I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Добрый день. Давайте по приветствуем друг друга и пожелаем всего хорошего соседу. | Настраиваются на урок, получают положительные эмоции от начала урока. | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа Работа с видеофрагментом Беседа по изученному материалу. | Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Давайте просмотрим один видео фрагмент. Звучит «Интернационал»: Подумайте о чем он? Выделите ключевые слова Сформулируйте пожалуйста тему нашего сегодняшнего урока . Давайте составим план нашего сегодняшнего урока. План записывает на доске. 1. Причины октябрьской революции1917 г. 2.Основные этапы октябрьской революции 1917 г. 3. Итоги октябрьской революции1917 г. Запишем план в тетрадь . Давайте вспомним , что мы изучали на предыдущих уроках? Правильно развитие России весной-летом 1917 года. Ответьте на вопросы: Как происходило развитие политических партий после Февральской революции? Расскажите об «Апрельских тезисах «Ленина. В чем заключался июльский кризис власти? | 1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, Составляют план урока. Записывают тему урока и лан в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы. | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Беседа Беседа с учащимися Работа с терминами Работа с учебником и источниками. | Сегодня как вы и сказали мы поговорим об октябрьской революции 1917 года. Политическая ситуация к осени 1917 года обостряется. В самом начале сентября происходят довыборы в Петроградский Совет. Большинство мест получили большевики. Председателем назначен Л.Д. Троцкий. Решение об изменении тактики большевиков и переориентации с мирных средств борьбы на вооруженный захват власти большевики приняли на 6 съезде своей партии в июле-августе 1917г. Как реальный политический курс это решение было оформлено не на партийном съезде, как этого требовал устав партии, на узком заседании членов ЦК 10 октября 1917г., причем не все эту идею поддержали. 12 октября 1917 г. при Петросовете был создан Военно-революционный комитет (ВРК). Выполнявший роль штаба по подготовке восстания, в него помимо большевиков вошли представители левого крыла эсеровской партии. Во главе ВРК стал Л.Д. Троцкий. 22 октября ВРК направил своих представителей во все воинские части Петроградского гарнизона. В это же время во всех районах города большевики организовали многочисленные митинги. В отличие от Февральской революции, которая вспыхнула стихийно, новое выступление готовилось большевиками тщательно, и об этом знали все силы. 24 октября вооруженные отряды Красной гвардии и революционных солдат Петрограда начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы. Никто не оказал им сопротивления. Центром восстания стал Смольный, где размещался штаб большевистской партии. К утру 25 октября столица оказалась в руках восставших. ВРК в обращении к гражданам России объявил о взятии власти. Небольшая заминка произошла лишь с захватом Зимнего дворца, защищать который остались небольшой юнкерский отряд и добровольческий женский батальон. Сигналом к началу штурма Зимнего дворца послужил холостой залп с крейсера «Аврора». В ночь на 26 октября Временное правительство, находившееся в Зимнем дворце было арестовано. Керенский еще до штурма сумел выехать на фронт. Приход к власти большевиков означал крах буржуазно-либеральной альтернативы. Вопрос учащимся: В чем причина победы большевиков в октябре 1917 года, ваше мнение? Вечером 25 октября открылся Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Большинство делегатов съезда большевики и левые эсеры. Меньшевики и правые эсеры покинули съезд, т.к. их требования не были выполнены. Первые декреты- законы Советской власти | Учащиеся слушают учителя, записывают основные даты в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя: Главные причины - отсутствие твердой государственной власти, замедленный темп реформ, война, нарастание революционных настроений. Большевики сумели использовать эту ситуацию, чтобы на практике реализовать « план -максимум». И это им удалось | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: отделяют новое от известного; выделяют главное, работают с новыми источниками информации. | Устные ответы. Устные ответы. Устное задание Устные ответы. Записи в тетради Записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах | 1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. Работа с содержанием первых декретов. Задание: Дайте оценку первым декретам Советской власти. ( см. приложение 1.) Вопросы: - Можно ли считать, что Декрет о земле выполнил требования крестьян, сформировавшиеся после отмены крепостного права? - В чем, на ваш взгляд, состояла политическая привлекательность декретов? Прочитайте 2 документ «Декрет о мире Съезда Советов Работа и Солдатских Депутатов. 26 октября 1917года». (См. приложение 2) В чем его смысл? Как вы думаете правильное ли решение приняла партия большевиков в сложившейся ситуации? | 1. Выполнение заданий тетради. 2. Рассуждают, отвечают на вопросы к документу. Да , декрет о земле полностью оправдывал ожидания крестьянства на решение земельного вопроса, уравнивал их в земельном отношении. Давал надежду на решение аграрного вопроса в пользу крестьянства. Отвечаю на поставленный вопрос учителя, работают с документом. Ответ: Да, правильно, у партии не было выбора, Россия была истощена войной, и октябрьская революция еще раз это доказала, что мир нужен, чтобы набраться сил на построение коммунистического государства. | 1.Индивидуальная работа. 2.Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: Сегодня мы с вами на уроке рассмотрели события осени 1917 года, познакомились с первыми декретами Советов, рассмотрели характеристику нового политического режима. Сегодня существуют различные точки зрения на революционные события 1917 года: - Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. Власть большевиков ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей, духовному распаду .- Либералы, эсеры и меньшевики полагали, что Советская власть установила не диктатуру пролетариата, а “диктатуру над пролетариатом”. - Сами большевики считали, что только советская власть отвечает коренным интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости. - Многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять “Февральскую” и “Октябрьскую” революции. Целесообразнее говорить о Российской революции 1917 года. Наша Родина стала полем для невиданного эксперимента. Было положено начало новому государству – советскому. А каково ваше мнение? Выскажите свою точку зрения: Что это – революция или переворот. А теперь оцените свою работу на уроке. - Кто выполнил все задания ? Ответил на все вопросы? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |