г.Мценск Орловская область.
продолжить формирование у учащихся умения работать в группе, оценивать свою работу и работу своей группы, умения самостоятельно добывать знания из разных источников информации, т.е. развитие аналитических умений и навыков.
- учебник: Гладкий Ю.Н., Николина В.В. «География. Современный мир. 10-11 класс. Учебник. Базовый уровень. М«Просвещение», 2012г.
Промыслово-географические комплексы в Мировом океане.
листы с опорным конспектом в виде таблицы – 28 экемпляров.
- технические средства: ноутбук + проектор + экран.
- мультимедийная презентация.
-тетрадь, ручка.
Этап | Методы и формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Диалог учитель-класс | Учитель проверяет насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. | |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу. | Письменный опрос связан не только с усвоением учениками географических знаний лесных ресурсов, но и с развитием операционально-деятельностной и мотивационной составляющей обучения. Особенностью настоящего теста является обширный статистический материал, который взят: Максаковский В.П. «Новое в мире. Цифры и факты.», М2000. Вторая особенность теста, вопросов пять, но используя принцип «конструктора» можно создать несколько вариантов. Оценки за тест объявляются на следующем уроке. Смотри Приложение №2 Тест по лесным ресурсам. | Письменный опрос по теме «Лесные ресурсы» позволяет обеспечить индивидуальный контроль за достижениями учащихся. Вопросы и задания теста составлены в соответствии с государственным стандартом, программой по географии для среднего (полного) общего образования (базовый уровень). | Мобилизируют интерес, внимание. Проблема выбора. Двигательная активность (подписанные листы сдают). |
Изучение нового учебного материала. | Установка познавательной задачи. Устное сообщение-вопрос учителя. Диалог. | Расположите перечисленные природные ресурсы в порядке очередности их освоения человеком от древности до наших дней: а) минеральные ресурсы б) ресурсы Мирового океана в) земельные ресурсы г) биологические ресурсы (плоды, животные и т.д.) | Активизация, мыслительная деятельность по подобию. Ответ: г, в, а, б. Делают вывод, что тема урока «Ресурсы Мирового океана». |
Целеполагание. | Слайд №1. Тема урока: «Ресурсы Мирового океана». Слышен всплеск волн. | Сообщает тему урока. | Смена видов деятельности; Зрительное и слуховое восприятие. Релаксация (после теста). Плеск волн, положительный эмоциональный настрой. Записывают тему урока в тетрадь. |
Слайд №2. Цели урока: Изучение ресурсов Мирового океана и проблем, связанных с их использованием в хозяйственной деятельности человека; Развитие аналитических умений и навыков. | Предлагает определить цели урока. -На какие вопросы мы должны ответить? Учитель позже дублирует их и называет цели урока, используя слайд №2. | Знают как работать с учебником серии «Полярная звезда» стр.35. Читают вопросы на которые надо ответить, изучив тему, т.е. сами ставят цели и задачи к уроку. Каково значение Океана в жизни человечества? Какими ресурсами располагает Океан и каковы перспективы их использования? Что такое марикультура? Насколько велика опасность превращения Океана в «Мировую свалку мусора»? |
Изучение нового материала. | Беседа о роли и значении Мирового океана в жизни и хозяйственной деятельности человека. | Формирование представления о роли Океана в жизни человечества. | Перевод одного вида информации в другой, составление схемы в тетради. Роль Океана в жизни человечества Колыбель «Кухня Кладовая Транспортное жизни погоды» ресурсов значение на Земле |
Диалог, который строится на работе с учебником «Современный мир» 10-11 классы Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина, М.,Просвещение, 2012 | -Подытожьте заполненную схему специальным маршрутом «Легкий экзамен» | Проговаривают, делают вывод: -Значение Мирового океана определяется его природными свойствами, богатством различными видами ресурсов, а также его участием в международном разделении труда в качестве одного из важнейших звеньев мировой транспортной системы. |
Обязательно иллюстрированный. Эвристический (частично поисковый) | Показ презентации. Слайд №3,4,5 – биологические ресурсы; Слайд №6 – минеральные ресурсы; Слайд №7 – ПЭС. Энергетические ресурсы. | Практическая работа по заполнению таблицы: I колонка «Ресурсы Мирового океана» (Используя мультимедиа). |
Работа в группах с учебником и картами | Инструктаж: Учитель формирует три группы по видам ресурсов Мирового океана. Каждая группа должна найти ответ на использование ресурса, выделить преимущества и проблемы этого ресурса. Особенности географии размещения. Индивидуально заполнить таблицу по «своему» виду ресурса. | Практическая работа по заполнению таблицы. Заполняются колонки №2,3,4. Обсуждают, что записать, прочитав соответствующий материал в учебнике. |
Первичная проверка понимания. | Саморегуляция. Наглядное мышление. | Учитель уточняет, дополняет, поясняет. Слайд №8: -Определите, из каких промыслово-географических комплексов поступает рыба (какая?) в магазины нашего города? Слайд №9 подтверждает географию рыболовства. На Индийский океан приходится 5%. Слайд №10 подтверждает проблему сложности извлечения полезных ископаемых на поверхность. | Когда групповая и индивидуальная работы выполнены, учащиеся представляют продукт проекта. Представители I группы дают использование и географию биологических ресурсов; II группы – минеральных ресурсов; III группы – энергетических ресурсов. По итогам выступления учащихся составлен опорный конспект (заполнена таблица). |
Подведение итогов урока. | Актуальность. Проблема выбора. | -На развитие каких видов ресурсов Мирового океана вы бы в первую очередь направили свои капиталовложения? Почему? - Чем объяснить тот факт, что породы морского дна обладают более узким ассортиментом минеральных ресурсов, чем континентальная кора? | Систематизация знаний через решение проблемы. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций. |
Домашнее задание. | Инструктаж. | Слайд №11. §8. Вопросы. Предлагает домашнее задание на выбор. §8, составить к материалу параграфа 3 проблемных вопроса. Составить кроссворд, используя новые термины и страны (географию размещения разных видов ресурсов Мирового океана, не менее 12). Нанести на контурную карту условными знаками районы, акватории размещения 3х видов ресурсов Мирового океана. | |
Оценивание. | Самооценка. Беседа. | - Что узнали нового? Слайд №12. - Чему научились в общении? | Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя. |
1. Бразилия 6. Россия
2. Великобритания 7. США
3. Индия. 8.Таиланд
4. Заир 9. Швеция
5. Индонезия 10. Эфиопия
Классификация ресурсов | Использование | География |
Преимущества | Проблемы |
Биологические ресурсы | Возможность обеспечить продуктами питания 20 млр человек, корм для животноводства. Возможность искусственного разведения (марикультура,аквакультура). | Распределены неравномерно, являются исчерпаемыми. | Устричные плантации: Япония, Китай, США, Нидерланды, Франция, Австралия. Мидии: Европа. Рыболовство: Тихий океан -56% (северо-западная часть), Атлантический и Северный Ледовитый океаны – 39% (Баренцево, норвежское, Северное, Балтийское моря), Индийский океан – 5% |
Энергетические ресурсы. Энергия морских приливов. | Огромен энергетический потенциал, превышает энергию всех рек мира. | Возможности для сооружения приливных электростанций имеются только в 25 местах мира. | Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Авсиралия, Аргентина, США. |
Минеральные ресурсы (ресурсы шельфовой зоны и ресурсы глубоководного лота). | Добыча нефти и газа, железомарганцевые конкреции, прибрежно-морские россыпи, отложения фосфоритов, на мелководье издавна добывались соль, янтарь. | Значительная часть залегает в глубоководных районах и шельфовых зонах, сложности извлечения на поверхность. | Нефть, газ – Мексиканский и Персидский заливы, Северное море, Гвинейский залив, шельф арктических морей России. Подводные угольные шахты – Великобритания, Канада, Япония, Китай. |