Этапы урока (цель) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Мотивация (создание проблемной ситуации). | Приветствие учащихся. Организация деятельности на уроке. Формирование 2 рабочих групп (по рядам). | Организовывают рабочее место. | Познавательные УУД. Общеучебные. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему урока. Выявлять причины и следствия простых явлений. Искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах. Применять и различными способами представлять полученную информацию. Обобщать и систематизировать материал под руководством учителя. Предметные. Иметь представления о строении, значении атмосферы, ее роли в жизни человека. Знать состав воздуха. Знать основные понятия темы. Иметь представления о природных явлениях в атмосфере. Коммуникативные УУД. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Достаточно полно и точно выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке; слушать и понимать других. Уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.Уметь договариваться, находить общее решение в процессе работы на уроке. Регулятивные УУД. Ориентироваться в материале учебника: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения материала раздела, определять круг своего незнания. Формулирование учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно. |
II. Актуализация знаний и пробного учебного действия. | Внимание ребят обращается на эпиграф урока - высказывание итальянского учёного Эванжелисто Торричелли « Мы живём на дне воздушного океана». - Какой океан назван воздушным? - Из чего он состоит? - О какой географической оболочке нам предстоит узнать? - Работая с 1 пунктом параграфа, сформулируйте определение понятия «атмосфера», запишите его в опору. - Вспомните, все, что вам известно о «воздушном океане» Земли – ее океане. Заполните Кластер в опоре. | Рассуждают, отвечают на поставленные вопросы. В тексте 1 пункта параграфа находят определение понятия, записывают в опору - Воздушная оболочка Земли – атмосфера( от греч. «пар» и «шар»). Рассуждают, записывают в Кластер. |
III. Выделение проблемы и постановка цели урока. | - Что такое в вашем представлении океан? Рассуждайте. - Внимательно посмотрите на слова эпиграфа урока и сформулируйте проблему урока и цель урока. | Рассуждают, отвечают на вопрос учителя. Акцент на Мировом океане. Формулируют проблему: «Почему атмосферу называют воздушным океаном?» Формулируют цель: «Узнать какие процессы происходят в воздушном океане Земли – АТМОСФЕРЕ». |
ΙV. Планирование хода урока. | - Реализация поставленной нами цели как всегда начинается с планирования. - Бегло просмотрите текст параграфа, составьте простой план к нему, запишите в опору. | Бегло просматривают текст параграфа 29 и составляют простой план текста. Записывают план в опору. |
V. Реализация построенного проекта. | I. Состав и значение атмосферы. - Самостоятельно и внимательно прочтите текст 1 пункта параграфа. Выполните Задание №2 в опоре. Прокомментируйте результат работы. - Найдите в тексте пункта параграфа ответ на вторую часть 1 вопроса плана реализации темы урока: «Каково значение атмосферы?» - Текст дает вам полный ответ на поставленный вопрос? Работу над Заданием №2 опоры продолжайте в течение всего урока. | Самостоятельно и внимательно читают текст 1 пункта параграфа. Выполняют Задание №2 в опоре. Комментируют результат работы. Работают по заданию учителя. |
II. Ветер. 1. Понятие «ветер». Обучающиеся работают по рядам с текстом 2 пункта параграфа. - Как вы поняли, что же такое ветер? Запишите определение в таблицу задания №6 опоры. - Сформулируйте следующий проблемный вопрос, просмотрев видеофрагмент. (Почему дует ветер). 2. Причина образования ветра. Работа в паре. Опыт с воздушным шариком: один ученик надувает шарик и задерживает воздух в нем. Второй ученик подставляет ладонь к отверстию из шарика и воздух из шарика выпускается на ладонь. - Что вы ощутили, когда отверстие шарика открылось? (Сильный поток воздуха). - Как вы думаете, почему воздух из шарика выходил с такой силой? - Сформулируйте ответ, просмотрев видеофрагмент. - Запишите вывод в опору. 3. Виды ветров. - Просмотрев видеофрагмент, заполните схему в задании№ 7 опоры№24 - Подводя итоги работы над вопросом плана «Ветер», сформулируйте ответ на вопрос: - Как человек использует силу ветра? | 1 ряд – читает по цепочке (по одному предложению), отвечают на вопросы 2 ряд – формулирует вопросы. Отвечают на поставленный вопрос. Формулируют проблемный вопрос, записывают его в опору. В паре выполняют опыт. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют вывод о причинах образования ветров и записывают его в опору. Выполняют задание №7в опоре №24. Отвечают на поставленный вопрос. |
| III. Погода. - Ветер – важнейший элемент погоды. - А что такое погода? Найдите ответ в параграфе. Прочтите. - Чем характеризуется погода? Ответ запишите в опору – задание №8. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание в опоре. |
| IV. Климат. - Чем, по вашему мнению климат отличается от погоды? - Что такое климат? - Что оказывает влияние на климат территории. Ответ найдите в 6 пункте §24. - На что влияет климат? | |
VΙ. Первичное закрепление знаний. | - Проверьте себя. Выполните кроссворд «Предсказания погоды» 1. Красное солнце у горизонта предвещает… 2. Высокие кучевые облака – признак … погоды. 3. Наука о погоде. 4. От состояния погоды зависит наше …. 5. Состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте. 6. Состояние погоды, когда дым из трубы стелется к земле. 7. Запах некоторых цветов перед дождём. 8. Ласточки летают низко – быть .. | Выполняют кроссворд -творческое задание в опоре. |
VΙΙ.Рефлексия. | Самооценка деятельности. Выставить баллы в опору. | Оценивают свою работу во время урока. |
VΙΙΙ. Итог урока. Домашнее задание. | Домашнее задание. 1. Читать §24. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников. 2. Задания в опоре доделать. 3. Карты повторять. | Записывают в дневник. Задают вопросы учителю. |