1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 7 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | III четверть |
Темаурока | Сумма углов треугольника |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐урок-закрепление ☐урок-повторение ☐урок систематизации знаний и умений ☐урок развивающего контроля ☐комбинированный урок ☐другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Метапредметные Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Предметные Знать формулировку и доказательство теоремы о сумме углов треугольника. Уметь решать простейшие задачи на нахождение суммы углов треугольника. |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): треугольник, равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, сумма углов треугольника |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) компьютер, мультимедийный проектор, презентация, чертёжные инструменты, персональные компьютеры учащихся, листочки с началом предложений для рефлексии |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Фронтальная, индивидуальная, групповая формы. Прием "Продолжи фразу" -Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если же у нескольких человек есть по одной идее, и они обменяются ими, то… (у каждого будет уже по несколько идей) -Я надеюсь, что сегодня на уроке каждый из нас обогатится новыми идеями и знаниями. А нам сегодня предстоит решать вопрос с крышей дома! За верные, содержательные ответы вы можете ставить "+" на поля в тетради, а затем по их количеству вы получите отметку за работу на уроке. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные заданиядля актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Фронтальная работа. Эвристическая беседа. Представьте себе, что вы строите дом. А у любого дома должна быть крыша. Оказывается, что самой практичной и экономичной является двускатная крыша. Но двускатные крыши могут быть разными, например более заострёнными и более пологими. Для выбора необходимо учитывать специфику местности, где мы проживаем. Например, при наличии обильных осадков и достаточно холодного климата нужен один тип крыши, а при сухом и жарком климате - другой тип, а в зонах с частыми и сильными ветрами - третий. На какой климат будем ориентироваться мы. При наличии обильных осадков идеальной считается двускатная крыша в виде равнобедренного треугольника с углом между стропилами, равному 100 градусам. На такой кровле не так накапливается снег, что позволяет избежать повышенного давления на перекрытия. Итак, нам нужно установить крышу с углом между стропилами, равным 100 градусам. Знание каких геометрических понятий, поможет решить задачу? Ключевые вопросы для беседы: -Какая фигура называется треугольником? -Какой треугольник называется равнобедренным? -Как называются элементы равнобедренного треугольника -Какое свойство углов равнобедренного треугольника вы знаете? - Развёрнутый угол - это... -Каким свойством обладает развёрнутый угол? -Как установить стропила, чтобы угол между ними был, ровно 100 градусов? -Вы можете решить эту задачу? Чего вам не хватает? -Почему большинство из вас испытали затруднение при решении этой задачи? |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
-Сформулируйте, с какой проблемой вы столкнулись? -Тогда как мы сформулируем сегодня тему урока? Записывается тема на доске. И всё же, есть ли у вас предположения, чему равна сумма углов треугольника? -Какую цель урока вы сегодня поставите? |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Групповая работа. - Я предлагаю провести небольшое исследование. Каждая группа получает по два треугольника из цветной бумаги: 1-я группа — прямоугольный и равнобедренный, 2-я группа — остроугольный и равносторонний, 3-я группа — тупоугольный и прямоугольный равнобедренный. С помощью транспортира измерьте углы каждого треугольника, результаты измерений запишите в таблицу. Найдите сумму углов каждого треугольника. Результаты запишите в соответствующие ячейки таблицы. Вид треугольника | Угол А | Угол В | Угол С | | | | | Внимательно на данные последнего столбца таблицы. Что вы заметили? - Чем, по-вашему, объясняется небольшое различие в суммах углов треугольников? Тем, что нет никакой закономерности, или тем, что закономерность есть, но с помощью наших инструментов мы не можем установить её с достаточной точностью? Давайте убедимся в этом предположении. Для этого выполним следующее задание. У вас на столах два треугольника. Отрежьте углы одного из треугольников. Теперь соедините их вместе так, чтобы вершины углов находились в одной точке, а сторона одного являлась стороной другого (рис. 7). - Какой угол получим? - Выполните аналогичные действия для второго треугольника. Сделайте вывод о сумме углов треугольника. -Проведённые опыты ярко показали, что сумма углов представленных моделей треугольников равна 1800. -Сформулируйте теорему, которую нужно доказать. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
-С помощью теоремы о сумме углов треугольника, можно решить много различных интересных задач. Давайте рассмотрим её применение на простейших задачах. -Итак, давайте вернёмся к задаче о крыше дома. Как установить стропила, чтобы угол между ними был оптимальным? - Какие знания помогли вам решить эту задачу? |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Индивидуальная форма. Решение задач из учебника (Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2021): №223(а,в), №224, №228. А теперь я предлагаю провести проверку тех знаний, которые вы получили на уроке, с последующей взаимопроверкой (Организует выполнение самостоятельной работы по вариантам. После выполнения работы организует взаимопроверку). |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Кровля в зависимости от материала, из которого она сделана, должна быть наклонена к горизонтальной линии под различными углами. Какой угол в каждом случае составляют стропильные ноги двускатной крыши? кровля | угол | Железная | 30 | Черепичная | 40 | Тёсовая | 45 | Соломенная | 60 | |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
1. В треугольнике два угла равны 102° и 54°. Найдите его третий угол. Ответ дайте в градусах. 2. В треугольнике 𝐴𝐵𝐶 известно, что 𝐴𝐵 = 𝐵𝐶, ∠𝐴𝐵𝐶 = 108°. Найдите угол 𝐵𝐶𝐴. Ответ дайте в градусах. 3. В треугольнике ABC проведена биссектриса AL, угол ALC равен 112°, угол ABC равен 106°. Найдите угол ACB. Ответ дайте в градусах. 4. В остроугольном треугольнике 𝐴𝐵𝐶 проведена высота 𝐵𝐻, ∠𝐵𝐴𝐶 = 37°. Найдите угол 𝐴𝐵𝐻. Ответ дайте в градусах. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Кластер «Треугольник» Синквейн «Сумма углов треугольника» |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Существует ли треугольник, у которого углы равны: 25°, 85°, 60°? Может ли в треугольнике быть: а) два тупых угла; б) тупой и прямой углы; в) два прямых угла? |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Самостоятельная работа (интерактивный тест) |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Продолжите фразы: НА УРОКЕ Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение… - Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно. - Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно. - У меня не было желания работать. Сегодня не мой день. |
Этап 5.2.Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Я предлагаю вам в качестве домашнего задания провести ещё исследование по поиску и изучению различных доказательств этой теоремы, и оформить их в виде проектов, презентаций, а можно и просто записать доказательства в рабочую тетрадь. Пусть каждый сам выберет свой уровень. Главное вы получите это знание сами. Я думаю, что на следующем уроке будет очень интересно рассмотреть эти доказательства и оценить их. |