III. Изучение нового материала | 17 | Коллективное обсуждение Работа с текстом учебника Рассказ учителя и заполнение схемы Работа с историческим документом и картой Рассказ учителя и работа с документом Работа в парах Беседа и анализ исторического документа Беседа Самостоятельная работа в парах | Слайд 1. В.И.Ленин, основатель и лидер партии большевиков, считал Льва Толстого «зеркалом русской революции». Вот как известный писатель оценивал российскую политическую действительность начала ХХ века: «Россия находится в положении усиления охраны, то есть вне закона. Армия и полицейские (явные и тайные) увеличиваются. Тюрьмы переполнены. К политическим заключенным теперь приравнивают даже рабочих. Цензура дошла до нелепостей запрещений, которых не достигала никогда. Религиозные гонения никогда не были столь сильны. В результате те 100 миллионов, на которых зиждется могущество России, нищает. Нищает так, что голод стал теперь нормальным явлением. Еще 50 лет назад, при Николае 1, престиж царской власти стоял очень высоко. Теперь же он упал так, что даже представители низших сословий критикуют не только правительство, но уже и царя». Прокомментируйте высказывание Льва Толстого. (ответы учащихся). Слайд 5. Политический строй России в нач. ХХ в. В 1894г. на российский престол взошел император Николай II. Общественность, в первую очередь либеральное земство, связывали с молодым императором большие надежды. Каким был последний император? Познакомьтесь с оценкой современников: «Неглупый человек, но безвольный». С.Ю.Витте, государственный деятель, министр финансов, председатель Совета министров. «Он обладал слабым и изменчивым характером, трудно поддающимся точному определению». А.П. Извольский, министр иностранных дел. «…я не чувствовал к нему никакого уважения и нередко ощущал жгучую ненависть за его непостижимо глупые, вытекающие из упрямства и мелкого самодурства решения. Ничтожный был человек в смысле хозяина». М.О.Меньшиков, публицист, один из идеологов русского национального движения. «Трусость и предательство прошли красной нитью через всю его жизнь». А.Ф.Кони, общественный деятель, выдающийся юрист. (обсуждение вопроса). Слайд 6. Первое публичное выступление Николая II, в котором он четко обозначил свое отношение к природе власти в России, состоялось в январе 1895г. перед представителями общественности, прибывшими «для выражения их величествам верноподданнических чувств и принесения поздравления с бракосочетанием». Император заявил: «Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я…буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный, покойный родитель». Слайд 7. Комментарии к схеме: Высшие органы власти. Сенат - высший судебный орган. Право толкования законов, их публикация. Государственный Совет – высшее законосовещательное учреждение при императоре. Комитет министров - высший совещательный и распорядительный орган в Российской империи. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия – личная канцелярия императоров. Синод – высшая административная и судебная инстанция Русской Православной церкви. Задание: прочитайте текст параграфа стр. 275 со 2 абз. - 276 . Определите особенности российского самодержавия (проверка выполнения задания). Слайд 8. Нарастание оппозиционных настроений. Понимание пагубности сохранения самодержавия было даже среди представителей высшей знати. Одним из них был С.Ю.Витте. Предложения даже самых умеренных реформ натыкались на противодействие императора и консерваторов в правительстве. Ещё большее недовольство высказывали деятели земств. Ведь именно земские деятели – врачи, учителя – своими глазами видели результаты политики в отношении крестьянства. Представители творческой интеллигенции считали себя лично ответственными за несправедливость, беззаконие и насилие в отношении крестьян и рабочих. Задание: стр. 277. Найдите доказательства нарастания оппозиционных настроений. (проверка выполнения задания). Слайд 10. Появление революционных политических партий. Создание РСДРП. Партия эсеров. Организация парной работы по вариантам. Вспомните, какие революционные организации были в России в конце XIX в.? (появились первые рабочие организации - «Южнороссийский союз рабочих» (1875), «Северный союз рус-ских рабочих»(1878), группа «Освобождение труда», созданная в эмиграции Г.В.Плехановым, Верой Засулич в Женеве). В начале ХХ века почти одновременно были созданы две революционные политические партии – РСДРП и эсеров. Задание по вариантам: 1 вариант – стр. 278-279 – РСДРП 2 вариант – стр. 279-280 – ПСР (партия эсеров) | Слушают рассказ учителя Отвечают на вопросы Дают характеристику политической системы Российской империи начала XX в. Работают с документом. Анализируют его и делают устные выводы. Слушают учителя, отвечают на вопрос, обсуждают. Слушают учителя Слушают учителя, выполняют задание. ключевые государственные посты занимали многочисленная родня Николая II огромный чиновничий аппарат: - административный и полицейский произвол - большая часть чиновников и офицеров – дворяне – основная опора самодержавия Слушают учителя, выполняют задание. антиправительственная направленность студенческого движения: забастовки, манифестации, покушение на министра просвещения Боголепова студента Карповича; активизация либерального движения под лозунгом «Права и властное всероссийское земство!»; возникновение либеральных политических организаций «Союза освобождения», «Союза земцев – конституционалистов»: цель – подготовка обращения к царю с призывом принять Конституцию. Слушают учителя, выполняют задание. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Фронтальная работа Фронтальная работа Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Записи в тетради. Устные ответы. Записи в тетради Устное задание Устные ответы и . Устные ответы Устные ответы и Устные ответы и записи в тетради Устные ответы и записи в тетради записи в тетради |