СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока физики в 10 классе по теме: « Основные положения МКТ. Размеры молекул».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.

Вид урока: урок проблемного обучения.

Режим урока: интерактивный.

Образовательная технология: проблемное обучение с элементами технологии КСО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока физики в 10 классе по теме: « Основные положения МКТ. Размеры молекул».»

Технологическая карта урока физики в 10 классе

по теме Основные положения МКТ. Размеры молекул.

педагога Неретиной Ольги Александровны

Дата проведения: 14.01.21

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Вид урока: урок проблемного обучения

Режим урока: интерактивный.

Образовательная технология: проблемное обучение с элементами технологии КСО

Цели:

Деятельностная: научить обучающихся новым способам нахождения знания (основных положений МКТ и их экспериментальному подтверждению., ввести новые понятия (диффузия, броуновское движение, расширение тел при нагревании, испарение, смачивание), термины (масса, молярная масса, количество вещества, число Авогадро).

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Задачи:

Обучающая- (формирование познавательных УУД): организовать деятельность учащихся по изучению основных положений МКТ и их экспериментальному подтверждению, повторить понятия: Броуновское движение, диффузия, смачивание, масса, молярная масса, количество вещества, число Авогадро;

Развивающая – (формирование регулятивных УУД): развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.

Воспитательная - (формирование коммуникативных и личностных УУД): Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

ЭОР:

https://www.youtube.com/watch?v=Hvp18WLNWR0

https://www.youtube.com/watch?v=pn_RnNGKsKU

ЦОР:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4722/main/47804/

Основные положения МКТ. Броуновское движение

https://edu.skysmart.ru/student/dukuketuve





ЭТАПЫ УРОКА

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

УУД



Предметные

Личностные



1

Мотивационный

(самоопределение) к учебной деятельности

  1. мин.

Введение в тему с помощью эпиграфа


Если бы я захотел читать, еще не зная букв Это было бы бессмыслицей.

Точно так же, если бы я захотел судить

О явлениях природы, не имея никакого

представления о началах вещей, это

было бы такой же бессмыслицей.

М.В. Ломоносов

включённое слушание





дискуссия

  • зачем изучать строение вещества?

-Смыслообразование

(Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

введение в понятие МКТ и

строение вещества

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;


2

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

  1. мин.


Повторение тепловых явлений, формулировка что такое молекулярно-кинетическая теория, история развития представлений о строении вещества ученых древней Греции.

Работа с раздат .листами (базовое задание)


Проверка знаний о молекулах, полученных на физике, химии, биологии ранее в виде

Физического диктанта «Веришь - не веришь»




Приводят примеры тепловых явлений.


Записывают в тетради тему и понятие МКТ.


работа в «мобильных группах» (группа на одно задание)

на 2 варианта. На листочках пишут да или нет.

Потом взаимопроверка по слайду с ответами

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- волевая саморегуляция (Р)

Положения МКТ

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;


3

Выявление места и причины затруднения

  1. мин.

Фронтальная проверка

физического диктанта.

  • Что такое молекула? Из чего состоит молекула? Атом? Сколько атомов у молекулы воды?

  • Объем тела равен сумме объёма молекул?

  • Отличаются ли молекулы воды в супе, компоте?

  • Как «увидеть» молекулы?

Сформулируем основные положения МКТ:

Основные положения МКТ: Все тела состоят из молекул, Молекулы движутся, Молекулы взаимодействуют друг с другом (притягиваются и отталкиваются)


вербализация итогов работы во фронтальной форме









Формулировка основных положений МКТ и запись в тетради положений МКТ и формул




Запись в тетради формул массы, молярной массы, количества вещества

- учебно-познавательный интерес (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Положения МКТ,

масса вещества

-принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению

4

Построение проекта выхода из затруднения

8 мин.

Учитель подводит обучающихся к формулировке индивидуальных целей урока

Объяснение понятий: масса вещества, молярная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, число Авогадро


Постановка проблемного вопроса или проблемного поля


Какие опыты подтверждают положения МКТ, если увидеть молекулы нельзя даже в оптический микроскоп?

Проблемные вопросы:

  1. Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: кто украл золото?

  2. Почему протираются локти пиджаков, изнашивается обувь?

Наблюдение демонстраций - распространение запаха духов, расширение металлического шарика ,окрашивание индикаторной бумаги с помощью нашатырного спирта. Просмотр кинофрагмента (слои атмосферы + броуновское движение)

Постановка индивид.целей урока










Записывают в тетрадь экспериментальные подтверждения положений МКТ из примеров и опытов.


Работа в «мобильных группах» (2-3 чел)



Наблюдают эксперименты и отвечают на вопросы: что наблюдали? Какое положение МКТ подтвердили?

- постановка познавательной цели (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);


Масса вещества, молярная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, число Авогадро, Диффузия, Броуновское движение, расширение тел при нагревании, смачивание

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской деятельности.

  • инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

5

Реализация построенного проекта

5 мин.

Защита проекта

Групповая работа – практическая работа по экспериментальной проверке основных положений МКТ.


Защита задания, проверка


Работа в «мобильных группах» (2-3 чел) Почему? Какое положение МКТ подтвердили? Записывают в тетради




- волевая саморегуляция (Р);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);


- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);


Броуновское движение, диффузия, смачивание, окрашивание, спайка, склеивание, восстановление формы после деформации.


осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению

6

Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

5 мин.

Работа у доски ………..

Проверка во фронтальной форме экспериментальных доказательств положений МКТ.



Индивид. Работа у доски (3-4 чел.)

Анализ работы.

Отчет групп

С записью в тетради экспериментальных доказательств положений МКТ других групп




- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- использование общих приемов решения задач (П);


- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выведение следствий (П);


Диффузия, взаимодействие молекул, промежутки между молекулами, смачивание, окрашивание, склеивание, восстановление формы после деформации

культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира

7

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

5 мин.

Ответить на проблемные вопросы:

-Почему атмосфера не имеет четкой границы

-Почему пластилин легко изменяет свою форму?

  • Почему нельзя соединить 2 куска мела?

-Сколько будет, если к 1л воды добавить 1л спирта?

фронтально.


Демонстрация: Если смешать ½ стакана пшена ½ стакана гороха. Что будет?

Что наблюдали? Почему? Какое положение МКТ подтвердили?

Разобрать 2 ситуации устно по плану: Что наблюдали? Почему? Какое положение МКТ подтвердили? 1.Если яблоко разрезать пополам, а затем соединить, то они не распадутся сразу.

2.Художник смешивает краски на палитре до получения нужного оттенка.

Индивидуально по карточкам:

По 2 ситуации запишите в тетрадь- это задание на дом




Фронтальная работа с записью в тетради

















































индивидуальная работа в тетрадях по карточкам - анализ ситуаций по экспериментальному доказательству положений МКТ

- анализ, сравнение, классификация (П);

- использование общих приемов решения задач (П);

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);

- рефлексия способов и условий действия (П);



Диффузия, взаимодействие молекул, промежутки между молекулами, смачивание, окрашивание, склеивание, восстановление формы после деформации

- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию

8

Рефлексия учебной деятельности, самоанализ, рефлексия чувств и эмоций


комментарии к дифференцированному домашнему заданию

5 мин.

Учитель организовал предметную рефлексию:

Поставить на ступеньке галочку: понял, не понял…


  1. Что вам было на уроке сложно…трудно?

  2. Как вы думаете, почему…..?

Выставление оценок за урок за диктант, за устные ответы , практическую работу

Д/З

Базовый.уровень:. п 56,58,59 Учить понятия по тетради.


Повыш.уровень: Анализ ситуаций по плану. Письменно в тетради


Выс.уровень – работа ЦОР (Выполнить задание в скайсмарт:

https://edu.skysmart.ru/student/dukuketuve),

Ставят галочку на ступеньке






Выполняют задания в соответствии с уровнем сложности


- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- эмпатия (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);


  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности; . готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!