СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока истории 8 класс "Дворцовые перевороты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта ФГОС урока истории 8 класс "Дворцовые перевороты" с домашним заданием и тестами для проверки

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории 8 класс "Дворцовые перевороты"»

План урока рассмотрен на заседании

методического объединения учителей

гуманитарного цикла

МБУ «Школа №11» г.о.Тольятти

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ

“Тут кротко или строго. Царило много лиц

Царей не очень много. А более цариц”.

Л.Н.Толстой


Ф.И.О Вартик Андрей Степанович, учитель истории и обществознания

Место работы: МБУ «Школа № 11» г.о. Тольятти

Класс: 8

Тема: «Дворцовые перевороты»

Тип урока: Практическое занятие

Цель: Создание условий для формирования устойчивого интереса к историческим событиям времен дворцовых переворотов.

Задачи: Образовательные:

Дать представление о причинах и сущности «Эпохи дворцовых переворотов».

Развивающие:

Развивать историческое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения

проблемных ситуаций.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству,

уважение к историческому прошлому страны.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

Планируемый результат:

Учащиеся научатся определять события и итоги политики России во времена дворцовых переворотов, представлять

результаты изучения исторического материала, объяснять изученные положения на конкретных примерах, доказывать свою точку зрения, осмысливать теоретический материал, выполнять познавательные и проблемные задания.

Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку внешнеполитической деятельности России в ходе Северной войны, выразить свое отношение к роли Петра I в ответственные моменты российской истории.

Оборудование: инструктивно - технологическая карта с методическими указаниями,

выставка книг: «Галерея правителей во время дворцовых переворотов»

стенд «Правители в истории России»

сообщения обучающихся по теме «Дворцовые перевороты»





Формируемые УУД:

Предметные образовательные результаты


Метапредметные умения


-называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников;

- объяснять причины и последствия дворцовых переворотов;

- объяснять значение понятий дворцовые перевороты, фаворит, кондиции, гвардия

- уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения;

-принимать участие обсуждении проблемных вопросов,

-владение умениям слушать и формировать свою точку зрения с аргументированием своего мнения, корректно отстаивать свою позицию

Личностные УУД:

- работать самостоятельно;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- заполнять рабочую тетрадь с последовательностью действий;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

- проводить отбор нужной информации;

- проводить анализ учебного материала;

- строить логические цепочки рассуждений, доказательств при заполнении таблиц


Коммуникативные УУД:

- планирование рабочего процесса

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

- учет разных мнений и координация разных позиций















Ход урока


Этапы урока



Формируемые умения


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся


Организационный этап.

Познавательные УУД.


Коммуникативные УУД.


Личностные УУД.

Эпоха дворцовых переворотов – это период Российской истории с 1725 по 1762 гг.,

После смерти императора Петра I сменилось несколько правителей в результате заговоров и действий группы аристократии и гвардейских офицеров.

К власти последовательно приходили вторая жена Петра I - Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна с сыном Иоанном Антоновичем VI, Елизавета Петровна, и, наконец, Петр III.

Правили Империей они с различной степенью ответственности и вовлеченности.

Обучающиеся проверяют свою готовность к занятию.

Готовят устные выступления по теме.

Записывают в рабочие тетради преамбулу практического занятия

Актуализация знаний.

Познавательные УУД.


Коммуникативные УУД.


Личностные УУД.

В отечественной историографии существует мнение, что дворцовые перевороты не были неизбежным этапом развития Российской империи.

1. Вспомните, в каких родственных отношениях Пётр I состоял с царями Михаилом Фёдоровичем, Алексеем Михайловичем, Фёдором Алексеевичем, Иваном V Алексеевичем, царевной Софьей.

2. К кому, по сложившейся традиции Российского престолонаследия, переходил бы трон после смерти государя?

3. Кто был наследником престола в первый период царствования Петра I (до 1689 г.)?

4. Какой порядок наследования трона

был введён Петром I по Указу о престолонаследии?

5. Какое наказание ожидало того, кто ослушается Указа о престолонаследии?

Обучающиеся, отвечая, высказывают своё мнение.

Учитель вопросами подводит обучающихся к проблеме – можно ли было избежать частой смены правителей России?

Постановка проблемы, введение в тему

Познавательные УУД,


Коммуникативные УУД,


Личностные УУД Регулятивные УУД

Вводная - «Петр I скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Приближенные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. «Кому, кому отдает?» Этот вопрос, мучивший многих, и сегодня остается загадкой.

Возникают вопросы:

  1. Почему именно в XVIII веке после смерти Петра I стали возможны дворцовые перевороты?

  2. Почему так легко происходит смена власти?

  3. Каковы причины дворцовых переворотов 1725- 1762?

Обучающиеся выполняют задание:

Права наследования преемников Петра Великого

Анализируют схему «Генеалогическое древо династии Романовых к XVIII веку» по вопросам:

1. Наследник первой очереди после смерти Петра I? Наследник второй очереди?

2.Какую роль в решении данного вопроса может сыграть Указ о престолонаследии 1722 года?

3.С какой целью Петр I издал этот указ?

4.Предположите варианты развития событий без законного наследника престола?

По окончании работ обучающие тезисно делают доклад по заданным вопросам.


Изучение нового материал.

Организация практической работы


Познавательные УУД.


Коммуникативные УУД.


Личностные УУД.


Учитель предлагает заслушать доклады по теме «Эпоха дворцовых переворотов».


Работа с дополнительными историческими источниками и текстом учебника.





Самостоятельное заполнение таблицы:

« Эпоха дворцовых переворотов»

Заполнение таблицы

« Сущность правления в эпоху дворцовых переворотов» с указанием роли правителей и опоры их правления

Обучающиеся дают характеристику российским монархам эпохи дворцовых переворотов:

а) Екатерина I

б) Петр II

в) Анна Иоановна

г) Иван Антонович

д) Елизавета Петровна

е) Петр III

Первичное закрепление

Познавательные УУД.


Коммуникативные УУД.


Личностные УУД.

Задания на установление соответствия между личностями и их характеристиками

Проверяется правильность выполнения заданий практической работы № 4, №5

Выставляются оценки за работу

После выполнения основных заданий обучающиеся осуществляют самопроверку своей работы

При защите работы отвечают на контрольные вопросы и выражают свои мысли в соответствии с логическими доказательствами

Рефлексия

Познавательные УУД.


Личностные УУД.

Вопросы по занятию:

1. Достигнута ли цель занятия?

2. Какую роль Вы сыграли в достижении цели занятия?

3. Оцените свою активность и успешность на уроке.

4.У кого из одноклассников был лучший доклад по теме?

5. Назовите, что нового вы узнали сегодня на занятии.

6. Какие события и личности произвели на Вас наибольшее впечатление?

Вопросы для обучающихся:


- Что заинтриговало в данной теме...

- Что было наиболее сложно...

- Что хорошо получилось...





Домашнее задание


Письменно в тетради:

  • Дать характеристику основных форм насильственной смены власти

  • Определить отрицательные последствия насильственной смены власти

  • Опережающее обучение: подготовить доклад «Екатерина Великая. Приход к власти.»






ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

ТЕМА: ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

Цель: Причины и сущность дворцовых переворотов XVIII века.


ХОД РАБОТЫ:

1. Генеалогическое древо преемников Петра I


Федор

1676-1682


3. Эпоха дворцовых переворотов

Годы правления

Способ занятия престола

Особенности правления

Екатерина I

(1725 – 1727)

В результате борьбы двух придворных группировок:

«нового дворянства» и родовой знати

Создан Верховный тайный совет как компромисс «новой» и родовой знати

Фактически у власти – А.Д.Меньшиков

Петр II

(1727 – 1730)

Престол занял согласно завещания Екатерины I,

Внук Петра I

Борьба вельмож за влияние на молодого императора

Анна Иоанновна

(1730 – 1740)

Верховный тайный совет пригласил на престол племянницу Петра I, герцогиню Курляндскую на условиях ограничения самодержавия(кондициях)

Ключевая роль принадлежала фавориту Бирону назначила своим преемником младенца Иоанна Антоновича, при регенстве Бирона.

Елизавета Петровна

(1741 – 1761)

Опираясь на гвардию совершила дворцовый переворот и захватила власть

Возврат к политике Петра I

Петр III

(1761 -1762)

По передаче престола от Елизаветы племяннику Петра I (сын старшей сестры Анны и герцога Голштинского)

Новые реформы по дворянству


3. Сущность правления в эпоху дворцовых переворотов

Правители

Внутренняя политика

Внешняя политика

Опора правителя

1

Екатерина I

1725 – 1727

Создание Верховного тайного совета из старой и новой знати


«Новая знать»

Гвардия

2

Петр II

1727 – 1730

Борьба за власть группировок, власть у Долгоруких


«Старая знать»

Гвардия

3

Анна Иоанновна

1730 – 1740

Высшие должности розданы немцам: Бирон, Остерман

Воссоздана Тайная канцелярия

Русско – турецкая война

( 1735 – 1739)

Остзейское дворянство

Гвардия

4

Иван VI

( ?)

Регент Бирон


Остзейские дворяне

Гвардия

5

Елизавета Петровна

(? )

Государством управлял фаворит И.И.Шувалов

Первый русский театр

Семилетняя война(1756 – 1763). Победы России поставили Пруссию на грань поражения

Гвардия

6

Петр III

( ?)

В армии введены прусские порядки

Заключил мир с Пруссией.

Вернул Фридриху все завоевания

Гвардия

4. Найдите соответствие между датой и событием. Покажите его стрелкой

Дата Событие

1) 12 августа 1740г. а) Возведение на престол под именем Иоанна VI

2) 18 октября 1740г. б) Иоанн родился в Петербурге

3) 8 ноября 1740г. в) Начало изгнания, ссылка

4) 24 ноября 1741г. г) Арест и ссылка Э. Бирона

5) 12 декабря 1741г. д) Дворцовый переворот,

е) Приход к власти Елизаветы Петровны


Контрольные вопросы:

1. Назовите характерные черты периода, наступившие после смерти Петра I ?

2. Кто такие «Верховники» и чем закончилось их правление?

3. Кто такой Бирон и какую политику он проводил?

4.Что способствовало успеху Елизаветы Петровны?

5. Почему был свергнут Петр III?

Домашнее задание: повторить тему «Дворцовые перевороты».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!