Ф.И. О. преподавателя Пыжьянова И.А.
Цели учебного занятия: через составление комплексной географической характеристики раскрыть типичные черты природно-ресурсного и хозяйственного потенциала европейских стран разных типов
Дидактичес- кая структура учебного занятия* | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Организационный момент | Настраиваются на урок Анализируют содержание слайдов | Создает эмоциональный настрой к уроку. -Здравствуйте! Приветствую и предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие по странам. -По каким из них пройдет сегодняшнее путешествие, вы узнаете из фильма и стихотворных строк Демонстрация презентации о западноевропейских странах Любимый, здравствуй! Я уже в Мадриде! Как жаль, что ты не полетел со мной. Здесь так красиво, это надо видеть!.. Пройтись по вымощенной камнем мостовой, По улочкам, на нашим непохожим. Гулять часами - и смотреть, смотреть. Ловить улыбки светлые прохожих И так же улыбаться им в ответ... Венеция меня очаровала!.. Ах, как бы было здорово с тобой Обнявшись, плыть на лодке по каналам Влекомые ленивою волной... Ах, Рим, прекрасный Вечный город! Навек пленил меня своею красотой. Он стар, и всё же бесконечно молод, И даже воздух здесь совсем другой!.. Любимый, я на Эйфелевой башне! Как на ладони весь ночной Париж! Здесь, правда, дует, и немного страшно, Но ощущения, как будто ты летишь Над этим городом, над крышами домов И кажется, что можно выше, выше!.. Теперь я поняла значенье слов: Жить - где угодно, умереть - в Париже... Организует размышление над проблемой | Определить страны, о которых идет речь в стихотворных строках Достопримечательности каких стран вы узнали из фильма? -По каким странам пройдет сегодняшнее путешествие? |
Проверка домашнего задания | Выполняют компьютерное тестирование (17 вопросов), работают в контурной карте (практическая работа), выполняют письменную работу показывают на политической карте мира карте крупные части, или субрегионы Зарубежной Европы Составляют краткий конспект по ходу рассказа преподавателя | Проверяет домашнее задание -Но прежде чем начать, вспомним материал предыдущего урока 1 гр. - компьютерное тестирование (17 вопросов) 2 гр.- работа в контурной карте (практическая работа) 3 гр.- выполнение письменной работы Организует беседу -На какие группы можно разделить страны Зарубежной Европы? - по площади территории - по отношению к морю - по формам правления -по формам административно-территориального устройства -по национальному составу -по религиозному составу -по уровню социально-экономического развития -по особенностям с/х -На какие крупные части, или субрегионы можно разделить Зарубежную Европу? (СЛАЙД 1) Проводит беседу При подразделении на 2 субрегиона различают Западную и Центрально-Восточную Европу. В состав Западной Европы входят 24 государства площадью 3,7 млнкв км, с населением 380 млн чел., страны с высоким уровнем рыночной экономики. В состав Центрально-Восточной Европы входят 15 стран, площадью 1,7 млнкв км, с населением 130 млн чел., это постсоциалистические страны. В документах ООН Зарубежную Европу принято подразделять на 4 субрегиона: Северную,Западную, Южную,Восточную Европу (СЛАЙД 2,3) | компьютерное тестирование (17 вопросов) работа в контурной карте (практическая работа) выполнение письменной работы показать на политической карте карте крупные части, или субрегионы Зарубежной Европы Составить краткий конспект по ходу рассказа преподавателя |
Изучение нового материала | Работают в группах и составляют план, который мог бы раскрыть специфику стран разных типов. Работают в группах по составлению комплексной характеристики одной европейской страны | Мотивация на формулировку темы - Что вам известно об этих регионах? -Одинаковы ли они по уровню социально-экономического развития? -Можете ли вы сразу дать комплексную оценку субрегиону? -Сформулируйте тему урока (СЛАЙД 4) -Что необходимо сделать, чтобы характеристика была логически законченной, полной и комплексной? Организует выбор порядка действий в группах Организует обобщение результатов проведенной работы (СЛАЙД 5) - Люди каких профессий конкретно и детально изучают каждую из данных областей? Мотивационная информация преподавателя В связи с большим объемом запланированной работы с целью экономии времени и для полной реализации всего запланированного будем работать в группах. Будем проводить самооценку своей деятельности, приняв за основу листы самооценки, лежащие на столах. Подпишите фамилию и выставите себе в графе «домашнее задание» оценку за тестирование, практическую и графическую работу. Информирует о средствах обучения, подготовленных к уроку -Какие средства понадобятся для составления характеристики страны? Организует работу в группах Каждая из 3 групп будет давать комплексную характеристику 1 стране субрегиона. Вы самостоятельно выбираете себе роли и, опираясь на их область деятельности, изучаете либо ГП, либо климат, хозяйство, структуру населения и т.д. карточка с алгоритмом действий лежит на столе. Оказывает консультативную помощь | Поработайте в группах и предложите план, который мог бы раскрыть специфику стран разных типов. В случае затруднения используйте опору, расставив шаги в нужном порядке 1.ГП, «соседние» страны 2.Рельеф, полезные ископаемые 3. Климат 4. Структура населения 5.Оценка природно-ресурсного потенциала 6. Ведущие отрасли промышленности, экспорт 7.С/х, экспорт с/х продукции 8. Транспорт 9. Достопримечательности 10.Вывод о влиянии ЭГП на развитие хозяйства страны Задание для 1 группы: Составить комплексную географическую характеристику Норвегии, определить географическую специфику этой североевропейской страны Задание для 2 группы: Составить комплексную географическую характеристику Франции, определить географическую специфику западноевропейской страны Задание для 3 группы: Составить комплексную географическую характеристику Италии, определить географическую специфику данной южноевропейской страны |
Закрепление нового материала | Анализируют учебники начальных классов, предложенные преподавателем по УМК «школа России» и УМК «Школа 2100» Показывают европейскую страну на политической карте | Осуществляет мотивацию на изучение предмета -Для чего вам могут пригодиться знания о странах Зарубежной Европы? -В вашей будущей профессиональной деятельности тоже будет невозможно без знаний в этой области. Например, по дисциплине «Мир вокруг нас» автор А. Плешаков в 3 классе изучаются темы: -на севере Европы -что такое Бенилюкс -в центре Европы -путешествие по Франции и Великобритании На юге Европы По дисциплине «Окружающий мир» автор А. Вахрушев четвероклассники изучают мировое сообщество государств и памятники мировой культуры. Организует литературно-географическую викторину (по группам 2 задания) К культурным достояниям Европы я отнесла бы детскую литературу западноевропейских стран 1.Вырос я в Италии, там, где зреют апельсины, и лимоны, и маслины, фиги и так далее… 2.Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше 3.— А что это за звуки, вон там? – спросила Алиса, кивнув на весьма укромные заросли какой-то симпатичной растительности на краю сада. — А это чудеса, – равнодушно пояснил Чеширский Кот. — И.. И что же они там делают? – поинтересовалась девочка, неминуемо краснея. — Как и положено, – Кот зевнул. – Случаются… 4.«Был у одного хозяина осел, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе не так пригоден, как прежде». 5.И вот она понеслась в быстром воздушном танце, точно ласточка, преследуемая коршуном. Все были в восторге: никогда еще не танцевала она так чудесно! Ее нежные ножки резало как ножами, но этой боли она не чувствовала - сердцу ее было еще больнее. Она знала, что один лишь вечер осталось ей пробыть с тем, ради кого она оставила родных и отцовский дом, отдала свой чудный голос и терпела невыносимые мучения, о которых принц и не догадывался. Лишь одну ночь оставалось ей дышать одним воздухом с ним, видеть синее море и звездное небо, а там наступит для нее вечная ночь, без мыслей, без сновидений. 6. -А тебе сколько лет? - Сколько мне лет? - Я мужчина в самом расцвете сил, больше я тебе ничего не могу сказать. Малыш в точности не понимал, что значит быть мужчиной в самом расцвете сил. Может быть, он тоже мужчина в самом расцвете сил, но только ещё не знает об этом? Поэтому он осторожно спросил: - А в каком возрасте бывает расцвет сил? -В любом, во всяком случае, когда речь идет обо мне. Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил! -По возможности перечитайте добрые, умные и чрезвычайно поучительные сказки европейских авторов | Проанализировать учебники начальных классов, предложенные преподавателем по УМК «школа России» и УМК «Школа 2100» Внимательно послушайте отрывок детского произведения, вспомните имя главного героя и автора, в какой стране он жил и творил, покажите ее на политической карте |
Подведение итогов Контроль Коррекция | Заполняют таблицу, формулируют вывод по данному виду работы | Организует обобщение результатов работы в группах Субрегион, страна, столица | Рельеф, тип полезных ископаемых | Климат. Агроклиматические ресрсы | Структура населения | Ведущие отрасли промышленности, транспорт | Тип с/х | Вывод об обеспеченности ресурсами и уровне развития | | | | | | | | | | | | | | | Вывод -Итак, Зарубежная Европа хотя и самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. А в последнее время на политической и экономической карте региона происходят большие изменения. -Какие камешки в ваших ботинках доставили вам неудобства во время путешествия? | Подведем итоги работы. Все ответы фиксируйте кратко в тетрадях в виде таблицы Сформулируйте вывод по данному виду работы |
Рефлексия | Анализируют кару загрязненных территорий Зарубежной Европы, сделают вывод о масштабах влияния деятельности человека на естественные экосистемы Европейских стран | Решение экологических проблем От географии литературной перейдем к географии экологической. Найдите на карте и определите, по территории каких стран протекает река Рейн Много лет назад немецкий поэт Генрих Гейне, обращаясь к Рейну писал: Привет тебе, мой старый Рейн! Ну как твое здоровье? - Что имел ввиду поэт? - Почему современники Гейне называли Рейн главной помойкой Европы? -Изменилась ли ситуация сейчас? -Как вы полагаете, что нужно сделать для того, чтобы Рейн стал чище? Щепетильные в вопросах экологии и продвинутые в этом отношении немцы говорят так: Если труба с отходами очень вредна, то -удлини трубу; -заглуши трубу; -завяжи трубу узлом -Как вы понимаете смысл этой немецкой мудрости? Государство финансирует 50% затрат связанных с переоборудованием предприятий, расположенных по берегам Рейна. 15% бюджета страны тратится на нужды экологии (для сравнения, в РФ эта цифра составляет 3%) | Проанализируйте кару загрязненных территорий Зарубежной Европы, сделайте вывод о масштабах влияния деятельности человека на естественные экосистемы Европейских стран |
Домашнее задание | Записывают домашнее задание | Организует оценку деятельности на уроке Домашнее задание: составить и записать в таблицу комплексную характеристику стран из субрегиона Восточная Европа Выступает с заключительным словом Наш урок подошел к концу. В заключении хотелось бы сказать: не будьте пассивными и равнодушными. Изучая мир и людей, берите от них все самое лучшее: от немцев - четкость и пунктуальность, хорошие манеры и честность–от англичан, умение видеть и восхищаться прекрасным – от французов | |