СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ Государство общество в конце XIX — начале XX в. 9 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Государство общество в конце XIX — начале XX в." разработана согласно требованиям ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ Государство общество в конце XIX — начале XX в. 9 класс»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

Государство общество в конце XIX — начале XX в.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Выяснить причины обострения социально-политической обстановки в России на рубеже XI – XXвв.

Образовательные ресурсы

1. . История России. XX — начало XXI в.: учеб.: 9 кл. / Ляшенко Л.М., Волобуев О.В. Симонова Е.В

План урока

  1. Политический строй России в нач. ХХ в.

  2. Нарастание оппозиционных настроений.

  3. Появление революционных политических партий:

    1. Создание РСДРП

    2. Партия эсеров

Личностно значимая проблема

    1. В чем выражалось основное противоречие социальной структуры общества?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные знания и понятия

. забастовки, манифестации, эссеры. большевики

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Научатся:характеризовать особенности политического строя, внутренней политики России в начале ХХ века; проследить эволюцию общественного движения, особенности зарождения революционных политических партий;

  • раскрыть роль исторических личностей в истории, оценивать личность и государственную деятельность Николая II; выяснить причины нарастания оппозиционных настроений;

  • развивать навыки анализа исторической информации, систематизации выводов в таблицах и схемах; умения формулировать аргументированную точку зрения по проблемам урока.


Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Ознакомиться с процессом становления территориальной структуры Российской империи начала XX в. И многонациональном составе её населения; об особенностях российского варианта модернизации; о политическом строе и социальной структуре российского общества в начале XX в.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Работа с текстом учебника.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний


7


Беседа по изученному материалу.


    1. В чем выражалось основное противоречие социальной структуры общества?

    2. Установите связь особенностей экономического развития России и роста магинальных слоев. В чем опасность большого числа маргиналов в составе населения?

Отвечают на вопросы, отмечают на карте территории России, определяют народы, проживающие на данной территории




Пытаются спрогнозировать ответ на поставленную проблему

Фронтальная работа.





Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Устные ответы



III.

Изучение

нового

материала



17

Коллективное обсуждение
























Работа с текстом учебника




Рассказ учителя и заполнение схемы

Работа с историческим документом и картой




Рассказ учителя и работа с документом



Работа в парах








Беседа и анализ исторического документа














Беседа




















Самостоятельная работа в парах

Слайд 1. В.И.Ленин, основатель и лидер партии большевиков, считал Льва Толстого «зеркалом русской революции». Вот как известный писатель оценивал российскую политическую действительность начала ХХ века:

«Россия находится в положении усиления охраны, то есть вне закона. Армия и полицейские (явные и тайные) увеличиваются. Тюрьмы переполнены. К политическим заключенным теперь приравнивают даже рабочих. Цензура дошла до нелепостей запрещений, которых не достигала никогда. Религиозные гонения никогда не были столь сильны. В результате те 100 миллионов, на которых зиждется могущество России, нищает. Нищает так, что голод стал теперь нормальным явлением. Еще 50 лет назад, при Николае 1, престиж царской власти стоял очень высоко. Теперь же он упал так, что даже представители низших сословий критикуют не только правительство, но уже и царя».

Прокомментируйте высказывание Льва Толстого. (ответы учащихся).

Слайд 5. Политический строй России в нач. ХХ в.

В 1894г. на российский престол взошел император Николай II. Общественность, в первую очередь либеральное земство, связывали с молодым императором большие надежды.

Каким был последний император? Познакомьтесь с оценкой современников:

«Неглупый человек, но безвольный». С.Ю.Витте, государственный деятель, министр финансов, председатель Совета министров.

«Он обладал слабым и изменчивым характером, трудно поддающимся точному определению». А.П. Извольский, министр иностранных дел.

«…я не чувствовал к нему никакого уважения и нередко ощущал жгучую ненависть за его непостижимо глупые, вытекающие из упрямства и мелкого самодурства решения. Ничтожный был человек в смысле хозяина». М.О.Меньшиков, публицист, один из идеологов русского национального движения.

«Трусость и предательство прошли красной нитью через всю его жизнь». А.Ф.Кони, общественный деятель, выдающийся юрист.

(обсуждение вопроса).


Слайд 6. Первое публичное выступление Николая II, в котором он четко обозначил свое отношение к природе власти в России, состоялось в январе 1895г. перед представителями общественности, прибывшими «для выражения их величествам верноподданнических чувств и принесения поздравления с бракосочетанием».

Император заявил: «Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я…буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный, покойный родитель».


Слайд 7. Комментарии к схеме: Высшие органы власти.

Сенат - высший судебный орган. Право толкования законов, их публикация.

Государственный Совет – высшее законосовещательное учреждение при императоре.

Комитет министров - высший совещательный и распорядительный орган в Российской империи.

Собственная Его Императорского Величества Канцелярия – личная канцелярия императоров.

Синод – высшая административная и судебная инстанция Русской Православной церкви.

Задание: прочитайте текст параграфа стр. 275 со 2 абз. - 276 . Определите особенности российского самодержавия (проверка выполнения задания).


Слайд 8. Нарастание оппозиционных настроений.

Понимание пагубности сохранения самодержавия было даже среди представителей высшей знати. Одним из них был С.Ю.Витте. Предложения даже самых умеренных реформ натыкались на противодействие императора и консерваторов в правительстве.

Ещё большее недовольство высказывали деятели земств. Ведь именно земские деятели – врачи, учителя – своими глазами видели результаты политики в отношении крестьянства.

Представители творческой интеллигенции считали себя лично ответственными за несправедливость, беззаконие и насилие в отношении крестьян и рабочих.

Задание: стр. 277. Найдите доказательства нарастания оппозиционных настроений.

(проверка выполнения задания).


Слайд 10. Появление революционных политических партий. Создание РСДРП. Партия эсеров.

Организация парной работы по вариантам.

Вспомните, какие революционные организации были в России в конце XIX в.? (появились первые рабочие организации - «Южнороссийский союз рабочих» (1875), «Северный союз рус-ских рабочих»(1878), группа «Освобождение труда», созданная в эмиграции Г.В.Плехановым, Верой Засулич в Женеве).

В начале ХХ века почти одновременно были созданы две революционные политические партии – РСДРП и эсеров.

Задание по вариантам: 1 вариант – стр. 278-279 – РСДРП

2 вариант – стр. 279-280 – ПСР (партия эсеров)



Слушают рассказ учителя




Отвечают на вопросы



















Дают характеристику политической системы Российской империи начала XX в.

Работают с документом. Анализируют его и делают устные выводы.


Слушают учителя, отвечают на вопрос, обсуждают.

























Слушают учителя























Слушают учителя, выполняют задание.

  • ключевые государственные посты занимали многочисленная родня Николая II

  • огромный чиновничий аппарат:

- административный и полицейский произвол

- большая часть чиновников и офицеров – дворяне – основная опора самодержавия





Слушают учителя, выполняют задание.

антиправительственная направленность студенческого движения:

забастовки, манифестации, покушение на министра просвещения Боголепова студента Карповича;

  • 1902г. выход нелегального журнала «Освобождение»:

активизация либерального движения под лозунгом «Права и властное всероссийское земство!»;

возникновение либеральных политических организаций «Союза освобождения», «Союза земцев – конституционалистов»:

цель – подготовка обращения к царю с призывом принять Конституцию.






Слушают учителя, выполняют задание.


Фронтальная

работа.







Индивидуальная работа.





Индивидуальная работа.







Фронтальная работа





Фронтальная работа






















































Индивидуальная работа.






Индивидуальная работа.


















Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

Записи в тетради.


Устные ответы.




Записи в тетради






Устное задание








Устные ответы и




.




Устные ответы

















Устные ответы и


































Устные ответы и записи в тетради






Устные ответы и записи в тетради
















записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7


- Слайд 11 -12 . Проверка выполнения задания 1 варианта.

Чем закончились споры о принципах партийного строительства?

Слайд 13. Проверка выполнения задания 2 варианта

Почему партию эсеров называли неонароднической?

Что объединяло революционные партии? (ставка на свержение самодержавия и построение социализма)

В чем различие? (РСДРП – социальная опора – пролетариат, неприятие политического террора; ПСР – крестьянство – основная созидающая сила).

Отвечают на вопросы.








Отвечают на вопросы.

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий в рабочей

тетради


V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

5.Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.

6. Обсуждение домашнего задания.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2


Конкретизирует домашнее задание

Слайд 14. Домашнее задание:

Стр. 273-280

Презентация/реферат*: История прозвища Николая II;

Исторический портрет «Последний российский император».

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!