СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ФГОС на тему "Аминокислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Аминокислоты"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ФГОС на тему "Аминокислоты"»

Технологическая карта урока «открытия» нового знания 

Учебный предмет: органическая химия

Класс: 10

Авторы УМК: О.С.Габриелян

Тема урока: Аминокислоты 

Тип урока: «открытия» нового знания

Цели урока:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний

Предметная: научиться применять при письме данное орфографическое правило.

Метапредметная: учиться определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Личностная: увеличивать объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развивать способность к самооценке.



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся.


Настраивает учеников на успешную работу.

- Здравствуйте, дети. Я рада видеть ваши лица давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Великий химик столетия Лайнус Полинг сказал:

Нацеленность на успешную работу.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен  посмотреть…)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2)этап актуализации и пробного учебного действия

 Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.

Консультирует. Опрашивает детей.

Мы с вами продолжаем изучение органической химии, каждый урок вы открываете всё новые и новые знания, узнаете что-то интересное и полезное. Ведь мир, который нас окружает такой разнообразный и удивительный благодаря бесконечным химическим явлениям.

- Ребята, с каким классом органических соединений Вы познакомились на предыдущем уроке.

- А где Вы встречаете данный класс органических соединений?





- сейчас Вам необходимо дать химическое название некоторым карбоновым кислотам. (раздаю карточки с заданиями)

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание.

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений






- с классом органических соединений, которые имеют название карбоновые кислоты

- благодаря карбоновым кислотам фрукты имеют кислый вкус, например, представитель данного класса – муравьиная кислота – является средством защиты у многих представителей органического мира (муравьи, крапива, некоторые виды медуз при внешних раздражителях выделяют данную кислоту, которая является ядовитой и жалит)



1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

3) этап выявления места и причины затруднения

 Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявления причин затруднений в деятельности.

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

- Ребята, время вышло, давайте уберем наши карточки в сторону, и скажите, со всеми ли вы справились заданиями или у Вас возникли трудности?


- какие изменения Вы видите в данной формуле в сравнении с другими формулами?

- верно мы с Вами начинаем изучать азотосодержащие органические соединения, а какому классу относиться данное соединение Вы сейчас и попробуете узнать.

Мы состоим из них, они для нас необходимы!  Они участвуют в синтезе мышечного белка, а также оказывают воздействие на различные процессы. Они представляет особенную ценность для активно тренирующихся спортсменов, но также могут быть полезны и всем, кто ведёт активный образ жизни и постоянно выдерживает интенсивные силовые нагрузки. Они очень полезны во время диет с ограничениями в питании.

 1820 г. французский химик Анри Браконно проводил опыты с веществами животного происхождения. В результате длительного нагревания кожи, хрящей и сухожилий с раствором серной кислоты он получил некоторое количество белых кристаллов сладкого вкуса. Это вещество получило название гликокол, оно долгое время считалось «родственником» углеводов, пока в 1838г. голландский химик Г.Мульдер не обнаружил в его составе азот. Спустя ещё 6 лет Э.Хорсфорд установил формулу вещества – C2H5O2N. Это вещество относится к классу азотсодержащих органических соединений, название которых зашифровано в ребусе. От гадая ребус, вы узнаете и название, и тему уроку.

- Итак, какое слово зашифровано и соответственно какая тема урока?

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель.

- нет, у нас вызвало за труднее выполнение четвертого задания, так как мы раннее не встречали данную формулу и не изучали данный класс органических соединений.

- появляется атом азота.



















- АМИНОКИСЛОТЫ

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

4) этап построения проекта выхода из затруднения

Самостоятельная коррекция знаний.

- каждый из Вас я уверена хочет что-то определенное узнать об этих удивительных соединениях.



- для того, чтобы каждый из Вас смог решить поставленную перед собой задачу, предлагаю совместно выстроить план действий на уроке.

1. Научиться давать названия данному классу соединений по номенклатуре ЮПАК

2. Рассмотреть физические свойства

3.Рассмотреть химические свойства

4. Рассмотреть применение и биологическое значение аминокислот

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач.

1) Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

5) этап реализации построенного проекта

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1. учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема).

2. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...)

3. учащиеся формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Консультирует.

- обратитесь к параграфу учебника 17 на стр. 122 -123 и рассмотрите каким образом давать названия аминокислотам и выполните 4 задание в карточке, которое у вас вызвало затруднение раннее.

- Наш организм - очень сложная система, которая работает даже в состоянии покоя. Для нормальной жизнедеятельности человека необходима 21 аминокислота.  Организм способен самостоятельно синтезировать   12 кислот, а 9-не синтезируется. Как можно получить эти важные аминокислоты?

- Теперь перейдем к изучению свойств этих жизненно важных соединений. Какими же физическими свойствами обладают аминокислоты? Ответ Вы можете найти на стр.124 учебника.


- посмотрите на структурную формулу аминокислоты и ответьте на вопросы, в помощь Вам стр. 122 учебника.

- Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?


- Какими свойствами обладает аминогруппа?


- Какими свойствами обладает карбоксильная группа?


- Какими свойствами будет обладать вещество, сочетающее в себе эти противоположные по свойствам функциональные группы?
- Какие амфотерные неорганические соединения вы знаете?

- Давайте подтвердим амфотерные свойства аминокислот экспериментальным путем. Предлагаю объединиться в группы по 7 человек, пройти за столы, одеть халаты и приступить к изучению химических свойств аминокислот. В группе вам необходимо выбрать спикера, который затем нам расскажет о проведенном вами опыте и сделает соответствующий вывод о химических свойствах аминокислот. На столах у каждой группы имеется маршрутный лист и лист с таблицей, в которую необходимо занести свои наблюдения.

- на следующем этапе я вам предлагаю поработать в парах и используя стр. 127 учебника назвать области применения аминокислот, а также выяснить в чем биологическое значение аминокислот


Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения.




- Аминокислоты, которые не синтезируются можно получить только с продуктами питания. Только при этом питание должно быть правильным. Именно правильное питание необходимо для хорошей работы организма.


- Физические свойства: бесцветные кристаллические вещества с температурами плавления 150 - 250oС, хорошо растворимы в воде (лучше, чем в органических растворителях), многие – сладкие.



- карбоксильная группа, аминогруппа.

- аминогруппа определяет основные свойства аминокислот.

- карбоксильная группа определяет кислотные свойства.

- амфотерными свойствами


- соединения алюминия, цинка

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

 

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.  Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3. Организовать фиксацию нового действия в знаках.

4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.

5. Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи

( в парах или группах, фронтально)

Помогает, советует, консультирует

- поработаем самостоятельно и выполним задание «Лови ошибку»

Аминокислоты – это жизненно необходимые неорганические соединения. В состав их формул входит три функциональные группы. Аминогруппа отвечает за кислотные свойства. Карбоксильная группа за основные свойства. Тем самым данная группа органических соединений проявляет амфотерные свойства. При действии на глицин индикаторами можно с уверенностью сказать, что аминокислоты проявляют нейтральную среду. Аминокислоты входят в состав белков тем самым имея огромное биологическое значение.

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

 

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

Консультирует.

1) Назовите вещество:


2) Составьте формулу 3 – аминопропановой кислоты


3) С какими из перечисленных веществ не реагирует аминокислота:
а) HCl б) NaOH в) Na г) CH4


4) Как называется способность вещества проявлять кислотные и основные свойства?

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону.

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

8) этап включения в систему знаний и повторения.

Информация о домашнем задании.

1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Консультирует, направляет

Домашнее задание

§17 – пересказ, упр. 1-3 устно, упр.

4 пис – но (формула аланина)

Дополнительно (по желанию) – упр. 5

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке

1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками.

Разъясняет, предлагает задания на выбор.


У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

1) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

 

Консультирует, обосновывает оценки.

Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников).

 

 

Благодарит учеников за урок.

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке.

 





1 группа

2 группа

3 группа

Взаимодействие аминоуксусной кислоты с неорганическими кислотами

Взаимодействие аминоуксусной кислоты со щелочами

Испытание раствора аминокислоты индикатором

На предметное стекло поместите  1-3 капли соляной кислоты и метилоранжа до изменения окраски. Затем добавляйте по каплям раствор глицина до изменения цвета реакционной смеси

На предметное стекло поместите  1-3 капли гидроксида натрия и фенолфталеина до изменения окраски. Затем добавляйте по каплям раствор глицина до изменения окраски реакционной смеси

На предметное стекло поместите 1-3 капли раствора глицина и добавьте метилоранж до изменения окраски

Объясните происходящие изменения. Сделайте вывод

Почему произошло обесцвечивание раствора?

Что наблюдаете?



1) Реакции с растворами кислот:

NH2CH2COOH + HCl == (NH3CH2COOH)Cl

2) Реакции с растворами щелочей:

NH2CH2COOH + NaOH === NH2CH2COONa + H2O (аминоацетат натрия)



Аминокислоты - амфотерные органические вещества. В водных растворах большинства аминокислот среда слабокислотная.



Аминокислоты – это жизненно необходимые неорганические соединения. В состав их формул входит три функциональные группы. Аминогруппа отвечает за кислотные свойства. Карбоксильная группа за основные свойства. Тем самым данная группа органических соединений проявляет амфотерные свойства. При действии на глицин индикаторами можно с уверенностью сказать, что аминокислоты проявляют нейтральную среду. Аминокислоты входят в состав белков тем самым имея огромное биологическое значение.

Аминокислоты – это жизненно необходимые неорганические соединения. В состав их формул входит три функциональные группы. Аминогруппа отвечает за кислотные свойства. Карбоксильная группа за основные свойства. Тем самым данная группа органических соединений проявляет амфотерные свойства. При действии на глицин индикаторами можно с уверенностью сказать, что аминокислоты проявляют нейтральную среду. Аминокислоты входят в состав белков тем самым имея огромное биологическое значение.

Аминокислоты – это жизненно необходимые неорганические соединения. В состав их формул входит три функциональные группы. Аминогруппа отвечает за кислотные свойства. Карбоксильная группа за основные свойства. Тем самым данная группа органических соединений проявляет амфотерные свойства. При действии на глицин индикаторами можно с уверенностью сказать, что аминокислоты проявляют нейтральную среду. Аминокислоты входят в состав белков тем самым имея огромное биологическое значение.

Аминокислоты – это жизненно необходимые неорганические соединения. В состав их формул входит три функциональные группы. Аминогруппа отвечает за кислотные свойства. Карбоксильная группа за основные свойства. Тем самым данная группа органических соединений проявляет амфотерные свойства. При действии на глицин индикаторами можно с уверенностью сказать, что аминокислоты проявляют нейтральную среду. Аминокислоты входят в состав белков тем самым имея огромное биологическое значение.

Аминокислоты – это жизненно необходимые неорганические соединения. В состав их формул входит три функциональные группы. Аминогруппа отвечает за кислотные свойства. Карбоксильная группа за основные свойства. Тем самым данная группа органических соединений проявляет амфотерные свойства. При действии на глицин индикаторами можно с уверенностью сказать, что аминокислоты проявляют нейтральную среду. Аминокислоты входят в состав белков тем самым имея огромное биологическое значение.

Аминокислоты – это жизненно необходимые неорганические соединения. В состав их формул входит три функциональные группы. Аминогруппа отвечает за кислотные свойства. Карбоксильная группа за основные свойства. Тем самым данная группа органических соединений проявляет амфотерные свойства. При действии на глицин индикаторами можно с уверенностью сказать, что аминокислоты проявляют нейтральную среду. Аминокислоты входят в состав белков тем самым имея огромное биологическое значение.

Аминокислоты – это жизненно необходимые неорганические соединения. В состав их формул входит три функциональные группы. Аминогруппа отвечает за кислотные свойства. Карбоксильная группа за основные свойства. Тем самым данная группа органических соединений проявляет амфотерные свойства. При действии на глицин индикаторами можно с уверенностью сказать, что аминокислоты проявляют нейтральную среду. Аминокислоты входят в состав белков тем самым имея огромное биологическое значение.

Аминокислоты – это жизненно необходимые неорганические соединения. В состав их формул входит три функциональные группы. Аминогруппа отвечает за кислотные свойства. Карбоксильная группа за основные свойства. Тем самым данная группа органических соединений проявляет амфотерные свойства. При действии на глицин индикаторами можно с уверенностью сказать, что аминокислоты проявляют нейтральную среду. Аминокислоты входят в состав белков тем самым имея огромное биологическое значение.

Аминокислоты – это жизненно необходимые неорганические соединения. В состав их формул входит три функциональные группы. Аминогруппа отвечает за кислотные свойства. Карбоксильная группа за основные свойства. Тем самым данная группа органических соединений проявляет амфотерные свойства. При действии на глицин индикаторами можно с уверенностью сказать, что аминокислоты проявляют нейтральную среду. Аминокислоты входят в состав белков тем самым имея огромное биологическое значение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!