СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока географии в 5 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему вниманию урок рассказывает о представлениях древних мыслителей о планете Земля и  знакомит также с  развитием знаний о ней.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии в 5 классе»

РАЗРАБОТКА УРОКА


Класс, дата, предмет: 5-А класс. Сентябрь м-ц. География.

Тема урока: От плоской земли к земному шару: представления о Земле в древности.

Тип урока: открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Вид урока: Путешествие в прошлое, проблемный урок, беседа.

Цель урока: сформировать у обучающихся понятия о возникновении Солнечной системы и планеты Земля;

познакомить с гипотезами о происхождении Земли.

Задачи урока:

  1. Обучающие: расширить и углубить знания учащихся о возникновении Солнечной системы и планеты Земля, определить значение этих знаний в жизни человека.

  2. Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы; работать в паре/группе с учебником, Интернет-ресурсами; способствовать формированию географической культуры.

  3. Воспитательные: формировать культуру общения при работе в парах/группе; воспитывать наблюдательность,

интерес к науке.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: имеют представление о Солнечной системе, о планетах, вращающихся вокруг звезды.

  1. Метапредметные:

  • Познавательные:

- умеют находить информацию в различных источниках;

- могут создавать алгоритм деятельности.

  • Коммуникативные:

- слушать и слышать других;

- умеют выражать свои мысли;

- активно участвуют в диалоге;

- умеют работать в паре/группе.

  • Регулятивные:

- умеют планировать деятельность по плану;

- определяют и понимают учебные задачи.

3. Личностные:

- понимают необходимость в получении знаний и применение их на практике;

- имеют познавательную мотивацию.

- умеют оценивать себя (рефлексивная самооценка) и других.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный; поисково-исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: работа в парах/группах, коллективная, индивидуальная; выступление учащихся с заранее подготовленным материалом (опережающие задания).

Оборудование: атласы, компьютер, проектор, интерактивная доска, слайды презентаций, рабочие тетради к учебнику Е.М. Домогацких, В.Л. Введенского, А.А. Плешакова; плакат «Звёздное небо».



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

- Я рад вновь видеть вас. Доброго утра вам и успехов в предстоящей работе, ребята! Давайте настроимся на работу и начнём урок. 

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку: наличие всех необходимых принадлежностей.

2.Этап проверки домашнего задания и создания ситуации успеха. Постановка цели и задач урока.



- На сегодняшний урок несколько учеников класса заранее получили творческое домашнее задание: подготовить 1-2 слайда презентации о представлении древними людьми нашей планеты Земля.

- Как вы думаете, о чём должен быть наш сегодняшний разговор на уроке, его тема и какова цель нашей совместной работы?





















После просмотра слайдов предлагает ученикам ответить на вопрос: А такие ли сейчас у нас представления о планете Земля? Слушает ответы с места.

Комментирует вопрос, который ученики предложили оформить как тему урока, и уточняет цель: как Земля из плоской превратилась в шар.

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. 4 слона стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

Мир в представлении древних египтян: внизу - Земля, над ней - богиня неба; слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

Греки говорили о Земле как о слегка выпуклом диске, напоминающем щит воина. Сушу со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь ежедневно из вод Океана на востоке и погружаясь в них на западе.

Ученики слушают выступающих, рассматривают представленные на доске слайды и отвечают на вопросы учителя:

- Наша Земля – это планета Солнечной системы, у неё есть спутник – Луна. Она круглая и вертится, поэтому сменяются времена года.

- Мы в 4 классе уже знали, что глобус – это макет Земли, а он круглый!

- Тема нашего урока и будет вопрос о том, как раньше представляли люди нашу Землю и как изменились эти представления в течение очень многих лет, даже веков.

3. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

Обобщает ответы обучающихся:

-Действительно, вы говорите правильно, дети, но не совсем точно. Если земля вращается вокруг своей оси, то меняется время суток, а если движется вокруг Солнца, меняются времена года. Мы вместе с вами совершим ещё одно путешествие. Вы готовы ещё побывать в прошлом и узнать, как развивались знания о Земле, услышать гипотезы, то есть предположения о том, какая она наша Земля?

Ученики заинтересованы тем, как вдруг или не вдруг было установлено, что Земля – это шар, как именно появилась под Солнцем новая планета Земля, какие процессы происходили в далёкие времена: ведь древние люди долгое время не могли ответить на эти вопросы.

4.Этап усвоения новых знаний

1.Предлагает ученикам разделиться на три группы, прочитать в учебнике материал о Пифагоре (1 гр.), Аристотеле (2 гр.), который сумел собрать много доказательств о шарообразности Земли, и Эратосфене (3 гр.), который первым и с большой точностью замерил окружность Земли (стр. 17-18).

2.Демонстрирует на интерактивной доске портреты Пифагора и Аристотеля:

VI в. до н.э. Пифагор признал Землю шаром.


IV в. до н.э. Аристотель доказал, что Земля – это шар.

III-II вв. до н.э. Эратосфен Киренский произвёл первые измерения размеров Земли, составил одну из первых карт мира

Прочитав текст статьи учебника, выделяют главную информацию из текста, смотрят на экране портреты древних мыслителей, обращая внимание на время жизни мыслителей древности.

Решают проблемные задачи:



«Почему в определенный момент истории, человек начал сомневаться в том, что Земля плоская?»



«Как можно доказать, что Земля имеет форму шара?»

Представители групп выступают с короткими сообщениями для класса.


5.Физкультми-нутка.

- А теперь – физкультминутка!

Выполняют упражнения, смотрят на таблицу «Восьмёрка» для снятия напряжения с глаз.

6.Этап закрепления знаний

1.Словарная работа: миф, гипотеза, Вселенная, планета, глобус, модель Земли, шарообразность – уточнение и формулировки терминов.


Делают выводы:

-Человеку потребовалось очень много времени, чтобы понять: Земля круглая, она имеет форму шара.

-Пифагор как математик считал, что шар – это самая правильная и самая красивая фигура, поэтому он утверждал, что земля шар. Он не считал нужным доказывать очевидное – красоту Земли!

-Первым доказал шарообразность Земли Аристотель.

-Эратосфен первым измерил окружность Земли с большой точностью: разница составила только 385 км! (Эратосфен – 39 690 км, современные измерения – 40 075 км).

7.Рефлексия.

- Итак, ребята, сегодня вы хорошо потрудились и сделали большой шаг к новым знаниям.

(Учитель просит возвратиться к цели и задачам сегодняшнего урока).

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы считаете, достигли мы этой цели?

- Как вы сами оцените свою работу на уроке? Отметьте, пожалуйста, свою активность, догадливость, новые знания на оценочной шкале.

После самооценки называет учеников и их отметки за урок.

Дети проговаривают цели и задачи анализируют успешность достижения каждой цели.




Чертят в тетради знакомую по начальной школе оценочную шкалу (на 10 клеточек), отмечают середину и делают на шкале риску: ДО середины шкалы – оценка «удовлетворительно», ПОСЛЕ середины полоски – «хорошо», В КОНЦЕ линеечки «отлично».

Сверяют собственную оценку с отметкой учителя.

8.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

1.Вселенная полна загадок и тайн. А вопрос, как образовалась планета Земля, так и оставался без ответа ещё долгие годы. Этот вопрос будет домашним заданием для тех, кому интересно об этом узнать. Дерзайте, ребята! Обратитесь к Интернету, возьмите в библиотеке энциклопедию и подготовьте сообщение или презентацию на 6-8 слайдов.

2. Изучить параграф 3 по учебнику и ответить на вопросы на стр.19: «Проверим знания», «Более сложные вопросы» или «от теории к практике» (письменно по выбору учащихся). Показывает обучающимся на интерактивной доске предварительно сделанную запись домашнего задания в электронном журнале.

Прощается с учениками.

Смотрят на названные страницы, предварительно определяются с домашним заданием, задают вопросы. Читают на доске задание на дом, записанное учителем в электронном журнале.




Список использованной литературы



  1. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методические рекомендации к учебнику к учебнику Домогацких Е.М., Введенского Э.Л., Плешакова А.А. География. Введение в географию. М.: ООО Русское слово-учебник М.: Русское слово 2013 г.

  2. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. 5 класс. Учебник. Русское слово. Инновационная школа. ФГОС. М.: Русское слово 2022 г.

  3. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Домогацких Е.М., Введенского Э.Л., Плешакова А.А. География. Введение в географию. М.: Русское слово 2022 г.

  4. Дополнительная литература: электронный учебник : https://rosuchebnik.ru/material/zemlya-sredi-drugih-planet-solnechnoy-sistemy-geografiya-5-klass/

  5. Интернет ресурсы: видео «9 представлений о Земле древними народами», фотография планеты Земля: https://yandex.ru/images/search?&img_url=https%3A//ds02.infourok.ru/uploads/ex/08f7/0008bb86-fbe203a3/img2.jpg&cbir_id=985011/2CpR5tv0bqYVYA2X-MIvBw&cbird=5&rpt=imagelike) .

  6. Интернет ресурсы. Демонстрация фото: https://yandex.ru/images/search?&img_url=https%3A//ds02.infourok.ru/uploads/ex/08f7/0008bb86-fbe203a3/img2.jpg&cbir_id=985011/2CpR5tv0bqYVYA2X-MIvBw&cbird=5&rpt=imagelike

  7. Интернет ресурсы. Загадки: http://загадки.su/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8 %D0%BF%D1%80%D0%BE-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8E/




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!