СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Движение по окружности"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Движение по окружности"»

Технологическая карта урока


Ф.И.О педагога Шумова Елена Викторовна Должность учитель физики

Полное название ОО (с указанием муниципального образования) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Предмет Физика Класс: 9 Учебник (УМК, программа): А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник «Физика-9», Программа «Школа России».

Тема урока: «Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью» Тип урока: «Открытия» нового знания

Оборудование: ноутбук, видеопроектор, таймер, измерительная лента.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Учащиеся владеют:

регулятивными УУД:

– преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями (2 уровень);

познавательными УУД:

– определять способы решения проблем под руководством учителя (2 уровень);

– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя (2 уровень);

– формулировать новые знания совместными групповыми усилиями (2 уровень);

коммуникативными УУД:

– участвовать в коллективном обсуждении проблем (2 уровень );

личностными УУД:

– проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу ( 2 уровень).



Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Формулировать понятие линейной скорости, центростремительного ускорения, центростремительной силы, угловой скорости, периода и частоты.

Решать задачи на определение линейной скорости, центростремительного ускорения, центростремительной силы, угловой скорости, периода и частоты.

1 уровень - распознавать, адекватно употреблять в речи новые термины

2 уровень - воспроизведение

Регулятивные

Планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления, осуществляют контроль и оценку своих действий.

2 уровень – выполнение задания совместно с другими учащимися

Познавательные

Проводить наблюдения, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку.

2 уровень - совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

Коммуникативные

Обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

2 уровень – совместные (групповые) действия

Личностные

Осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов


Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Время 10

вызвать познавательный интерес к проблеме;

организовать самостоятельное формулирование проблемы


Создание проблемной ситуации

Фронтальная

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Вопросы для учащихся:

  1. Какое движение называется равномерным?




  1. Какие виды движения мы уже изучили?



  1. Какая физическая величина называется ускорением?





  1. Что называют траекторией движения тела?

  2. Что изображено на следующих фотографиях?

(слайд 1)

(слайд 2)



Создание проблемной ситуации.

На какие участки можно разбить траекторию криволинейного движения?

Побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения.



(слайд 3,4,5)

Какова траектория движения мухи?

Движение по окружности –это частный случай криволинейного движения.


Актуальность темы.

Приведите примеры движения тел по окружности


(Демонстрация слайдов 8-10).


Постановка экспериментальной задачи.

Постановка целей урока.

Совместно с учащимися










Тема урока формулируется совместно с учащимися

1. Воспроизводят в устной форме известные сведения.

Ответы учащихся:

  1. Движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит равные пути, называется равномерным.

  2. Мы изучили прямолинейное равномерное и прямолинейное равнопеременное движение.

  3. Ускорение - это физическая величина равная отношению изменения скорости к промежутку времени за который это изменение произошло.

  4. Траектория - это линия, по которой двигается тело.

  5. На фотографиях изображены прямолинейные и криволинейные траектории движения.












Возможные варианты ответов:

траекторию можно разбить на прямолинейные участки ,на дуги окружностей различных радиусов и рассмотреть каждый участок отдельно























Ответ: Траектория движения мухи- окружность.














Примеры:

  1. Движение планет вокруг солнца.

  2. Движение стрелок часов.

  3. Аттракционы, карусели.

  4. Кольцевое движение автомобилей.








Анализирую условие экспериментальной задачи. Приходят к выводу, что для решения данной задачи не хватает знаний. Необходимо познакомиться с понятиями линейной скорости, угловой скорости, центростремительного ускорения, центростремительной силы, угловой скорости, периода и частоты.


Цели:

1. Изучить равномерное движение тела по окружности.

2.Познакомиться с физическими величинами, которые описывают движение тела по окружности.

3. Выяснить связь между этими физическими величинами.


Формулировка темы урока

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Познавательные УУД.

Воспроизводить знания в устной форме.

Коммуникативные УУД.

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД.

Проявлять интерес к новому.

Регулятивные действия

Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно


Ориентировочный этап

Время 10



Фронтальная

Демонстрация видеоролика «Движение по окружности»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3ac1cb41-a42c-4fd6-8a39-2f758e49dfc3/110057/

(слайд 15)

Как направлен вектор скорости при движении по окружности?


Определение направления вектора ускорения

(слайд 16)

Найдём, куда направлен вектор изменения мгновенной скорости в двух произвольных точках траектории А и В. Изобразим в каждой из них вектор мгновенной скорости. Пользуясь «правилом треугольника» для нахождения разности двух векторов, построим и выделим красным цветом вектор изменения мгновенной скорости. Построение при t – 0 показывает, что при равномерном движении по окружности вектор изменения мгновенной скорости, оставаясь постоянным по модулю, в любой точке траектории направлен к центру окружности. То есть существует так называемое центростремительное ускорение:

Изменяется ли вектор скорости?







Куда направлен вектор ускорения?


Демонстрация видеоролика «Центростремительное ускорение»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3ac1cb41-a42c-4fd6-8a39-2f758e49dfc3/110057/

(слайд 17)



От чего зависти центростремительное ускорение?

Вывод: Вектор скорости направлен по касательной к окружности.






















































Ответ: Скорость векторная величина, которая зависит от модуля и направления. По модулю вектор не меняется, но меняется направление вектора скорости. Вектор скорости изменяется, т. к. меняется направление вектора.

Ответ: Вектор ускорения направлен к центру окружности.




















Ответ: центростремительное ускорение прямо пропорционально квадрату скорости и обратно пропорционально радиусу окружности.

Познавательные УУД.

Воспроизводить знания в устной форме.

Личностные УУД.

Проявлять интерес к новому.

Поисково-исследовательский этап

Время 15 мин

Поиск необходимой информации

организовать поиск решения экспериментальной задачи.


Исследование

групповая

1.Организует самостоятельную работу по карточкам в группах.

Поиск необходимой информации для решения исследовательской задачи из текста учебника и дополнительной теории. Предлагает учащимся заполнить таблицу.

(слайд 20)

2.Организует коллективную проверку выполнения задания.

(слайды 21-26)


Физкультминутка для глаз

(слайд 27)



Предлагает вернуться к экспериментальной задаче, которая была в начале урока.

1.Выдает необходимое оборудование

2. Напоминает обучающимся

о правилах работы в группе.

3.Наблюдает и координирует самостоятельные действия учащихся.









Подведение итогов поисково -исследовательского этапа

Вопросы:

  1. Как направлена линейная скорость при движении по окружности?




  1. Как направлено центростремительное ускорение?

3. Чему равен угол между векторами линейной скорости и ускорения при движении по окружности?

Каждая группа озвучивают понятие одной физической величины для всего класса. Заполнение таблицы.






Самопроверка заполнения таблицы.



Выполняют гимнастику для глаз.







1.Слушают, уясняют поставленную задачу.

2.Выполняют необходимые измерения.

3.Выполняют необходимые вычисления, заполняют таблицу.

4.Озвучивают полученный результат.

5. Самоконтроль в форме сличения с эталоном, коррекция в случае несоответствия с эталоном, оценка-осознание качества и уровня усвоения.





Ответы:

1.Линейная скорость при движении по окружности направлена перпендикулярно радиусу, по касательной к окружности в любой точке траектории.

2. Центростремительное ускорение направлено к центру окружности.

3.Угол между векторами линейной скорости и центростремительного ускорения равен 900.


Предметные УУД.

Формулировать определения нового физического понятия.

Познавательные УУД.

Проводить исследования, обобщать полученные данные, делать выводы.

Коммуникативные УУД.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Регулятивные УУД.

самоконтроль в форме сличения с эталоном, коррекция в случае несоответствия с эталоном, оценка-осознание качества и уровня усвоения.

Практический этап

Время 5 мин

обеспечить применение полученных знаний

Тест

Парная

1.Выполнить тест.

2. Наблюдает и координирует самостоятельные действия учащихся.


(слайды 33-35)

1. Выполняют тест.

2.Осуществляют взаимопроверку выполнения теста.

3.Оценивают свою деятельность.

Предметные УУД.

Воспроизводить знания в письменной форме.

Коммуникативные УУД.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Регулятивные УУД.

оценивание работы по заданным критериям.



Рефлексивно-оценочный этап

Время 5 мин

осмысление процесса и результата деятельности

Беседа

фронтальная

Задает рефлексивные вопросы

(слайд 36)



Домашнее задание

(слады 37-38)

1.Отвечают на вопросы учителя.

2.Оценивают свою деятельность на уроке.


3. Записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании демонстрировать понимание изученного материала

Регулятивные УУД:

оценить степень достижения цели.


Дата: 23 ноября 2015 Подпись педагога:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!