -осуществление анализа объектов и явлений; Виды заданий по формированию функциональной грамотности: Задание 1 - естественно-научная грамотность Задание 2 - математическая грамотность Задание 3 — финансовая грамотность Задание 4 — читательская грамотность Задание 5 - читательская грамотность (ОГЭ) |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | ИКТ-технология С использованием приложения Plickers предлагает выразить свою точку зрения по отношению к реформам Александра II. | Консультирует. Устанавливает осознанность ситуации. Помогает, советует. | -Выполняют задание. -Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения. | Регулятивные: осуществление анализа и контроля своей деятельности в процессе достижения результата; |
Рефлексия (подведение итогов занятия). | Заполнение листов самооценки и взаимооценки. | Организует рефлексию. Предлагает заполнить листы самооценки и взаимооценки. Благодарит учеников за урок | -Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, -соотносят цель и результаты, степень их соответствия. -Делятся мнением о своей работе на уроке. | Регулятивные: -осуществление объективной оценки своей роли в групповой работе, -сравнение уровня своих знаний с другими участниками группы |
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. | Формулирование общих выводов. В результате Великих реформ самые широкие слои населения Российской империи получили гораздо больше свобод, нежели имели ранее. Реформы не только пробуждали общественную инициативу. Но и вводили самоуправление в университетах, селах, волостях, городах, губерниях, демократизировали суд, создали новую армию. Великие реформы в значительной степени способствовали всесторонней модернизации страны, создали условия для экономических и социальных перемен. | Консультирует. Организует деятельность по применению новых знаний. | Мысленно подводят итоги и сравнивают с тем, что говорит учитель | Личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений |
Объяснение домашнего задания | Дифференцированный подход Предлагает дифференцированное домашнее задание по QR-коду: 1) написать эссе на тему «Влияние реформ Александра II на общественную жизнь России» (повышенный уровень); 2) выполнить задания в рабочем листе «Крестьянская реформа 1861г.» (базовый уровень) приложение 2 | ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: разъясняет, предлагает задания на выбор Приём Эссе | У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности | Р: соотнесение уровня сложности домашнего задания с уровнем своих знаний, анализ необходимых временных затрат на выполнение домашнего задания |