СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Русская православная церковь в XVII веке. Церковный раскол"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Русская православная церковь в XVII веке. Церковный раскол". Урок по учебнику  «История России: XVI -  конец XVII века. 7 класс», авторы И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории в 7 классе "Русская православная церковь в XVII веке. Церковный раскол"»

Новикова Лариса Александровна, учитель истории МБОУ ОШ № 12


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ

Тема: Русская православная церковь в XVII веке. Церковный раскол.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Учебник для общеобразовательных организаций: «История России: XVI - конец XVII века. 7 класс», авторы И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова (Москва «Просвещение», 2017 год) / на изучение данной темы выделяется 1 час.

Цель: сформировать у обучающихся представление о характере, динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной власти; раскрыть сущность и последствия церковной реформы Никона; познакомить с выдающейся исторической личностью, основоположником старообрядческого раскола, оригинальным литератором XVII века протопопом Аввакумом.

Формируемые УУД:

Личностные: независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.

Регулятивные:

– совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- продвижение своих мыслей, убеждений, взглядов, осознавать суть своих суждений и взглядов, выбирать средства достижения цели, а также искать их самостоятельно;

- составлять (индивидуально или в группе) план действий для достижения своих целей;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные:

– совокупность умений по использованию специальных знаний по теме урока;

- совокупность умений критически мылить и доказывать свою точку зрения;

- совокупность умений по работе с информацией.

Коммуникативные:

- совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе;

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его (если оно таково);

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с участниками иных позиций.

Основные понятия: протопоп, раскол, старообрядчество.

Ресурсы:

Основные – учебник, рабочие тетради.


Этап урока

Деятельность урока

Деятельность учащихся

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты обучения (на уровне УУД)

1.Мотивация

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность

Приветствие учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок

Настраиваются на работу, концентрируют внимание


- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)



2.Актуализация знаний

Цель этапа: актуализация знаний, обсуждение незнакомой ситуации

Стадия вызова


Предлагает рассмотреть учащимся картину В. Сурикова «Боярыня Морозова»

Отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения

Просмотр картины «Боярыня Морозова» В. Сурикова


Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выполнение пробного учебного действия (Р);

- фиксированные индивидуальные затруднения в пробном действии (Р);

- выражение своих мыслей о достаточной полнотой и точностью (К);

-аргументация своего мнения и позиция в коммуникации (К).

3.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: осознание учащимися того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений

Наводящими вопросами помогает учащимся выявить место и причину затруднения

Соотносят свои знания, фиксируют, каких знаний недостаёт для конечных знаний урока

Перед вами перечень вопросов. Сможете ли вы в данный момент ответить на них в полном объёме?

Почему произошёл церковный раскол между верующими?

Известны ли вам имена Никон и Аввакум?

К чему привела борьба раскольников за старую веру?

Кого называют старообрядцами? И есть ли они в наше время?Почему вопросы церкви решались на государственном уровне?

- анализ, сравнение, обобщение (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К).

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей урока, определение плана действия

Стадия осмысления

Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели урока и плана действия)

Формулирует цель урока и его тему; определяются с планом действий по достижению цели урока

Почему вы не смогли ответить на некоторые вопросы?


Давайте сформулируем цель и тему нашего урока.


Какие вопросы на ваш взгляд нам надо рассмотреть, чтобы реализовать цель и задачи урока?

О каких личностях узнать?





- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ, обобщение (П);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

- планирование (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

5.Реализация построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового знания и формирование умений его применять при достижении цели


Организует фронтальный опрос, работу в парах по решению задач, соотнесение учащимися своих действий с поставленными задачами.




Работа в парах.

После того, как пары закончили работу, предлагает озвучить ее результаты.











Организует самостоятельную работу с текстом учебника.





















Организует работу со словарем

Отвечают на вопросы учителя












Работают в парах, составляют сравнительную характеристику Никона и Аввакума по плану.

После того, как закончили работу, озвучивают результаты.







В парах заполняют сравнительную таблицу «Церковная реформа»











Работают в парах, проговаривают ответы на вопросы





Отвечают на вопрос, находят ответ в словаре и сравнивают свое мнение с определением. Записывают определение слова «Раскол» в тетрадь.

Рассказ учителя «Священство и царство»

Почему значение и роль Русской православной церкви в политической жизни России возросли при патриархе Филарете?

Каков результат государственной деятельности патриарха Филарета?

Какие вопросы остались нерешёнными в годы его патриаршества? Почему?


Самостоятельная работа с документами Костомарова Н.И.

«Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» (о Никоне) и «Житие протопопа Аввакума им самим написанное».





Вопрос учителя к классу: кто выступил с инициативой проведения реформ?

В первую очередь речь идет о патриархе Никоне и протопопе Аввакуме.

Начавшаяся в 1654 году реформа привела к размежеванию и противостоянию.

- В чем же заключалась суть разногласий?

- Какие изменения произошли в ходе церковной реформы?

- Какими методами осуществлялась реформа?

- Кого стали называть старообрядцами? Какие обряды были характерны для них?


Рассказ учителя о Церковном соборе 1666-1667 года.

Какова роль Церковного собора в проведении реформы? Что он предложил?

В чём вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном?

Почему Церковный собор осудил патриарха Никона?

Почему протопоп Аввакум резко отрицательно воспринял реформы патриарха Никона?

Что же означает выражение «раскол русской православной церкви»?



- смыслообразование(Л);

- познавательная инициатива (Р);

- поиск необходимой информации (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: усвоение учащимися знаний

Организует опрос, при необходимости уточняет факты






Отвечают на вопросы, проговаривают вслух выводы

Работа с картиной В. Сурикова «Боярыня Морозова»

Ответы на вопросы 3 этапа урока.

Почему раскол стал трагической страницей в истории России?

Что сейчас вы можете сказать о картине? Как изменился ваш взгляд на героев картины?

Известны ли вам имена Никон и Аввакум? Что вы о них знаете?

Почему произошёл церковный раскол между верующими?

К чему привела борьба раскольников за старую веру?

Кого называют старообрядцами? И есть ли они в наше время?

На какие вопросы вы не получили ответ?

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

- осознание ответственности за общее дело (Л)

7.Самостоятельная работа

Цель этапа: обеспечение усвоение материала

Организует самостоятельное выполнение учащимися тестовых заданий по теме

Учатся самостоятельно демонстрировать полученные знания

Ответьте на тестовые вопросы по теме.

- выполнение заданий (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Стадия рефлексии

Организует беседу с учащимися, связывая результаты урока с его целями; инструктирует по поводу выполнения домашнего задания

Формулируют основные понятия; соотносят цель и результаты своей учебной деятельности

Заполните таблицу «Плюс-минус-интересно». В графу «П» - «плюс»- записывается все, что вам понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, или информация, которая, по вашему мнению, оказалась для вас не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- впишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


Какова была тема урока?

Какую цель ставили?

Что нового узнали?

Какие вопросы ещё не получили ответа?

Какой вопрос хотели бы изучить подробнее? Почему?

Д\З п.21 стр 162-171, работа с источником «О патриархе Никоне»

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- адекватная оценка учебной деятельности;

- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!