СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Физика и химия: строение вещества"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Физика и химия: строение вещества"»

Предмет, класс

Химия, 7 класс


УМК, автор программы

Габриелян О.С.


Учитель

Лавренина Евгения Сергеевна, учитель химии МОАУ Лицей №5 г. Оренбург


Тема урока,

№ урока в рабочей программе

№ 9 : «Химия и физика (строение вещества)»


Цель урока

формирование понятий «атом», «молекула», «ион»; формирование умений классифицировать вещества молекулярного и немолекулярного строения и приводить примеры веществ каждого типа; доказывать реальность существования молекул явлениями диффузии и броуновского движения, формулировать основные положения атомно-молекулярного учения.



Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные


  • сформировать представление у обучающихся о строении вещества, положениях атомно-молекулярного учения.

  • способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников, устанавливать причинно – следственные связи;

  • развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни


  • воспитывать отношение к химии как к одному из неотъемлемых компонентов естествознания.    

  • способствовать формированию информационной, ценностно-смысловой компетенции учащихся, их личностному совершенствованию.



Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Метапредметные УУД


- ознакомиться с методами изучения химии

- Уметь использовать их при изучении предмета

- Уметь использовать возможности учебника, ИКТ и Интернет-ресурсов для изучения предмета химия.

- Уметь формулировать цель урока, индивидуальные образовательные и развивающие задачи, составлять индивидуальный плана действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные достижения

Познавательные УУД:

- Давать определение понятиям, обобщать понятия; делать выводы.

- Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

- Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.

- Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.

- Использовать знаково-символические средства для пользования учебником.

Регулятивные УУД:

- Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием.

- Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.

- Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

- Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

- Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

- Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью


Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы максимально упростить усвоение учебного материала и максимизировать познавательную активность обучающегося. Для того учителем строго соблюдаются все этапы современного урока, с использованием методических разработок опытных педагогов и творчества самого учителя.





ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)



Учебник – §5

-

Мультимедийный компьютер, выход в интернет


Мотивация деятельности учащихся прослеживается через: отметку, похвалу, актуальность приобретенного знания.

Место урока в системе уроков: урок открытия нового знания

Тип урока – комбинированный урок

Технологии, методы и приемы обучения: беседа, постановка и решение учебных проблем.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Формы организации деятельности учащихся:

  • фронтальная форма (на этапе мотивации, постановки цели и задач урока, на этапе локализации индивидуальных затруднений);

  • индивидуальная (на этапе актуализации и пробного учебного действия, рефлексии).



Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время: 2 мин

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Отмечает отсутствующих

 Ученики приветсвуют учителя, проверяют на столах наличие учебника тетради, письменных принадлежностей

 

Личностные:

- самоорганизация;

Этап проверки домашнего задания

Впемя: 10 мин

Проводит фронтальный опрос на знание химических символов и химических формул


Проводит проверочную работу на знание химических элементов

Отвечают на вопросы учителя


Выполняют проверочную работу

Знание химических элементов, чтение химических формул веществ

Личностные:

- самоорганизация;

Актуализация знания, целеполангание
Время: 5 мин
Этапы: 3

Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся:

предлагает ответить на вопросы:

- Вспомните на первом уроке мы с вами говорили о том, что химия связана с другими естественными предметами. Прочитайте название темы урока, ответьте на вопрос: о чем пойдет речь на уроке?

- Что нового вы ожидаете узнать на уроке?


Дает целевую установку :

предлагает ответить на вопрос:

- Какова цель нашего урока?

Редактирует и озвучивает цель урока

 Дети отвечают на вопросы учителя в ходе фронтального опроса. Вспоминают и анализируют сведения о наблюдениях, экспериментах, задают вопросы, на которые хотят получить ответ


Обучающиеся совместно с учителем формулируют и записывают тему и цель урока в тетради.


Записывают число и тему урока в рабочей тетради

Осуществлять сравнение.


Строить логические рассуждения,

устанавливать межпредметные связи.


Осознанно и произвольно строить речевые высказывания

  Личностные:

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

- Осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни


Регулятивные:

- саморегуляция и самоорганизация


Коммуникативные:

- участие в коллективной работе;


Основная часть
Время: 20
Этапы:2




1. Организует изучение нового материала (первичное усвоение новых знаний) : объясняет новую тему с демонстрацией электронной презентации.


- Ключевым вопросом химии и физики является строение вещества и движение тех частиц, из которых состоят вещества. Как известно, все вещества состоят из мельчайших частиц.


Первоначальные сведения о строении вещества были предложены задолго до нашего существования в эпоху древней античности (слайд 2)


Молекула – это мельчайшая частица вещества, определяющая его свойства.

Из молекул состоят такие вещества, как вода, сахар, уксусная кислота, углекислый газ. (Слайд 4)

-Как вы думаете, молекулы могут состоять из более мелких частиц или это предел материи?


- Верно, молекулы состоят из более мелких частиц – атомов. (слайд 5)


- Большое число веществ состоит из ионов (слайд 6)


- Большинство твёрдых веществ находятся в кристаллическом состоянии. Их частицы расположены таким образом, что если их соединить линиями, то получится геометрическая фигура, так называемая кристаллическая решётка.

Йод – это вещество молекулярного строения. При нормальных условиях йод – это твёрдое вещество. Не путайте, йод, который стоит у вас в аптечке является настойкой, то есть это кристаллы йода, растворённые в этиловом спирте. Формула молекулы йода – I2, то есть в модели кристаллической решётке двойные шарики – это и есть молекулы йода. (слайды 7 - 9)



- Доказательством того, что многие вещества имеют молекулярное строение, может служить явление диффузии. От латинского diffusio означает «распространение», «растекание».

Диффузия – это явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

Явление диффузии можно наблюдать при распылении аэрозоля. Так, например, если распылить освежитель воздуха, то через некоторое время можно почувствовать запах ароматизатора. Это явление объясняется тем, что между молекулами вещества есть промежутки, в которые могут проникать молекулы другого вещества. Явление диффузии можно наблюдать и при растворении сахара в воде (слайд 10-11)


- Такое явление, как диффузия, доказывает, что частицы, из которых состоят вещества, находятся в постоянном движении, так называемое броуновское движение.

Когда английский ботаник Роберт Броун в 1827 году изучал строение пыльцы растений, он заметил, наблюдая в микроскоп, что пылинки, из которых состоит пыльца хаотически передвигаются будто живые. (видео броуновского движения)

Пример диффузии вещества: школьники в классном коридоре

2. Обобщение материала

- То есть различают вещества молекулярного и немолекулярного строения. Вещества молекулярного строения состоят из молекул, а вещества немолекулярного строения состоят из атомов или ионов.

К веществам молекулярного строения относятся: вода, сахар, йод, углекислый газ, уксусная кислота. К веществам немолекулярного строения относятся вещества, которые состоят из атомов. Это: алмаз, кварц, рубин, кремний. К веществам, которые состоят из ионов, относятся: поваренная соль, сода, флюорит, марганцовка (слайд 14)

- Проведем обобщение материал и выполним упражнение (слайд 15)

Изучают материалы презентации.


Отвечают на вопросы учителя


Записывают определения


Осмысливают сущность нового понятия.


Выполняют задание в тетради.


Высказываются своими словами, что такое вещество, его состав.








Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.


Определение стратегии работы с текстом; структурирование знаний, сравнение, классификация.


Строить логические рассуждения; сопоставлять результаты; устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.


Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.


Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах


Осуществлять идентификацию вещества по признакам.

Понимать и усваивать информацию


  Личностные:

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;


Регулятивные:

- умение увидеть несоответствие и предложить способ исправления;

- умение сосредоточиться, анализировать, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность.


Познавательные:

- умение осознанно построить речевое высказывание;

- умение самостоятельно осознанно выполнить задание.


Коммуникативные:

- умение производить анализ;

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение точно выражать свои мысли.





Итог урока

Время: 3 мин

Этапы : 2

- Ребята, вы проделали большую работу. Какое у вас настроение? Какое открытие вы сегодня совершили сами для себя?
А сейчас оцените свою работу на уроке.

Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленных нами целей?


Рефлексия.

  • Оцените, насколько удалось нам достичь поставленной цели.

  • Что было самым сложным на уроке? Почему?

  • Что нового вы узнали?

  • Как вы считаете, где могут пригодиться вам новые знания?


Домашнее задание.


1)§ 5; упр.6 стр. 37.

2)Выучить определения.




Подводят итог работы на уроке


Проводят рефлексию своей деятельности


Задают вопросы учителю по уроку


Записывают домашнее заданиее

- умение обобщать и систематизировать информацию

Личностные:

- адекватное понимание причин успешности /неуспешности учебной деятельности;

- умение установить связь между результатом учебной деятельности и тем, ради чего она осуществлялась.


Регулятивные:

- умение провести самоорганизацию по завершении урока ;

Коммуникативные:

- умение точно выражать свои мысли.


Познавательные:

- умение провести рефлексию деятельности на уроке




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!