СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока географии "Электроэнергетика России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока географии "Электроэнергетика России"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии "Электроэнергетика России"»

Урок № 11. Электроэнергетика России Планируемые предметные результаты:
  • показывать по картам крупнейшие электростанции страны разных типов;

  • приводить примеры отраслей в составе ТЭК, типов элек- тростанций;

  • понимать значение отраслей и МОК в хозяйстве страны; особенности размещения, проблемы и перспективы развития важнейших межотраслевых комплексов и отраслей хозяйства России;

  • определять по картам факторы и особенности размеще- ния разных типов электростанций;

  • определять по статистическим материалам особенности разных типов электростанций; место РФ в мире по производ- ству электроэнергии;

  • устанавливать диспропорции в производстве электро- энергии на территории РФ; экологические проблемы, связанные с ТЭК и пути их решения;



  • использовать приобретённые знания и умения в практи- ческой деятельности и повседневной жизни: самостоятельного поиска географической информации об изменениях в структуре электроэнергетики России; чтения карт экономико-географиче- ского содержания.

Содержание: электроэнергетика. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистемы. Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭК и проблемы окружаю- щей среды.

Понятийно-терминологический аппарат урока: электро- энергетика, энергоёмкость производства, Единая энергосистема.

Методическое пространство урока:
  • формы и методы организации учебной деятельности (фронтальная беседа, практическая работа, индивидуальная работа, фронтальная работа, учебная дискуссия);

  • средства обучения (электронная презентация «Электроэнер- гетика в России», карта атласа «Электроэнергетика», учебник).





Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (структура деятельности ученика)

Творческий/ личностный компонент урока



Конкретизация задач учителя

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные

и учебно-практические вопросы и задания

1

2

3

4

5

Организационно-мотивационный этап урока

Мотивация. Определение задач урока.



Актуализация опор- ных знаний (фрон- тальная беседа)

  • Посмотрите на иллюстративный ряд и определи- те тему сегодняшнего урока.

  • Сформулируйте задачи урока.


  • Какие отрасли входят в состав ТЭК?

  • К какому технологическому укладу относится развитие электроэнергетики?

  • Когда она начала развиваться в России?

  • Назовите крупнейшие энергетические компании России

Визуализация и анализ информации, выделение общего признака.

Определение цели урока.



Применение ранее усвоен- ных знаний в ходе беседы

— Сформулируйте задачи для достиже- ния цели

Создаёт мотивацион- ную установку к дея- тельности.



Организует беседу

с целью актуализации опорных знаний

Содержательно-процессуальный этап урока

Роль электроэнерге- тики в хозяйстве страны и жизни насе-

  • Что называют электроэнергетикой?

  • Какую продукцию производит электроэнерге- тика?

Извлечение информации, усвоение новых знаний (фак- тов, связей) на основе работы

— Как вы используе- те электроэнергию

в быту?

Ставит познаватель- ную задачу для целенаправленной

ления (фронтальная беседа).








Виды электростанций, их особенности (преи- мущества и недостат- ки), размещение, крупнейшие предпри- ятия (фронтальная беседа).



Факторы размещения электростанций раз- ных типов (фронталь- ная беседа, трениро- вочная практическая работа).





Мини-закрепление (индивидуальная работа).



Проблемы и перспек- тивы развития ТЭК, экологические про- блемы, связанные

с ТЭК, и пути их ре- шения (учебная дис- куссия)

  • Используя текст учебника (с. 38) и табл. 9 (стати- стические материалы Приложения к учебнику), определите место России в мире по производству электроэнергии.

  • Используя текст учебника и рис. 23 (с. 38), карту атласа (диаграмма на с. 12), определите долю раз- ных типов электростанций в производстве электро- энергии страны.



  • Изучите презентацию и определите особенности электростанций разных типов.

  • Используя текст учебника (с. 38—42), определите и сравните достоинства и недостатки электростан- ций каждого типа.

  • Используя табл. 10—12 (статистические материалы Приложения к учебнику), найдите

и покажите на карте крупнейшие электростанции России.



  • Сформулируйте факторы, которые влияют на размещение электростанций разных типов, приве- дите примеры. Оформите в виде таблицы (см. При- ложение).

  • Используя карту-врезку (с. 12 атласа), объясни- те, с чем связаны диспропорции в производстве электроэнергии на территории РФ.

  • Что такое Единая энергосистема страны? Для чего она создана?



  • Выполните задания (см. Приложение). В чём со- стоят особенности размещения электростанций разных типов?

  • Сделайте ряд выводов по изученному материалу. С какими поставленными задачами они соотносятся?



  • Используя презентацию, сформулируйте глав- ные проблемы ТЭК.

  • По каким основаниям можно классифицировать существующие проблемы?

  • Опираясь на знания об особенностях производ- ства в разных отраслях комплекса, предложите пути решения существующих проблем, связанных с работой его предприятий

с аппаратом учебника, элек- тронной презентацией.







Извлечение информации, усвоение новых знаний (фактов, связей) на основе работы с аппаратом учебни- ка, электронной презента- цией.




Извлечение информации, усвоение новых знаний (фактов, связей) на основе работы с аппаратом учебни- ка и атласа.






Выделение главного в изу- ченном материале.




Осмысление, отбор фактов и их обсуждение, использо- вание географических язы- ковых средств в учебной ситуации, формулирование своей позиции

  • Каково среднее количество электро- энергии, потребляе- мой за месяц в вашей семье? Сколько стоит эта услуга?





  • Какие типы элек- тростанций представ- лены в вашем регио- не?

  • Какое сырьё они используют?

  • Электростанцию какого типа вы не от- казались бы иметь ря- дом с вашим домом?

работы с информа- цией.



Организует беседу.







Ставит познаватель- ную задачу для целе- направленной работы с информацией.






Ставит познаватель- ную задачу для целе- направленной работы с информацией.






Подводит к смыслово- му обобщению.




Ставит задачу для це- ленаправленной дис- куссии, организует коммуникативную де- ятельность учащихся. Подводит к смыслово- му обобщению







Окончание



1

2

3

4

5

Оценочно-рефлексивный этап урока

Подведение итогов урока (фронтальная работа), осмысление результатов урока

  • По каждой из задач урока сформулируйте вы- вод, полученный в результате изучения материала на уроке.

  • Какие задачи вы смогли решить без затрудне- ний? Что вызвало затруднения? Что осталось непо- нятным?

Домашнее задание:

проработать § 6, ответить на вопросы и выполнить задания

Рефлексивное осмысление результатов деятельности на уроке


Ставит вопросы, под- водящие к рефлек- сивному осмыслению совместной учебной деятельности.

Разъясняет домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!