СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока географии 8 класс по теме "Мозаика народов"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии 8 класс по теме "Мозаика народов"»

Предмет: география

8 класс

Технологическая карта урока

Тема урокаМозаика народов России.

Тип урока: урок формирования знаний

Цель урока: углубление и систематизация знаний обучающихся об исторически сложившихся общностях людей на территории России

Задачи урока:

создать условия для формирования:

образовательная- умения определить существенные признаки понятий: этнос, этнический состав, ассимиляция, толерантность;

- умения определять основные языковые семьи и группы и особенности их размещения по территории России;

развивающая - умение моделировать один вид информации в другой;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации делать обобщения, устанавливать аналогии, строить схемы

логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Развивающие задачи:

─ познавательных способностей, логического мышления путем анализа текстовой и картографической информации,

статистических данных;

─ умения самостоятельно выдвигать цели, выделять проблему, выдвигать гипотезы и искать пути решения;

─ связной устной речи через умение вести диалог.

Воспитательные задачи:

воспитывающая- способствовать осознанию учащимися себя как части населения России, как члена коллектива;

- способствовать формированию умения отстаивать свою позицию, учитывая интересы всех

Планируемые результаты урока

Личностные:

  • формирование гордости за лучшие достижения культуры и искусства народов России;

  • формирование любви к своему Отечеству;

  • воспитание толерантности, повышения культуры межнационального общения;

  • осознание своей этнической принадлежности.








Метапредметные

Познавательные универсальные учебные действия:

  • решать проблемные задачи

высказывать суждения, подтверждать их фактами.

  • классифицировать информацию  по заданным признакам.

  • уметь сравнивать, делать выводы

Регулятивные:

  • планировать свою деятельность;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого.

Коммуникативные:

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • формулировать собственное мнение;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные

  • определять особенности размещения народов России и народов своей области

  • классифицировать население России по языковым семьям, группам

  • приводить примеры республик в составе РФ, по статистическим показателям долю титульной нации в населении автономных образований




Основные понятия, изучаемые на уроке: Этнос. Национальный состав. Языковые семьи. Межнациональные конфликты. Язык межнационального общения.

Решаемые учебные проблемы: Выявить особенности этнического состава России, дать характеристику основным языковым семьям, группам. Межнациональные отношения

Ценностный компонент урока: Многонациональность как феномен культуры России.

Ресурсы урока: Учебник 8 класс УМК под ред. А.И. Алексеева, презентация «Мозаика народов», карты «Народы России», политико-административная

Вид используемых на уроке средств ИКТ: проектор, ноутбук

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организационный Добрый день! Начинаем урок и пожелаем друг другу плодотворной совместной работы. Под музыку песни «Я , ты, он, она»

2. Закрепление пройденного материала

Каждый из нас – не только россиянин, но и представитель своего народа. Особенность России в том, что у нас много разных культур, языков, традиций.

Как вы думаете, почему на Земле существует много народов?

Обратимся к истории- библейский миф

Давным-давно, когда все люди Земли назывались единым народом и говорили на одном языке, решили они построить башню до неба. Башня достигла таких высот, что каменщику приходилось целый год нести кирпич на вершину. Бог увидел, что люди подобрались к нему слишком близко. Ему это не понравилось, и он послал ангелов, чтобы те смешали речь людей. Строители перестали понимать друг друга. Начались ссоры, драки. Много ли в таких условиях построишь? Бросили люди свою башню - мечту о небе - и разбрелись в разные стороны. Так появились разные народы, говорящие на разных языках. А башня осталась. Треть ее провалилась в землю, треть сгорела при пожаре, а треть стоит до сих пор. Это миф о Вавилонской башне.

Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

Какая будет тема урока?

Работа со скетчами- Называют из своих скетчей- Численность, ЕП, типы,демограф кризысы вызваны.., демограф политика направлена на…, воспроизводство и его типы, половозрастная пирамида







Девизом нашего урока будут слова:

• Собраться вместе – это начало,

• Держаться вместе – это прогресс,

• Работать вместе – это успех

Генри Форд



Высказывают свое мнение.

Формулируют тему урока «Мозаика народов России»

3. Формулирование проблемы.

 ПроблемаМногонациональность России, это преимущество или проблема?

Предлагается заполнить табличку и высказаться учащимся. Многоэтничность государства, хорошо это или плохо?

Каждый народ обогащает государство своей культурой, разнообразием, традициями

Могут возникать межнациональные конфликты





Формулируют с помощью учителя проблемный вопрос

Предложите способы решения проблемы? Что мы должны рассмотреть на уроке, чтобы ответить на поставленный вопрос?

План урока:

1.Что такое этнос?

2.Какие народы самые многочисленные?

3.Какова этническая структура регионов России?

4.Какой язык является связующим в многонациональной стране?

5.Создание программы консолидации наций

1. Выдвигают свои гипотезы решения проблемы.

2. Составляют совместно с учителем план изучения темы.

4. Актуализация знаний 

Побуждающий диалог:

  1. Почему Россию называют многонациональной страной?

  2. Как размещены разные народы по территории России?

Стихотворене В.Степанова

Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия У нас у всех одна

Ученики обсуждают, что есть самосознание, какова роль этнографии, что такое этнос

5. Открытие нового знания 

  1. Что такое этнос? (Определение 7 класса этнос-это народ)

--Чем характеризуется этнос? (имеет свой язык, культуру, быт, традиции, нормы поведения, свою территорию.) Самый главный этнический признак принадлежности – это самосознание т.е. кем именно, представителем какого народа человек себя ощущает: русским , удмуртом, татарином.

-Что такое этнография?

-Что такое самосознание? – полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни общества

Этнические процессы:

Этническая миграция - это перемещение народа, в результате которого возникает новый этнос.

Этническая консолидация - объединение родственных народов в единый этнос.

Этнические признаки:

Язык - основа этноса

Территориальный признак

  1. Какие признаки этноса вы можете назвать?

  2. Составьте определение понятия - этническая территория.

  3. У кого в семье есть представители разных национальностей?

  4. Представители одного этноса проживают в разных странах, и уже считают себя представителем этноса страны, где проживают? Почему?

  5. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Этнос – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая общий язык, культуру, хозяйство, территорию и этническое самосознание

2. Какие народы России самые многочисленные?

Работа в парах:

Выясните современный национальный состав России (таблица 2 с.221 ).

-какой народ России самый многочисленный?

-объясните, преобладание русских в национальном составе населения?

-какие народы можно назвать малочисленными?

Вывод: Самый многочисленный народ России –русские более 116 млн.чел. Другие народы численностью более 1 млн.чел украинцы, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, и армяне

Работа в группах:

Рассмотрите карту народов России, изучив легенду карты. (см. приложение учебника – с. 234) и карту народов

- выявите признаки многонациональности населения?

- как обозначены на карте представители различных групп народов?

-какие показатели можно определить по фоновой окраске, по цифрам?

- по каким критериям объединили отдельные народов в языковые семьи?

Задание 1 группе:

Используя карту «Народы России»и приложение на стр. 234 ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к индоевропейской семье?

2. Укажите район заселения славянскими народами, назовите причины сплошной полосы заселения.

3. Результаты работы занесите в таблицу.

Задание 2 группе

Используя карту «Народы России»и приложение на стр. 234 ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к алтайской семье?

2. Укажите районы заселения народами алтайской семьи и назовите причины этого заселения.

3. Результаты работы занесите в таблицу.

Задание 3 группе:

Используя карту «Народы России»и приложение на стр. 234 ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к кавказской семье?

2. Используя карту, назовите районы заселения народами кавказской семьи и объясните причины такого заселения.

3. Результаты работы занесите в таблицу

Задание 4 группе:

Используя карту «Народы России»и приложение на стр. 234 ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к уральской семье?

2. Используя карту, назовите районы заселения народами уральской семьи и объясните причины такого заселения.

3. Результаты работы занесите в таблицу

Отчет групп

1. Почему многие народы рассредоточены по территории России, а не проживают на определённой территории?

2. Как объяснить пестрый национальный состав населения России?

Вывод: Особенность освоения и заселения России обусловила пестрый многонациональный состав населения с преобладанием одной нации. Россия – многонациональное государство.

3. Какова этническая структура регионов России?

Особенность национального состава России определила форму территориального устройства страны.

Назовите форму государственного устройства России?

Какие субъекты входят в состав России?

Назовите республики, входящие в состав России?

Почему республики получили такие названия?

Вывод: Народы, давшие названия республике называются титульными.

Работа с учебником Рассмотрим карту на стр 232

Ответьте на вопросы:

Назовите республики, в которых титульные народы составляют большинство.- Татарстан, Калмыкия

Найдите республики, где 2 титульных народа.- Карачаево- Чкркессия, Кабардино- Балкария

Вывод: Главная черта этнической географии России- ассимиляция народов при преобладании русских в большинстве районов

Ассимиляция - растворение одного народа в другом, с утратой национального языка, традиций и обычаев. Когда-то на территории Древней Руси жили многочисленные племена: муром, мещера, водь…. Прошли многие годы, и эти малочисленные, нередко враждующие племена, объединились в один этнос - славяне.

Ребята у нас в Курской области есть представители малых этнографических групп . Освободившись от монголо-татарского ига дикие поля стали заселятся субэтническими группами (Севрюки, горюны, толагаи, суравеги, цуканы ,саяны) , крепостными крестьянами и однодворцами . С южной стороны Поныровского района заселяли галманы, с севера востока –саяны, а с югазапада цуканы. Посмотрите на эту одежду, ей около ста лет, одежда наших предков. Это рушник, вышитый в свободное время от работы. Занимаясь рукоделием женщины, вышивали узоры цветов, птиц, напевая песни своих предков, пряли пряжу и на станках ткали замашки. (Показ элементов одежды предков).

Какой язык является связующим в многонациональной стране?

2.Имеет ли право нация на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества?

Вывод: Русский язык – один из официальных языков ООН –не только родной язык для большинства народов России, но и средство общения для нерусских народов.



Отвечают на вопросы (слайды презентации)



Ученики обсуждают, что есть самосознание, какова роль этнографии, что такое этнос

Перечисляют признаки этносов: культуру, быт, язык, хозяйство.

Называют главную особенность этноса – этническое самосознание

















Составляют определение понятия – этническая территорию



Определяют районы компактного проживания народов одной языковой семьи или группы. Цифры – расселение населения этих народов по территории России.









Формулируют вывод об этносе.





Анализируют таблицу, какие народы самые многочисленные, какие народы малочисленные. Делают выводы.

Объясняют, на карте многонациональность указана фоновой окраской, представители различных групп –цифрами. и значками .

Работая в группе, отвечают на вопросы, заполняют схемы

Пример схемы





Группы отчитываются, заполняют таблицу, отвечают на вопросы делают выводы











Работа с административной картой России и таблицей



Отвечают на вопросы учителя, работают с картой «Политико-административная карта России»

Называют форму государственного устройства -федерация

Приводят примеры республик и называют народ, который компактно проживают на данной территории и дал название республике.

Объясняют причины уменьшения титульных народов.

Контакты с русскими народами, между собой способствовали процессу смешения народов.

Называют народы, которые не имеют национальные образования

Цыгане не имеют национальных образований.





6.Физминутка

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/videomateriali_dlya_uroka_geografii_v_8_klasse_po_t_090925.html

7.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

вопрос:

Многонациональность России – это достояние или проблема?

Прочитайте текст статей Конститции РФ .(работа в группах).

- Вы – нынешнее поколение современной России, как никто, должны осознать, что для многонациональной страны проведение продуманной демократической политики – очень важная задача.

- я предлагаю вам создать программу консолидации нации. Ваша задача: отобрать только самые конструктивные с точки зрения их соответствия Конституции.

Этническая консолидация - объединение родственных народов в единый этнос.

В опорных конспектах напротив выбранных вами позиций поставьте «+».

- Какие предложения вы отобрали и почему?

Все согласны с выбранными позициями? Давайте проголосуем!

В соответствии с Конституцией – основного закона РФ мы отобрали наиболее конструктивные предложения.

- Можно ли жить без межнациональных конфликтов? 

Мир нужен всем.   Поэтому  каждый  из нас должен вырабатывать в себе культуру межнациональных и шире - межличностных отношений. Такая культура, говорил русский ученый Л. Н. Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив и искренне доброжелателен, - проявляй к другим такое отношение, какое ты ждешь от них.

Формулируют проблемы многонационального государства и достояния

Задание на конструирование способов решения проблемы.

Задание на выявление всех признаков понятий и их связей. Обучающиеся высказывают свою точку зрения































8.Подведение итогов урока(все выходят в круг)

В форме эстафеты сформулируем практические выводы по проблеме урока.

Начинаю я:   помните,  гдe бы вы ни находились - у себя на родине или на территории другого государства  -  вы всегда будете встречаться, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или соперничать с людьми самых разных национальностей.

Передаю эстафету: Нам всем необходимо усвоить простейшие, но вечные истины: природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах; нет наций плохих или хороших, есть плохие или xopoшие люди, а точнее - плохие или хорошие поступки; национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком, это просто игра случая, судьбы.

- Передаю эстафету: Патриотизм - высоконравственное чувство гражданина, любовь к Родине, глубокое знание eе корней, культуры, традиций, наша задача - сберечь дарованную судьбой землю.

- Передаю эстафету: наверное, мы все должны осознать, что все межнациональные конфликты, даже самые тяжелые и затяжные, начинаются с внутpeннeгo состояния личности, ее поведения.

- Знание этих истин само по себе, возможно, не сделает вас счастливыми, но очень поможет вашим добрым отношениям с окружающими, вашей личной репутации порядочного человека



Подведение итогов самими учащимися в виде эстафеты(передаем мяч)

Каждый высказывает свое отношение к теме

Вывод: 1.Проведение национальной политики, учитывающей интересы каждого народа, толерантность и взаимоуважение к языку и культуре народов, проживающих на территории России может предупредить межнациональные конфликты.

2. Где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи. Главное: «Мы вместе!»



Все вместе берутся за руки и поднимают руки вверх!











9.Рефлексия  Обменяйтесь скетчами- написать в них - граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи. Главное: «Мы вместе!»

Проблеме    гуманного отношения, терпимости, дружбе посвящено много выска­зываний известных людей. Некоторые изречения перед вами.

Задание. «Ключевое слово» Если не успеваем – на дом

Необходимо найти ключевое слово, пропущенное в каждом вы­сказывании и прикрепить на лист ватмана- написать на ДОСКЕ

1. С каким настроением вы заканчиваете наш урок? Почему?

2. Что на уроке ты узнал нового?

10. Домашнее задание 

П 14 вопросы с 53. Составить схему: «Мозаика народов Курской области» или Задание. «Ключевое слово» Если не успеваем – на дом

Самооценка , оценивание и комментарии учителя.

Всем спасибо за плодотворную работу!













ФИ учащегося   ______________________________ Дата ____________________

Тема: _________________________________________

Задание 1 группе:

Используя карту «Народы России» стр 234 и ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к индоевропейской семье?

2. Укажите район заселения славянскими народами, назовите причины сплошной полосы заселения.

3. Результаты в скетч занести

Языковая семья-------------

Языковые группы и народы










Территория проживания









ФИ учащегося   ______________________________ Дата____________________

Тема: ____________________________________________________

Задание 2 группе:

Используя карту «Народы России» стр 234 1. Какие народы относятся к алтайской семье?

2. Укажите районы заселения народами алтайской семьи и назовите причины этого заселения.

3. Результаты работы занесите схему в скетч

Языковая семья-------------

Языковые группы и народы










Территория проживания









ФИ учащегося   ______________________________ Дата ____________________

Тема: ___________________________________________________

Задание 3 группе:

Используя карту «Народы России» стр 234 ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к кавказской семье?

2. Используя карту, назовите районы заселения народами кавказской семьи и объясните причины такого заселения.

3. Результаты работы занесите в схему в скетч

Языковая семья-------------

Языковые группы и народы










Территория проживания







Интеллект карта «Мозаика народов России»

ФИ учащегося   ______________________________ Дата____________________

Задание 4 группе:

Используя карту «Народы России» стр 234 и ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к урало-юкагирской семье?

2. Используя карту, назовите районы заселения народами урало-юкагирской семьи и объясните причины такого заселения.

3. Результаты работы занесите в схему в скетч

Языковая семья-------------

Языковые группы и народы










Территория проживания













Из  Конституции РФ  1993г.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РФ.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Статья 4

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской.

Статья 13

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 19

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.



























Задание (Около выбранных вами позиций поставьте «+»).  

 Предложения для Программы консолидации нации

1.Учет  интересов всех наций  и народностей  при проведении политики.

2.Создание различных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров.

3. Представление национально-культурной автономии (самостоятельности) всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

4. Ужесточение законодательства  за деятельность,  направленную на возбуждение   социальной,  pacoвой,  национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

5. Ввести в школах  обязательный  предмет  «История и культура  народов России».

6. Поддержка сепаратистских организаций.

7. Борьба с  этноцентризмом  (уверенность в правоте только собственной культуры, склонность отвергать нормы другой культуры).

8. Увеличить финансирование на создание и деятельность этнографических музеев.

9. Признать православие господствующей религией в РФ.

10.  Формирование толерантности, установка на сотрудничество и сближение наций.

11. Признание главной ценностью  жизни человека,  eгo прав и свобод независимо от национальной принадлежности.

12. Последовательная настойчивая борьба с бытовым национализмом и шовинизмом, ксенофобией.

















Найти ключевое слово

1.  Если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы также должны иметь ________ к другим людям и уважать человечность вообще.  (И. Кант).

2.  Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно _____________ к другим. (Р. Эмерсон).

3.  Если мы хотим быть любимы, то на нас лежит та же самая обя­занность - также проявить ___________.(И. Кант).

4.   Ни один __ _____                  в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими. (Г. Лессинг).

5.  Лучшее, что есть в жизни человека, - это его __________ с другими людьми. (А. Линкольн).

6. Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его ___________,  не  в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь. (Апулей).

7. Великий народ должен помогать малому сохранять себя, __________, свою культуру. (Д. С. Лихачёв).

Пропущенные слова:

А) уважение  Б) расположение       В) человеколюбие  Г) народ  Д) дружба     Е)  нравы        Ж) язык



























Словарь терминов:

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - 1) принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций,обычаев, образа жизни. 


Толерантность
 — терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению.

Шовинизм- разновидность на­ционалистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям. Основными положениями политической идеоло­гии шовинизма являются: утверждение… …   

Ксенофобия—). 1. Навязчивый страх перед незнакомыми лицами 2. Негативное отношение, в частности недоверие и даже ненависть к иностранцам, иностранному, чужому.

 Этноцентризм - Убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы (расы, народа, класса). На этой основе развивается пренебрежение к представителям других… …





12 июня в нашей стране отмечается большой государственный праздник – День России. Эта дата была выбрана в честь принятия Декларации о государственном суверенитете России, котороя состоялось 12 июня 1990 года на первом Съезде народных депутатов РСФСР











.В городе Веймере с башкирскими воинами встретился поэт Гёте. Башкиры подарили ему лук со стрелами.

Чуваши первыми выиграли сражение у Улуса Джучи (Золотой орды). В сентябре 1223 года они взяли в плен около 4 тысяч воинов. Их выменяли у Чингисхана по цене 1 барана за каждого.









.Водь – это жители Ленинградской области. Сейчас их осталось чуть больше семидесяти.





Нганасаны

Самым северным народом всей Евразии являются нганасаны. Они проживают в основном на востоке полуострова Таймыр, а их численность составляет менее 900 человек.



Ма́нси

. Ма́нси (устаревшее — вогу́лы) — коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Сейчас их около 12 000 человек в России.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!