СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока географии Тема урока: Ресурсы Мирового океана

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Охрана природы, акцент делается не на отрицательные последствия вмешательства человека в окружающую среду, на «порчу» океана (она будет из-за научно-технического прогресса), а на усиление коллективных мер, которые начинает предпринимать человечество для сохранения и рационального использования природных ресурсов океана

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии Тема урока: Ресурсы Мирового океана»

МБОУ – Средняя общеобразовательная школа №9

г.Мценск Орловская область.



Технологическая карта урока географии



Тема урока: Ресурсы Мирового океана.

10 класс

(по программе Алексеева А.И.,

линия «Полярная звезда»,

издательство «Просвещение»)







Работу выполнил: учитель географии

Штин Алла Марленовна



Технологическая карта урока.

  1. Аттестуемый педагог: Штин Алла Марленовна.

  2. Предмет: География.

  3. Класс: 10.

  4. Тема урока: Ресурсы Мирового океана.

  5. Краткое описание идеи занятия: Реализация основных принципов дидактики, апробации инновационных идей. Урок разработан на основе программы линии «Полярная звезда» (издательство «Просвещение», 2016 по учебнику «География. Современный мир. 10 класс. Базовый уровень» (М., Просвещение», 2016). Расширить и углубить знания о ресурсах Мирового океана.

  6. Цели урока для учащихся:

Знать особенности размещения природных ресурсов Мирового океана., их главные месторождения и территориальные сочетания; основные понятия и термины.

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических объектов, процессов и явлений Мирового океана. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных Мирового океана. Анализ карт природопользования с целью выявления размещения природных ресурсов океана и районов острых геоэкологических ситуаций.

Ценности урока: Охрана природы, акцент делается не на отрицательные последствия вмешательства человека в окружающую среду, на «порчу» океана (она будет из-за научно-технического прогресса), а на усиление коллективных мер, которые начинает предпринимать человечество для сохранения и рационального использования природных ресурсов океана.

  1. Цели урока для учителя: выявить особенности классификации природных ресурсов Мирового океана; продолжить формирование понятий, умений и навыков решения проблемных вопросов;

продолжить формирование у учащихся умения работать в группе, оценивать свою работу и работу своей группы, умения самостоятельно добывать знания из разных источников информации, т.е. развитие аналитических умений и навыков.

  1. Основные понятия урока: Марикультура. Аквакультура. «Кухня погоды», биомасса Мирового океана, рыболовство, морская ферма, шельф, «жидкая руда», железомарганцевые конкреции, энергии приливов и отливов, температурный градиент, энергия волн, нефтяное загрязнение.

  2. Ресурсы:

- учебник: Гладкий Ю.Н., Николина В.В. «География. Современный мир. 10-11 класс. Учебник. Базовый уровень. М«Просвещение», 2012г.

- карты: Минеральные ресурсы Мирового океана;

Промыслово-географические комплексы в Мировом океане.

- раздаточные материалы: Тесты «Лесные ресурсы» - 13 экземпляров,

листы с опорным конспектом в виде таблицы – 28 экемпляров.

- технические средства: ноутбук + проектор + экран.

- мультимедийная презентация.

- интернет-ресурсы (записать сайты откуда скачаны картинки)

http://fsio.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

-тетрадь, ручка.





















Этап

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Диалог учитель-класс

Учитель проверяет насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.


Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Письменный опрос связан не только с усвоением учениками географических знаний лесных ресурсов, но и с развитием операционально-деятельностной и мотивационной составляющей обучения. Особенностью настоящего теста является обширный статистический материал, который взят: Максаковский В.П. «Новое в мире. Цифры и факты.», М2000. Вторая особенность теста, вопросов пять, но используя принцип «конструктора» можно создать несколько вариантов.


Оценки за тест объявляются на следующем уроке.

Смотри Приложение №2 Тест по лесным ресурсам.

Письменный опрос по теме «Лесные ресурсы» позволяет обеспечить индивидуальный контроль за достижениями учащихся.

Вопросы и задания теста составлены в соответствии с государственным стандартом, программой по географии для среднего (полного) общего образования (базовый уровень).

Мобилизируют интерес, внимание.

Проблема выбора.

Двигательная активность (подписанные листы сдают).

Изучение нового учебного материала.

Установка познавательной задачи.

Устное сообщение-вопрос учителя.

Диалог.

Расположите перечисленные природные ресурсы в порядке очередности их освоения человеком от древности до наших дней:

а) минеральные ресурсы

б) ресурсы Мирового океана

в) земельные ресурсы

г) биологические ресурсы (плоды, животные и т.д.)

Активизация, мыслительная деятельность по подобию.

Ответ: г, в, а, б.

Делают вывод, что тема урока «Ресурсы Мирового океана».

Целеполагание.

Слайд №1.

Тема урока:

«Ресурсы Мирового океана».

Слышен всплеск волн.

Сообщает тему урока.

Смена видов деятельности;

Зрительное и слуховое восприятие.

Релаксация (после теста). Плеск волн, положительный эмоциональный настрой.

Записывают тему урока в тетрадь.







Слайд №2.

Цели урока:

Изучение ресурсов Мирового океана и проблем, связанных с их использованием в хозяйственной деятельности человека;

Развитие аналитических умений и навыков.

Предлагает определить цели урока.

-На какие вопросы мы должны ответить?



Учитель позже дублирует их и называет цели урока, используя слайд №2.

Знают как работать с учебником серии «Полярная звезда» стр.35.

Читают вопросы на которые надо ответить, изучив тему, т.е. сами ставят цели и задачи к уроку.

  1. Каково значение Океана в жизни человечества?

  2. Какими ресурсами располагает Океан и каковы перспективы их использования?

  3. Что такое марикультура? Насколько велика опасность превращения Океана в «Мировую свалку мусора»?

Изучение нового материала.

Беседа о роли и значении Мирового океана в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Формирование представления о роли Океана в жизни человечества.

Перевод одного вида информации в другой, составление схемы в тетради.


Роль Океана в жизни человечества



Колыбель «Кухня Кладовая Транспортное

жизни погоды» ресурсов значение

на Земле

Диалог, который строится на работе с учебником «Современный мир» 10-11 классы Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина, М.,Просвещение, 2012

-Подытожьте заполненную схему специальным маршрутом «Легкий экзамен»

Проговаривают, делают вывод:

-Значение Мирового океана определяется его природными свойствами, богатством различными видами ресурсов, а также его участием в международном разделении труда в качестве одного из важнейших звеньев мировой транспортной системы.


Обязательно иллюстрированный.

Эвристический (частично поисковый)

Показ презентации.

Слайд №3,4,5 – биологические ресурсы;

Слайд №6 – минеральные ресурсы;

Слайд №7 – ПЭС. Энергетические ресурсы.


Практическая работа по заполнению таблицы:

I колонка «Ресурсы Мирового океана» (Используя мультимедиа).

Работа в группах с учебником и картами

Инструктаж:

Учитель формирует три группы по видам ресурсов Мирового океана.

Каждая группа должна найти ответ на использование ресурса, выделить преимущества и проблемы этого ресурса. Особенности географии размещения.

Индивидуально заполнить таблицу по «своему» виду ресурса.

Практическая работа по заполнению таблицы.

Заполняются колонки №2,3,4.

Обсуждают, что записать, прочитав соответствующий материал в учебнике.

Первичная проверка понимания.

Саморегуляция.

Наглядное мышление.

Учитель уточняет, дополняет, поясняет.


Слайд №8:

-Определите, из каких промыслово-географических комплексов поступает рыба (какая?) в магазины нашего города?


Слайд №9 подтверждает географию рыболовства.

На Индийский океан приходится 5%.


Слайд №10 подтверждает проблему сложности извлечения полезных ископаемых на поверхность.


Когда групповая и индивидуальная работы выполнены, учащиеся представляют продукт проекта.

Представители I группы дают использование и географию биологических ресурсов;

II группы – минеральных ресурсов;

III группы – энергетических ресурсов.


По итогам выступления учащихся составлен опорный конспект (заполнена таблица).

Подведение итогов урока.

Актуальность.

Проблема выбора.

-На развитие каких видов ресурсов Мирового океана вы бы в первую очередь направили свои капиталовложения? Почему?

- Чем объяснить тот факт, что породы морского дна обладают более узким ассортиментом минеральных ресурсов, чем континентальная кора?

Систематизация знаний через решение проблемы.

Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Домашнее задание.

Инструктаж.

Слайд №11.

§8. Вопросы.

Предлагает домашнее задание на выбор.

  1. §8, составить к материалу параграфа 3 проблемных вопроса.

  2. Составить кроссворд, используя новые термины и страны (географию размещения разных видов ресурсов Мирового океана, не менее 12).

  3. Нанести на контурную карту условными знаками районы, акватории размещения 3х видов ресурсов Мирового океана.


Оценивание.

Самооценка.

Беседа.

- Что узнали нового?

Слайд №12.

- Чему научились в общении?

Определяют уровень достижений своих результатов.

Отвечают на вопросы учителя.













Приложение №1. (Тест «Лесные ресурсы»)

Справочно-информационный материал.

Страны-лидеры по размеру лесной площади. Страны-лидеры по уровню лесистости.

Страны

Лесная площадь,

млн га


Россия

Канада

Бразилия

США

Конго
Австралия

Китай

Индонезия
Перу

Боливия



765,9

494

488

296

173,8

145

130,5

111,3

84,8

58


Страны

Лесистость, %


Гвиана (Французская)

Суринам

Белиз

Папуа-Новая Гвинея

Соломоновы Острова

Гайана

Габон

Малазия

Мьянма



96

96

95

93

88

84

81

71

69

















Тест «Лесные ресурсы мира».

  1. Какие страны являются мировыми лидерами по:

  1. уровню лесистости;

  2. размерам лесной площади;

  3. запасам древесины.



  1. Чем обусловлена высокая лесистость в Северной Европе?

  1. благоприятным режимом увлажнения;

  2. труднодоступностью горных лесных районов;

  3. осознанием опасности сведения лесов и лесовосстановительными работами;

  4. низкой потребностью урбанизированных стран в дровах.



  1. Сопоставьте в атласе карты «Агроклиматические ресурсы» и «Использование земель» и выберите из предложенных вариантов ответ на вопрос: «Почему Южная Америка отличается самой высокой лесистостью среди других регионов планеты?»

  1. здесь обширны малозаселенные территории;

  2. в регионах благоприятные для леса условия увлажнения;

  3. многие районы труднодоступны, поэтому лесные массивы невыгодно разрабатывать;

  4. имеют экономические трудности страны.



  1. Определите, какие причины вызывают сокращения площади лесов в указанных странах:

1. Бразилия 6. Россия

2. Великобритания 7. США

3. Индия. 8.Таиланд

4. Заир 9. Швеция

5. Индонезия 10. Эфиопия



  1. подсечно-огневое земледелие;

  2. чрезмерная заготовка древесины;

  3. промышленное и транспортное строительство;

  4. заготовка леса населением;

  5. гибель лесов от пожаров;

  6. поражение лесов от пожаров;

  7. поражение лесов кислотными дождями.



  1. Соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования – это:

  1. ресурсообеспеченность;

  2. лесистость;

  3. ресурсопользование.

Приложение №2.

Таблица (опорный конспект).

Ресурсы Мирового океана.

Классификация ресурсов

Использование

География

Преимущества

Проблемы


Биологические ресурсы


Возможность обеспечить продуктами питания 20 млр человек, корм для животноводства.

Возможность искусственного разведения (марикультура,аквакультура).




Распределены неравномерно, являются исчерпаемыми.


Устричные плантации: Япония, Китай, США, Нидерланды, Франция, Австралия.

Мидии: Европа.

Рыболовство: Тихий океан -56% (северо-западная часть), Атлантический и Северный Ледовитый океаны – 39% (Баренцево, норвежское, Северное, Балтийское моря),

Индийский океан – 5%



Энергетические ресурсы. Энергия морских приливов.


Огромен энергетический потенциал, превышает энергию всех рек мира.



Возможности для сооружения приливных электростанций имеются только в 25 местах мира.



Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Авсиралия, Аргентина, США.


Минеральные ресурсы (ресурсы шельфовой зоны и ресурсы глубоководного лота).


Добыча нефти и газа, железомарганцевые конкреции, прибрежно-морские россыпи, отложения фосфоритов, на мелководье издавна добывались соль, янтарь.




Значительная часть залегает в глубоководных районах и шельфовых зонах, сложности извлечения на поверхность.


Нефть, газ – Мексиканский и Персидский заливы, Северное море, Гвинейский залив, шельф арктических морей России.

Подводные угольные шахты – Великобритания, Канада, Япония, Китай.

Приложение №2.

Таблица (опорный конспект).

Ресурсы Мирового океана.

Классификация ресурсов

Использование

География

Преимущества

Проблемы

Биологические ресурсы













Энергетические ресурсы. Энергия морских приливов.








Минеральные ресурсы (ресурсы шельфовой зоны и ресурсы глубоководного лота).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!