Основные виды деятельности обучающихся | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Оценка деятельности действующих лиц событий борьбы за великокняжеский ярлык в 1360—1370-е гг. Характеристика положения и взаимоотношений Руси и Золотой Орды накануне Куликовской битвы. Составление развёрнутого плана рассказа о битве на р. Воже и Куликовского сражения на основе текста учебника, картосхемы, дополнительных материалов. Оценка значения Куликовской битвы и роли Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в победе над ордынцами. Характеристика нашествия Тохтамыша. Составление плана, подбор материалов для сообщения об историко-культурных памятниках, связанных с Куликовской битвой |
Термины, понятия | Темник, Куликовская битва, Симеон Гордый, Иван Красный, Дмитрий Донской, митрополит Алексий, Сергий Радонежский, Владимир Андреевич Серпуховской, Дмитрий Боброк Волынский, Ягайло, Мамай, Тохтамыш. |
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; Уважение к личности и её достоинствам Осознание собственных достижений при освоении темы. Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Познавательный интерес к истории России. Понимание исторического значения Куликовской битвы. Ценностное отношение к историко-культурным памятникам, связанным с Куликовской битвой. Понимание роли личности в истории. Умение оценивать личность Дмитрия Донского и его деятельность с морально-этической точки зрения. Умение переосмысливать учебную информацию в творческой форме | Коммуникативные: Учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение Аргументировать свою точку зрения Владеть устной и письменной речью Строить монологическое высказывание Умение слушать и отвечать на вопросы учителя, полно и точно выражать свои мысли, высказывать собственное мнение, строить позитивные отношения в процессе учебной деятельности Регулятивные Умение определять необходимые действия в соответствии с учебными задачами, составлять алгоритм их выполнения, представлять результаты своей работы, оценивать правильность выполнения учебной задачи. Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; Планировать пути достижения целей Выполнять учебные действия Осуществлять познавательную рефлексию в отношении своих действий Познавательные Умение воспроизводить информацию по памяти, осуществлять подбор критериев для характеристики объектов, искать и анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое умозаключение, преобразовывать информацию из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации. Давать определение понятиям и использовать их в активном словаре. Осуществлять сравнение | Овладение основными понятиями темы. Знание основных дат и хронологии событий. Умение рассказывать о борьбе за великокняжеский ярлык в 1360—1370-е гг., оценивать роль в ней митрополита Алексия и позицию, занимаемую Дмитрием Ивановичем. Умение характеризовать положение Золотой Орды и её отношения с Москвой накануне Куликовской битвы. Умение показывать на карте места битвы на р. Воже и Куликовского сражения. Умение рассказывать о ходе Куликовской битвы, используя текст учебника и картосхему. Умение раскрывать значение Куликовской битвы, оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в победе над ордынцами. Умение характеризовать нашествие Тохтамыша. Умение искать информацию и описывать историко-культурные памятники, связанные с Куликовской битвой Давать оценку Куликовской битве и личностям, участникам данного события отечественной истории; Использовать историческую карту как источник информации о территории Московского княжества, о направлении крупнейшего похода московского князя, завоеваний.; Объяснять причины и следствия Куликовской битвы |
Мотивировать к изучению темы Изучение нового материала: - Составление плана и работа по плану; -Сформировать знания о состоянии Московского княжества и Золотой Орды во второй половине XIV в., о значении и последствиях Куликовской битвы. Актуализировать знания о роли Москвы Закрепление полученных знаний формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися развитие стремления к успеху и одобрению | Новый материал Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Запись темы урока и плана в тетрадь. Слайд №3-4 План 1.Дмитрий Иванович 2. Усиление Москвы 3. Борьба с Ордой 11 августа 1378 г. — битва на реке Воже 8 сентября 1380 г. — Куликовская битва 1382 г. — разорение Москвы Тохтамышем Рассказ учителя, запись в тетрадь Дмитрий Иванович Слайд №5-9 Усиление Москвы 1366-1367гг. – строительство белокаменного Кремля Расширение Московского княжества Галич Углич, Белоозеро, Костромское, Дмитровское, Чухломское, Стародубское княжества. Борьба за власть с Тверским князем Борьба с Ордой Слайд №10-13 1359-1382 гг. – «великая замя́тня» Темник Мамай 1377г – битва на р.Пьяне 11 августа 1378 г. — битва на реке Воже Сергий Радонежский Куликовская битва Слайд №14-20 Силы сторон Поединок Пересвета и Челубея 8 сентября 1380 г. — Куликовская битва (работа с картой) Итог и значение битвы Нашествие Тохтамыша Слайд № 21-23 Память о князе и о Куликовской битве Слайд № 24- 28 Знакомство с памятниками. Составление плана сообщения по данному материалу. Куликовская битва 1380 г. нашла отражение в летописях и литературных памятниках. Сказание о мамаевом побоище -литературное древнерусское произведение XV века. Автор неизвестен. Задонщина – литературное древнерусское произведение конца XIV — начала XV века. Автор Софоний Рязанец (предположительно) Домашнее задание П. 27 (запись в дневник) Закрепление (работа с картой) Слайд № 29 | Заполните пропуск в предложении: «Битва, представленная на схеме, состоялась в... веке». Какая река обозначена на карте цифрой 1 Что на карте обозначено цифрой 2 Кто возглавил засадный полк. Какой полк был уже разгромлен и не изображен на этой схеме. | | -Проявлять интерес к изучаемой теме; Выполнение предметных результатов по данной теме Выполнять учебное задание в соответствии с планом; -Использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей |