- дать комплексную характеристику природы Урала как отдельного физико- географического района;
- развитие общеучебных умений, таких, как способность анализировать, выделять существенное, творчески подходить к проблемной ситуации.
- умение вступать в сотрудничество, согласовывать действия с партнером, выражать свою точку зрения и отстаивать ее в диалоге.
Этап урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Актуализация знаний и фиксация затруднения учащихся в связи с недостаточностью знаний | Регулятивные УУД ( проявить познавательную инициативу в учебном сотрудничестве) Познавательные УУД (строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей) | Мы продолжаем давать характеристику Уральского природно- хозяйственного района, и в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам следующее высказывание: «Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа – природа его страны» В.О. Ключевский Проанализируйте слова историка В.О. Ключевского и предположите, о чем сегодня пойдет речь. | Готовят рабочее место. Прослушивают новую информацию. Просматривают слайды, подводящие к формулировке темы |
Постановка темы и цели урока | Регулятивные УУД (в сотрудничестве с учителем учатся ставить новые учебные задачи) Коммуникативные УУД (формирование собственного мнения, позиции) | Тема урока: « Природа Урала» Поставим под сомнение утверждение В.О. Ключевского Каковы цели и задачи нашего урока? | Формулируют тему урока. Ставят цели и задачи |
Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала Первичное закрепление знаний | Познавательные УУД (определение понятия, создание обобщения, установление аналогии, установление причинно- следственных связей Преобразование схемы в текст и наоборот) Коммуникативные УУД (умение работать в группах) | Природа Урала На основании текста параграфа 46 и атласа подтвердить или опровергнуть утверждения о характере природы Урала Утверждение | Верно | Не верно | Рельеф | 1.Уральские горы – старые разрушенные горы, образовавшиеся в мезозойскую складчатость. | | | 2.В меридиональном отношении Урал делят на Пай-Хой, Полярный, Приполярный, Северный, Средний Южный. | | | 3. Наибольшая вершина находится на Среднем Урале. | | | 4.Западные склоны Урала, примыкающие к Восточно-Европейской равнине –крутые, а восточные, спускающиеся к западной Сибири- пологие | | | Климат | 1.Изменения климата на Урале происходит с севера на юг, с запада на восток и при поднятии в горы. | | | 2.Урал- это климатораздел между умеренно-континентальным и континентальным типами климата. | | | 3.Полярные части Урала страдают от суровых морозов, а южные от длительных засух суховеев и пыльных бурь. | | | Внутренние воды | 1.Наиболее крупные реки, берущие начало на Урале относятся к бассейну внутреннего стока (Каспийское море). | | | 2. Хозяйство Урала достаточно обеспечено необходимыми водными ресурсами. | | | 3. Долины рек прорезают невысокие Уральские горы с запада на восток. | | | | Работают в группах. Заполняют таблицу, анализируют, делают выводы. |
Применение знаний Самостоятельная работа Включение в систему знаний | Познавательные УУД (определение понятия, создание обобщения, установление аналогии, установление причинно- следственных связей Преобразование схемы в текст и наоборот) | Природные ресурсы На основе текста учебник и атласа оцените степень обеспеченности природными ресурсами согласно шкале 3 –богатые (значительные) 2- достаточные 1- недостаточные Вид ресурсов | Степень обеспеченности | Минеральные (чем представлены) | | Почвенные | | Лесные | | Водные | | Найди в атласе примеры названий населенных пунктов, а которых есть названия полезных ископаемых. Сделай вывод. «Урал- жемчужина минерального царства» А.Е. Ферсман Виртуальная экскурсия «Ильменский минералогический заповедник» ,«Кунгурская пещера» | Работают с различными источниками информации, анализируют , делают выводы, обмениваются результатами проделанной работы. Прослушивают сообщения обучающихся и просматривают презентацию. |
Рефлексия | Регулятивные УУД ( выделять и формулировать то, что усвоено и то, что нужно усвоить, определить качество и уровень усвоения, установить соответствие результатов и поставленной цели урока Личностные УУД( ответственное отношение к учебе, коммуникативная компетентность , умение вести диалог | Прокомментируйте слова В.О. Ключевского о значении природы в жизни народов его населяющих. Как изменилось ваше мнение. Придумай слоган «Добро пожаловать на Урал-…..» Переформулируйте тему урока. | Обсуждают, высказывают свое мнение, приводят аргументы |
Домашнее задание | | Обоснуйте пять причин, чтобы побывать на Урале. | |