– совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- продвижение своих мыслей, убеждений, взглядов, осознавать суть своих суждений и взглядов, выбирать средства достижения цели, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план действий для достижения своих целей;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- совокупность умений по работе с информацией.
- совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его (если оно таково);
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с участниками иных позиций.
Основные – учебник, рабочие тетради.
2.Актуализация знаний Цель этапа: актуализация знаний, обсуждение незнакомой ситуации Стадия вызова | Предлагает рассмотреть учащимся картину В. Сурикова «Боярыня Морозова» | Отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения | Просмотр картины «Боярыня Морозова» В. Сурикова Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова? | - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксированные индивидуальные затруднения в пробном действии (Р); - выражение своих мыслей о достаточной полнотой и точностью (К); -аргументация своего мнения и позиция в коммуникации (К). |
3.Выявление места и причины затруднения Цель этапа: осознание учащимися того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений | Наводящими вопросами помогает учащимся выявить место и причину затруднения | Соотносят свои знания, фиксируют, каких знаний недостаёт для конечных знаний урока | Перед вами перечень вопросов. Сможете ли вы в данный момент ответить на них в полном объёме? Почему произошёл церковный раскол между верующими? Известны ли вам имена Никон и Аввакум? К чему привела борьба раскольников за старую веру? Кого называют старообрядцами? И есть ли они в наше время?Почему вопросы церкви решались на государственном уровне? | - анализ, сравнение, обобщение (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К). |
4.Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: постановка целей урока, определение плана действия Стадия осмысления | Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели урока и плана действия) | Формулирует цель урока и его тему; определяются с планом действий по достижению цели урока | Почему вы не смогли ответить на некоторые вопросы? Давайте сформулируем цель и тему нашего урока. Какие вопросы на ваш взгляд нам надо рассмотреть, чтобы реализовать цель и задачи урока? О каких личностях узнать? | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, обобщение (П); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); - планирование (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
5.Реализация построенного проекта Цель этапа: построение учащимися нового знания и формирование умений его применять при достижении цели | Организует фронтальный опрос, работу в парах по решению задач, соотнесение учащимися своих действий с поставленными задачами. Работа в парах. После того, как пары закончили работу, предлагает озвучить ее результаты. Организует самостоятельную работу с текстом учебника. Организует работу со словарем | Отвечают на вопросы учителя Работают в парах, составляют сравнительную характеристику Никона и Аввакума по плану. После того, как закончили работу, озвучивают результаты. В парах заполняют сравнительную таблицу «Церковная реформа» Работают в парах, проговаривают ответы на вопросы Отвечают на вопрос, находят ответ в словаре и сравнивают свое мнение с определением. Записывают определение слова «Раскол» в тетрадь. | Рассказ учителя «Священство и царство» Почему значение и роль Русской православной церкви в политической жизни России возросли при патриархе Филарете? Каков результат государственной деятельности патриарха Филарета? Какие вопросы остались нерешёнными в годы его патриаршества? Почему? Самостоятельная работа с документами Костомарова Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» (о Никоне) и «Житие протопопа Аввакума им самим написанное». Вопрос учителя к классу: кто выступил с инициативой проведения реформ? В первую очередь речь идет о патриархе Никоне и протопопе Аввакуме. Начавшаяся в 1654 году реформа привела к размежеванию и противостоянию. - В чем же заключалась суть разногласий? - Какие изменения произошли в ходе церковной реформы? - Какими методами осуществлялась реформа? - Кого стали называть старообрядцами? Какие обряды были характерны для них? Рассказ учителя о Церковном соборе 1666-1667 года. Какова роль Церковного собора в проведении реформы? Что он предложил? В чём вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном? Почему Церковный собор осудил патриарха Никона? Почему протопоп Аввакум резко отрицательно воспринял реформы патриарха Никона? Что же означает выражение «раскол русской православной церкви»? | - смыслообразование(Л); - познавательная инициатива (Р); - поиск необходимой информации (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - осознание ответственности за общее дело (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель этапа: усвоение учащимися знаний | Организует опрос, при необходимости уточняет факты | Отвечают на вопросы, проговаривают вслух выводы | Работа с картиной В. Сурикова «Боярыня Морозова» Ответы на вопросы 3 этапа урока. Почему раскол стал трагической страницей в истории России? Что сейчас вы можете сказать о картине? Как изменился ваш взгляд на героев картины? Известны ли вам имена Никон и Аввакум? Что вы о них знаете? Почему произошёл церковный раскол между верующими? К чему привела борьба раскольников за старую веру? Кого называют старообрядцами? И есть ли они в наше время? На какие вопросы вы не получили ответ? | - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К); - осознание ответственности за общее дело (Л) |
7.Самостоятельная работа Цель этапа: обеспечение усвоение материала | Организует самостоятельное выполнение учащимися тестовых заданий по теме | Учатся самостоятельно демонстрировать полученные знания | Ответьте на тестовые вопросы по теме. | - выполнение заданий (П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К) |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности Стадия рефлексии | Организует беседу с учащимися, связывая результаты урока с его целями; инструктирует по поводу выполнения домашнего задания | Формулируют основные понятия; соотносят цель и результаты своей учебной деятельности | Заполните таблицу «Плюс-минус-интересно». В графу «П» - «плюс»- записывается все, что вам понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, или информация, которая, по вашему мнению, оказалась для вас не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- впишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Какова была тема урока? Какую цель ставили? Что нового узнали? Какие вопросы ещё не получили ответа? Какой вопрос хотели бы изучить подробнее? Почему? Д\З п.21 стр 162-171, работа с источником «О патриархе Никоне» | - рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - адекватная оценка учебной деятельности; - формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К). |