СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме: Электрический ток. Источники электрического тока.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме: Электрический ток. Источники электрического тока.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме: Электрический ток. Источники электрического тока.»

Методическая разработка урока

Предмет: Физика.

Класс: 8.

Тема урока: Электрический ток. Источники электрического тока.

Учитель физики: СУРКОВ Евгений Николаевич.

Название УМК: Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование представления об электрическом токе и условиях его существования в цепи, и об источниках тока.

Задачи:

Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

  • формирование представлений об источниках тока;

  • организация усвоения основных понятий по данной теме;

  • формирование научного мировоззрения учащихся.

Метапредметные:

  • Развитие умения генерировать идеи;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • работать в группе;

  • пользоваться альтернативными источниками информации;

  • формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника.

Личностные:

  • Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

  • формирование умений управлять своей учебной деятельностью;

  • формирование интереса к физике при анализе физических явлений;

  • формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти и творческого мышления.

Методы обучения: проблемный, репродуктивный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: компьютер, проектор, экран; металлическая трубка, эбонитовая палочка, электрофорная машина, термоэлемент, спиртовка, гальванометр, фотоэлемент, лампа, гальванический элемент, батарея гальванических элементов, аккумулятор. На столах учеников лимон, медные провода. Карточки с заданиями.

Виды педагогических технологий, применяемые на уроке: информационная технология; личностно – ориентированное обучение (беседа – ответы на вопросы; развитие, понимание и объяснение опытов, творчество и исследовательский поиск при решении проблемного вопроса).



Технологическая карта урока

Этап урока,

время

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1 этап Организационный момент

(1 мин.)

- Здоровается, благодарит за готовность к уроку (наличие учебников, тетрадей)


- самоконтроль подготовки

2 этап Мотивация. Постановка целей урока

(2 мин.)

Подготовка к осознанию целей и задач, создает мотивацию.

Посмотрите, пожалуйста, на мой рабочий стол. На нем находятся различные устройства. Скажите что объединяет все эти устройство? …..

(Они все работают от электричества). А что нужно чтобы эти приборы устройства начали работать. (Подключить к розетке)

Подключим их. (заработает или нет). Часы или фонарь.

Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего сегодняшнего урока?

Записиваем тему.

Что же мы знаем о электрическом токе:

Для чего нужен? (что бы работали электрические приборы, полезный в различных отраслях)

Зачем используем?

Как вы думаете достаточно ли ваших для того чтобы рассказать об электрическом токе – (НЕТ).

Поэтому мы с вами должны изучить это понятие, а что еще должны сделать сегодня:

(Узнать откуда берется), то есть какие источники тока бывают.

  1. дать определение электрического тока,

  2. определить какие источники точка бывают

А теперь давайте подумаем, а что же такое ток, что вы понимаете под самим словом ток?

Я вам сейчас помогу. Давайте посмотрим на экран. Что общего у всех этих картинок? (движение) Это движение чего-либо (слайд)

Ученики отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение







Формулировка учащимися темы урока и определение целей урока


















Ученики отвечают на вопрос учителя




3 этап Актуализация знаний учащихся

(2 мин.)

Беседа, фронтальный опрос.


Но прежде чем начнем изучать это понятие давайте вспомним, что вы уже знаете по теме «Электричество». Я буду задавать вопросы, а кто знает – поднимает руку и отвечает.

  1. Что происходит в процессе электризации? (тела становятся наэлектрезированными)

  2. Назовите два рода зарядов. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды? (+ и -) отталкиваются и притягиваются

  3. Что такое проводники и непроводники электричества?

  4. Какие металлы проводят электричество?

  5. Какие заряженные частицы вы знаете?

  6. Под действием чего движутся свободные электроны в металлах?

Не случайно мы повторили мы с вами эти понятия, большинство этих понятий будут встречаться нас на протяжении всего нашего урока.



Отвечают на заданные вопросы учителя

4 этап «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Первичное усвоение новых знаний

(8 мин.)















































































5 этап Включение нового знания в систему знаний

(5-7 мин.)




(по 2 мин. на одно выступление)




















































6 этап

Включение нового знания в систему знаний

(4-5 мин.)





1.Электрический ток

Демонстрация опыта №1 (Электроскопы соединены проводником)

На столе располагаются два электрометра, один из этих электрометров зарядим сообщим ему заряд от эбонитовой палочки. Обратите внимание стрелка на электрометре отклонилась, что говорит о том, что на электрометре есть заряд. Если мы возьмем проводник – обычную металлическую проволоку и соединим, то второй электрометр нам тут же покажет чт на нем появился заряд.

Учащиеся отвечают (при соприкосновении палочки и электрометра передаётся заряд благодоря чесму вокруг электрометра возникает электрическое поле когда мы соединяем 2 электрометра точасть заряда по проводнику перетекает на второй электрометр.)
В нашем опыте электроны двигаются в одну сторону, т.е. направлено (упорядочено). В этом случае можно сказать, что по металлическому проводнику протекает электрический ток.
Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости. В них кроме электронов есть и другие заряженные частицы – ионы. Они тоже могут перемещаться.

Следят за экспериментом, делают выводы


















Ученики отвечают на вопрос учителя


2.Формулировка понятия электрического тока

Сформулируем вместе, что же такое электрический ток?
1.
электроны и ионы – это…? (Ученики: заряженные частицы).
2. что с ними происходит?
(Ученики: они движутся).
3. как они движутся? (Ученики: упорядочено, т.е. направлено).
4.под действием чего движутся заряженные частицы? (Ученики: под действием электрического поля).


Определение:

Электрический ток - это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.

А что нужно чтобы ток существовал?

(зарядили электроскоп что возникло?)

3.Условие существования тока в цепи

В нашем опыте в металлическом проводнике электрический ток возникает, но он является кратковременным? Что же нужно чтобы он был длительным? Значит, для того, чтобы ток в проводнике существовал долго, что необходимо:

1.Создать электрическое поле.

2.Постоянно поддерживать электрическое поле.


Пытаются самостоятельно сформулировать определение и записать его в тетрадь






Ученики отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение


Составляют опорный конспект













4.Источники тока

Источники тока – это устройства, создающие и поддерживающие длительное время электрическое поле.


Существуют различные источники тока, но в любом из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц.

Разделенные заряженные частицы накапливаются на полюсах источника тока. Один полюс заряжен положительно, второй – отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то в нем под действием электрического поля возникает электрический ток, т.е. свободные заряженные частицы придут в нем в движение.


А вот какие бывают источники тока, мы узнаем, поработав в группах с учебником и дополнительной информацией.

Разделимся на группы:

1 группа – 1 ряд, 2 группа – 2 ряд и 3 группа – 3 ряд.

Откроем учебник $32 на странице 96-97.

1 группа

Рассмотрите рис. №44 и расскажите нам об источнике тока, изображенном на рисунке.

2 группа

Рассмотрите рис. №45 и расскажите нам об источнике тока, изображенном на рисунке.

3 группа

Рассмотрите рис. №46 и расскажите нам об источнике тока, изображенном на рисунке.


Ваша задача изучить материал обобщить и рассказать нам об источниках тока

5 минут.

После ваших ответов мы заполним табличку (слайд)

Следовательно должны ответить на вопросы.

  1. За счет какой энергии происходит разделение зарядов

  2. Механизм действия.

Действие электрофорной машины.

Вывод: Разделение зарядов происходит за счет механической энергии. При вращении дисков происходит трение щеток о диск, что приводит к разделению зарядов. В результате один электрод машины заряжается положительно, а другой отрицательно. Если приблизить электроды машины, то возникает кратковременный ток в виде электрического разряда в воздухе.

Действие термоэлемента.

Вывод: Если две проволоки, изготовленные из разных металлов, спаять, затем нагреть место спая, то по цепи потечет электрический ток. Разделение зарядов происходит за счет изменения внутренней энергии веществ.

Действие фотоэлемента на источника света.

Вывод: Если такие вещества, как кремний, селен, оксид меди осветить, то в цепи возникает электрический ток. Это явление называется фотоэффектом. Световая энергия превращается в электрическую.

Скажите перечисленные источники на бытовом уровне тока практичны? Будем ли постоянно крутить греть, светить?

Чтобы перейти к следующему источнику тока проведём эксперимент.



























Работают с учебником.

Отвечают на вопросы.


















































Ученики отвечают на вопрос учителя





Эксперимент 1

У вас на столах имеются лимон и вольтметр.

Сейчас попробуйте получить из них источники тока, вставим в разрезы на лимонах медную и железный шайбы, за счет химической реакции на железной шайбе будет скапливать отрицательный заряд, а на медной +, теперь возьмем вольтметры к ним уже подключены провода, давайте наконечниками проводов которые идут от клеммы минус коснёмся железной, ваши вольтметры.

Понаблюдайте за отклонением стрелочки.

Какой вывод, какая энергия превратилась в электрическую.

Источники тока, у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов, называют гальваническими. В них химическая энергия преобразуется в электрическую.


Наши обычные батарейки состоят из цинкового корпуса. В корпус вставлены угольный стержень, у которого имеется металлическая крышка. Стержень помещен в смесь некоторых хим.элементов. Пространство между корпусом и смесью двух химических элементов заполнено желеобразным раствором соли. В результате реакции корпуса и раствора соли корпус приобретает отрицательный заряд , а смесь элементов несёт собой положительный заряд который передает угольный стержень, между ними (электродами) возникает электрическое поле.



Выполняют эксперимент. Делают выводы.






Просматривают, анализируют, высказывают свое мнение,

фиксируют в тетрадь выводы




Рассказ про аккумуляторы

Гальванические источники – самые распространенные (удобство и безопасность.)

В быту часто применяют батарейки, которые можно подзаряжать многократно, — аккумуляторы (от лат. аккумуляторе — накоплять). Простейший аккумулятор состоит из двух свинцовых пластин (электродов), помещённых в раствор серной кислоты.

Чтобы аккумулятор стал источником тока, его надо зарядить. Для зарядки через аккумулятор пропускают постоянный ток от какого-нибудь источника. В процессе зарядки в результате химических реакций один электрод становится положительно заряженным, а другой — отрицательно. Когда аккумулятор зарядится, его можно использовать как самостоятельный источник тока. Полюсы аккумуляторов обозначены знаками «+» и «-». При зарядке положительный полюс аккумулятора соединяют с положительным полюсом источника тока, отрицательный — с отрицательным полюсом.

Кроме свинцовых, или кислотных, аккумуляторов широко применяют железоникелевые, или щелочные у аккумуляторы. В них используется раствор щёлочи и пластины — одна из спрессованного железного порошка, вторая — из пероксида никеля. На рисунке 48 изображён современный аккумулятор.

Аккумуляторы имеют широкое и разнообразное применение. Они служат для питания сети освещения железнодорожных вагонов, автомобилей, для запуска автомобильного двигателя. Батареи аккумуляторов питают электроэнергией подводную лодку под водой. Радиопередатчики и научная аппаратура на искусственных спутниках Земли также получают электропитание от аккумуляторов, установленных на спутнике.

А с какими источниками тока вам приходилось чаще всего сталкиваться в повседневной жизни?

(Ученики: Аккумуляторы.)

Действительно, очень часто мы используем именно аккумуляторы. Сотовые телефоны необходимо периодически подзаряжать. Для этого мы используем зарядное устройство или так называемый сетевой адаптер, который преобразует переменный ток напряжением 220 В из осветительной сети в постоянный ток напряжением 3 В. Чаще всего там используется литиевом – ионный аккумулятор или батарея, в которой применяется раствор солей лития в органическом растворителе. Ну а теперь мы полностью завершаем заполнение таблицы.



7 этап Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

(3 мин.)

Заполняем таблицу 1.

Таблица 1

Виды источников

Преобразование энергии

Название источников тока

1

Механические

Механическая энергия в электрическую

Электрофорная машина, генератор

2

Тепловые

Внутренняя энергия в электрическую

Термоэлемент

3

Световые

Световая энергия в электрическую

Фотоэлемент, солнечная батарея

4

Химические

Химическая энергия в электрическую

Гальванический элемент, аккумулятор, батареи


Просматривают, анализируют,

фиксируют в тетрадь выводы


Динамическая пауза. (1-2 мин.) Снеговик.

8 этап Рефлексия и оценивание

(2-3 мин.)

Наш урок подходит к концу.

В начале урока мы поставили задачи: 1.Дать определение эл.току.

2.Какие источники бывают.

Подводит итог:

-Что было на уроке важным?

-Что было новым?

-Что было интересным?

У вас на столах лежат цветные кружочки.

Нарисуйте на листочках, какой заряд вы получили от сегодняшнего урока.

Если всё понятно и понравилось, то рисуете положительный заряд

Если вам ничего непонятно, то рисуете отрицательный заряд.

Если вам понравился урок, но не всё понятно, рисуете два знака заряда.


Учащиеся дают ответы на вопросы.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.


Анализируют работу на уроке через самооценку.

Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала.

9 этап

(1-2 мин.)

Информирует о домашнем задании. Раздает инструкцию по выполнению.

  • Параграф 32. Вопросы 1-7.

  • Домашний проект. Презентация на тему «Аккумулятор»

  • Сообщение о Луиджи Гальвани




Записывают домашнее задание



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!