СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Грибы. Общее строение. Грибы и профессии" Биология 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный дидактический материал содержит технологическую карту урока по биологии в 7 классе на тему "Грибы. Общее строение. Грибы и профессии". Урок имеет элементы профориентационной работы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Грибы. Общее строение. Грибы и профессии" Биология 7 класс»

Региональный конкурс «Профессиональный калейдоскоп – 2019»

Номинация «Школьный предмет – основа будущей профессии»


Составила: Макарова Татьяна Валентиновна,

учитель биологии Осино-Гайского филиала

МБОУ 2-Гавриловской сош

Гавриловского района Тамбовской области


Технологическая карта урока

Тема урока: «Грибы. Общая характеристика. Грибы и профессии»



ВВЕДЕНИЕ

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - так сказал Сенека (римский философ). В жизни наступает момент, когда нужно определиться, кем быть. Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Правильный выбор профессии - залог дальнейшего успеха в карьере. Понятие «правильный выбор» подразумевает, прежде всего, возможность эффективного использования человеком личностного потенциала в профессиональной деятельности. В наше время от выбора профессии зависит не только материальное благосостояние, но и психологическое, душевное состояние человека. У осознанно выбравших профессию людей больше шансов успешно реализоваться в жизни. Чаще всего человек определяется с выбором своей профессии в 14-17 лет. Знакомство с различными профессиями можно начать чуть раньше и делать это возможно на любом уроке, при изучении любого предмета и любой темы. Главное продумать подачу профориентационного материала.


Предмет:

Биология

Класс

7 класс

Тема урока

Грибы. Общая характеристика. Грибы и профессии.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Цель урока:

Знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности грибов, а через них с различными профессиями.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научиться:

давать определения понятиям: гриб, грибница (мицелий), гиф, плодовое тело, дрожжи, мукор, пеницилл, пенициллин, антибиотик;

описывать строение гриба;

охарактеризовать свойства и значение грибницы, плодового тела;

описывать строение одноклеточных и многоклеточных грибов;

бъяснять средообразующую деятельность грибов.

Познавательные:

работать с различными источниками информации, составлять план и конспект параграфа, проводить сравнение объектов по заданным критериям;

познакомиться с профессиями.

Регулятивные:

определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

Коммуникативные:

слушать и слышать учителя и одноклассников;

строить речевые высказывания в устной форме;

выражать свои мысли согласно задачам коммуникации.

Формирование:

познаватель­ного интереса к изучению при­роды, мира профессий, научного мировоззрения, элементов экологической культуры;

осо­знание возмож­ности применять полученные знания в практи­ческой деятель­ности, при усло­вии соблюдения определенных правил.

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ)


Учебник биологии для 7 класса Сонина Н.И., Захаров В.Б.; мультимедийный проектор, презентация учителя, электронный ресурс с сайта infourok.ru , Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)– URL: http://www.fcior.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) – URL: http://school-collection.edu.ru/

Методы обучения

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Формы обучения

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы на уроке

Результат

1.Организационный момент

Приветствует класс, проверяет готовность к занятию

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку

Фронтальная

Волевая саморегуляция 

2. Анализ контрольной работы

Проводит анализ контрольной работы по теме «Царство Бактерии»: обращает внимание на общие ошибки и индивидуальные;

обращает внимание на неправильно оформленные ответы; озвучивает важные положения ранее пройденной темы

Задают вопросы, возникшие в ходе анализа контрольной работы


Фронтальная

Умение отличать выполненное задание от невыполненного, определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Осуществляет постановку учебной проблемы. 

Вопросы: Что вы знаете о грибах? Почему о них говорят: «Это не растение, не животное, но и то и другое? Из чего состоит тело гриба? Какой способ питания у грибов? Что такое симбиоз? Как осуществляется размножение грибов? Какие виды грибов вы знаете? Что вы знаете о профессиях, связанные с грибами.?

Создаёт проблемную ситуацию

Отвечают на вопросы педагога, участвуют в процессе постановки учебной проблемы. Уточняют тему урока: «Грибы и выбор профессии» определяют цель урока.

Записывают тему урока.


Фронтальная

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. 

4.Изучение новых знаний 

Учитель: Грибы – одни из самых загадочных обитателей Земли. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх и древнеримский поэт Ювенал связывали рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.

Грибы и сейчас остаются для нас загадкой. Даже теорий об их происхождении известно как минимум три. Согласно одной грибы произошли от водорослей. Другая - говорит об их происхождении от бактерий. И наконец, третья, которая пока считается основной. По этой теории животные, растения и грибы разделились между собой на уровне одной клетки, и дальнейшая эволюция каждого класс шла уже своим путем.

В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры.


Показывает презентацию и комментирует её

Организует работу с учебником.

Акцентирует внимание на возможности получения различных профессий.


Просмотр презентации на доске

Фронтальная работа: 1. Записывают в словарь по ходу урока определения: микология, грибница, мицелий, гиф, микориза.

2. На основе имеющихся знаний и материала учебника проводят коллективную работу по построе­нию логических цепей рассуждения о сходстве грибов с растениями и животными.


Индивидуальная работа Самостоятельно в тетрадях заполняют таблицу в которой указывают черты сходства грибов с растениями и животными. Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы, работают с материалом в учебнике.

Сравнивают полученный результат с эталоном.


Самостоятельная работа с учебником и карточкой-заданием: подписать рисунок «Строение гриба»

(приклеить данную карточку в тетрадь)


Фронтальная работа:

Вспоминают строение клетки, на основании имеющихся знаний предполагают строение клетки гриба, сравнивают свои предположения с рисунком.


Групповая работа:

- способы размножения грибов (составить примерную схему);

- объяснить понятия микориза, грибокорень, симбиоз;

- виды грибов (составить примерную схему)


Сравнивают выполненные групповые задания с эталоном


Фронтальная работа:

называют профессии, которые связаны с грибами

знакомятся с новыми профессиями

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.


5.Первичное закрепление

Помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. 


Выполняют перекрестный контроль, самоконтроль.

Индивидуальная, работа в парах

Самоопредление, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. 

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. С. 32 – 36 учебник

2. Составить таблицу о положительной и отрицательной роли грибов

3. Дозаполнить таблицу о связи особенности строения грибов с определёнными функциями

4. Написать сообщение о понравившейся профессии


Записывает домашнее задание в дневник. Просматривают задания, задают вопросы, если что-то непонятно по домашнему заданию.

Воспринимают информацию, выбирают уровень сложности домашнего задания.



7.Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Как вы оцениваете работу вашей группы?

(Мнение учителя о работе каждой из групп.)

-Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии вообще, в частности по грибам?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Я узнал

Я научился

Было сложно

Было легко

Мне понравилось

Не понравилось

Меня удивило

Высказывают мнение об уроке.

Фронтальная

Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!