СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока истории по теме "Русское государство при Ярославе Мудром"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории по теме "Русское государство при Ярославе Мудром"»

Предмет: история

Класс: 6

Учебник (УМК): История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я.; Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.; Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.

Тема урока: «Русское государство при Ярославе Мудром»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Вид урока: обсуждение

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Воспитательная: сформировать представление о законе как ведущем признаке государства, обеспечивающем порядок и соблюдение прав граждан, о закономерности процесса развития российского законодательства, начиная с XI века и по сегодняшний день.

Образовательная: продолжить развитие умения доказывать необходимость появления Русской Правды для закрепления сложившегося к XI веку общественного устройства Руси.

Развивающая: развить умение оценивать закон исходя из понятия справедливости и историчности (соответствия времени), умение сравнивать статьи русской правды с аналогичными статьями уголовного кодекса, выявляя общие и отличительные особенности.

Технология: проблемного обучения.

Методы: проблемный, словесный, практический, наглядный.

Приемы: беседа, объяснение, работа с книгой, текстом, показ видеоматериалов, синквейн, тест.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

Научатся овладевать целостными представлениями о развитии российского законодательства с XI века и по сегодняшний день; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения первого свода законов Русская Правда, извлекая полезную информацию из исторического источника, аргументировано объяснять схожее и отличное между современными и древними законами.

Метапредметные

Личностные

Самоопределение

Л1 Осуществление гражданской

Л2 идентификации личности.

Смыслообразование

Л8 Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

Л9 развития познавательных интересов, учебных мотивов;

Л11 формирования границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные

Р1 Принятие и сохранение учебной задачи;

Р2 планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане;

Р5 адекватное восприятие оценки преподавателя;

Р9 выполнение учебных действий в материализованной и умственной деятельности.

Познавательные

Общеучебные УД

П1 Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

П3 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Логические УД

П6 Осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

П7 выделение существенной информации из текстов разных видов;

П10 сравнение по заданным критериям;

П15 доказательство;

П16 выдвижение гипотез

П17 и их обоснование.

Коммуникативные

К1 Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и

К2 ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

К5 формулирование собственного мнения (позиции);

К6 умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

К9 контроль действий партнера;

К10 использование речи для регуляции своего действия;

К12 построение монологического высказывания;

К13 владение диалогической формой речи.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Оргмомент.

Создать у школьников направленность на учебную работу.

Фронтальная работа.

Учитель приветствует обучающихся, просит проверить рабочее место.

Приветствуют учителя, подготавливают рабочее место.


2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение; определить границы знания и незнания; актуализировать опорные знания и изученные способы действий.


Фронтальная работа, индивидуальная.

Учитель дает время на повторение предыдущего материала. Затем просит обучающихся закрыть учебники, и приступить к выполнению самостоятельной работы (тест). Приложение №1.

Предлагает вспомнить следующие понятия: «гривна», «династический брак», «наместник», «усобица».

Эпоху правления Ярослава Владимировича называют лучшим временем Древней Руси. Давайте вспомним, почему?


Повторяют предыдущий материал. Закрывают учебники, приходят к выполнению самостоятельной работы (теста).

Дают определения следующим понятиям: гривна – денежная единица на Руси; династический брак – брак между представителями правящих династий разных государств; наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью; усобица – вражда, борьба, война между родственниками, представителями одного народа, жителями одной области, членами одного коллектива.

Дают развернутый ответ на вопрос учителя:

Князь уделял много внимания внутренним делам, положил начало русскому письменному законодательству, а также расширил и укрепил границы Руси, положил конец набегам печенегов, укрепил международный авторитет государства.

Л11

Р9

П3

К1

К5

К9

К10

К11

К13

3. Мотивация к учебной деятельности.

Психологически настроить детей на урок; создать доброжелательную обстановку на уроке; создать у школьников направленность на учебную работу.


Фронтальная работа.

Ребята, сегодня я вам предлагаю посетить Андреевский зал Большого Кремлевского дворца. Прошу вашего внимания.

Учитель воспроизводит видео (инаугурация Президента РФ Путина В.В.).

После просмотра видео учитель задает следующие вопросы:

1.Объясните, свидетелями какого события мы были?

2.Скажите, почему при произношении клятвы президент держал руку на Конституции РФ?

3.Почему для государства так важен закон?

Каждый новый князь вносил свой вклад в процесс укрепления порядка в нашей стране, но именно Ярославу Владимировичу Мудрому принадлежит право создателя первого письменного закона – «Правды Ярослава», в дальнейшем – «Русской правды» (1016г).

Проблемный вопрос:

Ребята, как вы думаете, можно ли установить связь между «Русской Правдой» и современными законами?

Слушают учителя, «посещают» Андреевский зал Большого Кремлевского дворца. Просматривают видео. Отвечают на вопросы, заданные учителем:

1.Церемонии вступления в должность главы государства.

2.Президент держал руку на Конституции, так как Конституция – это основной закон государства.

3.Законы нужны государству для соблюдения порядка в обществе и в отношениях между людьми.

Предлагают свои варианты ответа на проблемный вопрос.

Л1

Л2

Л8

Л9

Р9

П3

П16

К1

К5

К10

К13

4.Закрепление с проговариванием во внешней речи.

Подвести  учащихся к самостоятельной постановке темы и принятию учебных задач; разработать план учебных действий по достижению цели урока; организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности.

Фронтальная работа, индивидуальная, в паре.

Учитель просит открыть тетради и записать тему урока «Русское государство при Ярославе Мудром».

Обращает внимание обучающихся на слайд, знакомит с алгоритмом проверки гипотезы «Связь между древними и современными законами существует».

Алгоритм проверки гипотезы:

1.Изучить категории населения Древнерусского государства.

2.Изучить документ «Русская Правда».

3.Сравнить тексты Русской Правды с современными законами.

Обращает внимание на слайд «Категории населения Древнерусского государства». Предлагает переписать схему в тетради.

Вместе с обучающимися делает вывод:

Таким образом, формируется феодальное общество. Это связано с развитием феодальной собственности на землю.

Именно поземельные отношения определяли характер политического строя и сущность государства и права. Сущность феодализма: феодал владеет землей, а крестьянин в зависимости и платит за пользование землей ренту (виды: отработочная, продуктовая, денежная).

Затем предлагает поработать с историческим источником, работая в паре. Приложение №2.

Выслушивает ответы отвечающих.

С обучающимися приходят к выводу, что «Русская Правда» - несправедливый закон, но закон соответствующий своему времени.

Предлагает сравнить тексты древнерусских и современных законов, выделив отличительные и схожие черты, работая в паре. Приложение №3.

Переходит к обсуждению задания.

Вместе с обучающимися делают вывод о том, что существующие различия между законами Русской Правды и современными законами связаны с изменениями, происходящими в обществе. В любое время закон призван охранять порядок, сложившийся в обществе.

Возвращается к проблемному вопросу, задает снова: Существует ли связь между «Русской Правдой» и современными законами?

Выслушивает ответы.

Открывают тетради, записывают тему урока.

Обращают внимание на слайд, знакомятся с алгоритмом проверки гипотезы.

Слушают учителя, переписывают схему «Категории населения Древнерусского государства» в тетради. Делают вывод.

Выполняют работу с источником, работая в паре. Представляют свои ответы учителю. После выполняют задание на сравнение законов РФ и «Русской Правды». Делают с учителем вывод. Дают аргументированный ответ на главный вопрос.

Л8

Л9

Л11

Р1

Р2

Р9

П1

П3

П6

П7

П10

П15

П16

П17

К1

К2

К5

К6

К9

К10

К12

К13

5.Включение в систему знаний и повторения.

Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным; повторить  и закрепить  изученное для введения в последующем новых способов действий.

Фронтальная работа, индивидуальная.

Ребята, а теперь я предлагаю вам, с помощью приема «синквейн», определить свое отношение к правлению Ярослава Мудрого.

Просит обратить внимание на слайд (дан план составления синквейна).

Слушают учителя, после выполняют задание на повторение материала с помощью приема «синквейн», характеризуя правление Ярослава Мудрого.

П3

К1

К10

К12

6.Рефлексия учебной деятельности.

Оценивание.










Организовать рефлексию и самооценку учащихся.

Индивидуальная, фронтальная работа.

Учитель предлагает дать оценку своей деятельности. Для этого предлагает выбрать фразу, представленную на экране, а затем закончить ее, аргументировав свой ответ.

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я научился…";

"Меня удивило…".

Выставляет оценки за урок, высказывая комментарий к ним. Просит в конце урока поднести дневники.

Продолжают представленные на слайде фразы, аргументируя ответ.

Выслушивают учителя по поводу выставления отметок.

Л11

Р5

К1

7.Информация о домашнем задании.


Сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

проверить понимание  выполнения домашнего задания.

Фронтальная работа.








Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания.

  1. §7 стр.56-63

  2. Заполнить таблицу «Культурные достижения при Ярославе Мудром»:

Годы

Деятельность






Слушают инструктаж учителя по выполнению домашнего задания. Задают возникшие вопросы по д/з. Подносят дневники для выставления отметок.





















Приложение №1.

1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:
а) Рюрик 1. За ограбление во время полюдья был убит древлянами
б) Олег 2. Установил уроки и погосты
в) Игорь 3. Совершил первый победоносный поход на Царьград
г) Ольга 4. Разгромил Хазарский каганат
д) Святослав 5. Провел крещение Руси
е) Владимир 6. Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей
2. Кто был правителем Руси в 980 - 1015?
а) Владимир б) Игорь в) Олег г) Святослав
3. Откуда на Русь пришло христианство?
а) из Волжской Булгарии б) из Рима
в) из Хазарского каганата г) из Византии
4. Причиной принятия христианства на Руси было стремление:
а) князя Святослава породниться с правителями европейских стран
б) киевских князей избежать порабощения хазарами
в) жителей Киевской Руси перейти в христианство
г) киевских князей упрочить государство и свою власть
5. Принятие христианства:
а) замедлило развитие культуры
б) привело к созданию Древнерусского государства
в) укрепило международное положение Руси
г) привело к полному исчезновению язычества
6. Деятельность князя Владимира была направлена на:
а) установление определенных норм сбора дани
б) ведение походов против Тюркского каганата
в) строительство городов Новгорода и Киева
г) строительство оборонительных рубежей на южных границах государства
7. Установите правильную последовательность событий.
A. Поход князя Владимира на Херсонес (Корсунь)
Б. Крещение Руси
B. Религиозная реформа: провозглашение шести языческих богов главными божествами Руси
Г. Начало княжения Владимира Святославовича



Приложение №2.

Работа с источником

1  Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст. 3.  Если кто убьет княжеского мужа (княжеский слуга, дружинник, боярин), а члены верви убийцу не сыщут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый.

Ст. 12.  За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен.

Ст. 86. Если же умрет боярин или дружинник, то их имущество не идет князю, но если не будет сыновей, то наследство получают их дочери.

2 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст. 3.  Если кто убьет людина, платит виру князю в 40 гривен.

Ст. 6.  Если кто (из членов) не внесет свою долю в виру, таму люди не должны помогать, но он сам платит.

Ст.21. Если вервь начнет платить виру за убитого, (когда убийца не обнаружен) то ей предоставляется рассрочка. Но если убийца находится в верви (и сам платит виру), то она должна помочь ему платить.

3 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст. 71. Если смерд подвергнет муке (избиению) смерда, то заплатит 3 гривны князю и потерпевшему за муку 1 гривну.

Ст. 85.  Если смерд умрет (не оставив сыновей), то наследство идет князю; если после него останутся дочери, то выделить им часть имущества.

Ст. 26.  А за убийство смерда 5 гривен.

5 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст.42. Если ворами окажутся холопы ответчика, с которых князь продажи не взыскивает, потому что они не свободны, то ответчик должен заплатить потерпевшему двойную цену украденного.

Ст.84. А за убийство холопа (раба) виры (штрафа) нет; но если он убит без вины (с его стороны), то убивший обязан заплатить его стоимость владельцу, а князю - 2 гривны продажи (т.к. убивший рассматривается на княжеском суде).


Вопросы:

  1. Когда и с какой целью составлен документ?

  2. Какие категории населения названы в документе?

  3. Отличаются ли наказания для различных категорий населения? Подтвердите примерами.

  4. Как вы думаете, почему закон устанавливал разные наказания для разных категорий населения?








Приложение №3.

Познакомьтесь с текстами древнерусского и современного законов: «Русская Правда» (фрагмент представлен в учебнике), Уголовный кодекс РФ. Сравните тексты этих документов, выделив отличительные и схожие черты. Ответ запишите в виде таблицы.

Уголовный Кодекс РФ

Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

1. Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 116. Побои

1. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.


«Русская Правда»

Законы РФ

Сходные черты


Различия





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!