СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Александр II – Освободитель!?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:  «Александр II – Освободитель!?» 

Цель урока: 

- обобщить и систематизировать знания по теме «Россия в годы правления Александра 2;

- развивать познавательную деятельность;

- определить степень усвоения изученного материала

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Александр II – Освободитель!?»»



Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №85»





















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«Александр II – Освободитель!?»







Автор: Куликова Наталия Владимировна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

















г.Оренбург

2022 г.

Урок 3

«Александр II – Освободитель!?»

Раздел 1


Тип урока

урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель

- обобщить и систематизировать знания по теме «Россия в годы правления Александра 2;

- развивать познавательную деятельность;

- определить степень усвоения изученного материала

Задачи

образовательные – выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; расширить представления о причинах, сути и значении реформ Александра II, выяснить, в чем проявлялась их незавершенность; обобщить материал как систему знаний.

развивающие – развивать умение формулировать тему и цель урока, картографические умения, обобщать и анализировать факты, делать выводы и давать оценку; развивать умение добывать информацию; развитие коммуникативных навыков и навыков исторического анализа; участвовать в коллективном обсуждении, умение мыслить критически.

воспитательные – воспитывать чувство гордости, любви к Родине, сопереживания трагическим событиям прошлого и настоящего, развивать интерес к отечественной истории, воспитание активной гражданской позиции и общей культуры.

Основные понятия и термины

выкупные платежи, отрезки, прирезки, крестьянская, судебная, земская, военная реформы, выкупные платежи, волостной суд

Межпредметные связи

обществознание, география

Ресурсы:

  • основные


  • дополнительные


учебник (История России. 9 класс. Н.М. Арсеньев, А.А.Данилов и др.: под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2018.), атлас

ПК, презентация, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Формы учебной деятельности:

групповая, фронтальная индивидуальная

Методы и приёмы

беседа, словесный, исследовательский, практический, наглядный, самостоятельная работа с текстом, атласом, здоровьесбережение

Технологии

Системно-деятельностного подхода (создание учебной ситуации, построение проблемы) дифференцированного подхода, ТКРМ, ИКТ-технологии













Формируемые УУД



Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

учащийся научится:

- применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий 1855-1881гг.;

- рассматривать историю России в контексте мировой истории;

-соотносить и систематизировать информацию из различных источников;

Регулятивные:

  • составлять план действий;

  • соотносить свои действия с планируемым результатом;

  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:

Коммуникативные:

  • развивать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы;

  • владеть устной и письменной речью;

  • развивать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме;

Познавательные:

  • владеть общими приемами решения учебных задач;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять анализ объектов и явлений.

- формировать и развивать устойчивую мотивацию к учебной деятельности;

- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений



План урока:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний:

- Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

- Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

















Технологическая карта урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы, технологии

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД Планируемые результаты

Л-личностные

Пр-предметные

М-метапредметные:

К-коммуникативные

Р-регулятивные

П-познавательные

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

- Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ»
Пусть урок принес вам новые открытия. Успехов вам.

Настраивает учеников на успешную работу в деловом ритме

Слушают учителя, настраиваются на творческую работу на уроке

Л: формирование и развитие устойчивой мотивации к учебной деятельности

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала (фронтальная работа)

  • слайд 1: фото Бессмертный полк

Вопросы:

Какие чувства вы испытываете, видя это фото? (ответы) - противоречивые

  • слайд 2: портрет Александра II

Кто изображен на портрете?

  • слайд 3: фото Бессмертный полк и портрет Александра II

  • Как можно связать оба изображения?

  • определяем тему урока

  • слайд 4: фраза «Александр II вообще единственный правитель России, который больше дал народу, чем у него забрал» А.Кох

  • обсуждение

  • постановка задач урока

Настраивает учеников на успешную работу в деловом ритме












ТКРМ («Мозговой штурм»)






ТКРМ («Мозговой штурм»)








Делают вывод: политика императора носила противоречивый характер.


Тема урока: «Александр II – Освободитель!?»

Задачи:

-выявить положительные изменения в результате реформ Александра II;

-проанализировать недостатки, отрицательные последствия реформ

- увидеть в чем выражалась противоречивость его политики

Л: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

Р: целеполагание;

К: развитие навыков учебного сотрудничества в ходе групповой работы

Актуализация знаний

Работа в группах:

1 группа - составить кроссенс на тему «Реформы Александра II имели положительные последствия»

2 группа — составить кроссенс на тему «Недостатки реформ Александра II»

3 группа — создать видеоролик на тему «Противоречивость реформ Александра II»

Приём КРОССЕНС

-делит класс на группы,

-ставит цели перед каждой группой,

-выделяет лидера в группах, который распределяет задания среди учеников,

-помогает, собирает материал

-консультирует, -выявляет уровень знаний,

-определяет типичные недостатки

-актуализация пройденного для успешного выполнения заданий;

-анализ разных источников информации для выполнения заданий;

-выведение нового знания, в процессе чего формируется функциональная грамотность.


П:

-установление причинно-следственных связей;

-осуществление анализа объектов и явлений

К:

-развитие коммуникативных действий, направленных на систематизацию знаний по данной теме

Р: составление плана действий;

-соотнесение своих действий с планируемым результатом.


Обобщение и систематизация знаний

- Подготовка учащихся к обобщенной деятельности



- Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Технология системно-деятельностного подхода.

Работа в группах:

Содержание материала для групп: 1, 2, 3 группы

— визуальные изображения, имеющие отношение к реформам Александра II;

- задания:

Задание 1 - Используя карту, выясните, на каких территориях по результатам реформы 1861г., были распространены отрезки земель, на каких — прирезки.

Задание 2 - До отмены крепостного права крестьянин платил помещику оброк, равный 12 рублям. В то время деньги можно было поместить в банк под 6% годовых. Какова будет выкупная сумма?

Задание 3 - На основе данных сформулируйте вывод.

Стоимость крестьянской земли были оценена в 500 млн. рублей, заплатили же крестьяне 1,5 млрд. рублей.

Задание 4 - из отчета Д.Н. Замятина о деятельности новых судов:

«Присяжные заседатели, состоящие иногда преимущественно из крестьян, вполне оправдали возложенные на них надежды; им часто предлагались весьма трудные для разрешения вопросы... и все эти вопросы, благодаря поразительному вниманию, с которым присяжные заседатели вникают в дело, разрешались в наибольшей части случаев правильно и удовлетворительно»

А.М. Унковский. Из «Соображений по докладам Редакционных комиссий»

«Говорят, что суд присяжных у нас в настоящее время невозможен, потому что народ недостаточно развит для этого учреждения. Я не понимаю вовсе этого возражения. Что значит «недостаточно развит», и какая нужна степень развития для наглядного суждения о факте, по совести и здравому смыслу? Присяжным именно это только и нужно, а русский народ, конечно, не имеет недостатка нив здравом смысле, ни в добросовестности»? Сравните документы. Выделите общее в оценках деятельности присяжных? Какие черты личности крестьянина, отмеченные авторами обеспечивали успех деятельности присяжных?

Задание 5

Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

В период правления Александра II были проведены масштабные либеральные реформы, в последствии их назвали «Великие реформы». Наиболее известная из них — отмена крепостного права в 1864 году. Другими реформами были Земская, Судебная, Городская, реформа образования. Не менее важной была военная реформа 1874 года. В ее основе лежал новый способ комплектования армии — рекрутская повинность. В результате проведения военной реформы возросла мощь российской армии и она без особых проблем одержала победу над Турцией в войне 1877−1878 гг.

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.







Консультирует. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.


Работа в группах

-лидеры групп распределяют задания между учащимися в соответствии с их уровнем знаний и возможностями.

-обучающие выполняют задания, определяют какие могут использовать иллюстрации для составления кроссенса и видеоролика по заданной теме.

- проверка заданий, представление продуктов работы групп.

-в совместной работе выявляются причины затруднений, выясняется проблема,

-ученики самостоятельно формулируют ответы.



Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану.


Пр: применение понятийного аппарата исторического знания и приемов исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ 1860-1870-х гг.; соотнесение и систематизация информации из различных источников;

К: развитие навыков учебного сотрудничества в ходе групповой работы; владение устной и письменной речью; развитие коммуникативных действий, направленных на систематизацию знаний по данной теме;

П: -владение общими приемами решения учебных задач;

-установление причинно-следственных связей;

-осуществление анализа объектов и явлений;

Виды заданий по формированию функциональной грамотности:

Задание 1 - естественно-научная грамотность

Задание 2 - математическая грамотность

Задание 3 — финансовая грамотность

Задание 4 — читательская грамотность

Задание 5 - читательская грамотность (ОГЭ)


Применение знаний и умений в новой ситуации.

Обсуждение проблемы урока.

Прием «Мое мнение»:

предлагает добавить что-то новое к своим прежним мнениям

Учащиеся высказываются по поводу того, как изменилось их мнения после выступления всех групп

Л:Формирование собственной позиции, личностного отношения к историческому прошлому

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

ИКТ-технология

С использованием приложения Plickers предлагает выразить свою точку зрения по отношению к реформам Александра II.

Консультирует. Устанавливает осознанность ситуации. Помогает, советует.

-Выполняют задание.

-Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения.

Регулятивные: осуществление анализа и контроля своей деятельности в процессе достижения результата;

Рефлексия (подведение итогов занятия).


Заполнение листов самооценки и взаимооценки.

Организует рефлексию. Предлагает заполнить листы самооценки и взаимооценки. Благодарит учеников за урок

-Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,

-соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

-Делятся мнением о своей работе на уроке.

Регулятивные:

-осуществление объективной оценки своей роли в групповой работе,

-сравнение уровня своих знаний с другими участниками группы

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.


Формулирование общих выводов.

В результате Великих реформ самые широкие слои населения Российской империи получили гораздо больше свобод, нежели имели ранее. Реформы не только пробуждали общественную инициативу. Но и  вводили самоуправление в университетах, селах, волостях, городах, губерниях, демократизировали суд, создали новую армию. Великие реформы в значительной степени способствовали всесторонней модернизации страны, создали условия для экономических и социальных перемен.

Консультирует. Организует деятельность по применению новых знаний.


Мысленно подводят итоги и сравнивают с тем, что говорит учитель

Личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Объяснение домашнего задания

Дифференцированный подход

Предлагает дифференцированное домашнее задание по QR-коду:

1) написать эссе на тему «Влияние реформ Александра II на общественную жизнь России» (повышенный уровень);

2) выполнить задания в рабочем листе «Крестьянская реформа 1861г.» (базовый уровень) приложение 2

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

разъясняет, предлагает задания на выбор


Приём Эссе


У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

Р: соотнесение уровня сложности домашнего задания с уровнем своих знаний, анализ необходимых временных затрат на выполнение домашнего задания




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!