Технологическая карта урока
ФИО учителя: Ефимова Л.В.
Класс: 9 а
Дата: 15 января 2019 г.
Предмет: биология
Тема урока: Движение крови по сосудам. Артериальное давление.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели освоения учебного материала:
Учебные:
Знание основных понятий темы – причины движения крови по сосудам – разница давлений в начале и конце кругов кровообращения; знание терминов: пульс; артериальное давление; верхнее, нижнее, систолическое, диастолическое; пульсовое; гипертония, гипотония; тонометр; артерии, вены, капилляры.
Понимание физической основы причин движения крови по кровеносной системе; разной скорости движения крови по сосудам разного типа; способа измерения артериального давления.
Применение знаний для умения объяснить причину движения крови в организме; умения определить пульс и АД с помощью тонометра и оценить состояние своего организма на этой основе.
Оценка состояния своего здоровья и здоровья близких по значению пульса и АД.
Развивающие: создать условия для совершенствования мыслительных операций; вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры, умения выделять главное, читать схемы и графики.
Воспитательные: пробудить любознательность и возникновение чувства гордости за своих соотечественников, положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию путем создания на уроке ситуаций занимательности, побудить обучающихся к активности, способствовать воспитанию ответственного отношения к своему здоровью и здоровью родных и близких.
Планируемые результаты:
Личностные: будут формироваться целостное, научное мировоззрение, коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со взрослыми в процессе образовательной деятельности; понятие о ценности здорового образа жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Предметные: обучающиеся научатся: раскрывать причины непрерывного движения крови по сосудам, познакомятся с основными особенностями движения крови и лимфы в организме, научатся измерять свое артериальное давление и свой пульс в разных состояниях. Будут формироваться умение формулировать гипотезы, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; представлять научно обоснованные аргументы, основанные на межпредметном анализе учебных задач; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; продолжат формироваться систематизированные представления о биологических процессах и явлениях; овладение понятийным аппаратом биологии;
3. Метапредметные: Будут формироваться умение формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки; умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, дедуктивное умозаключение и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; владение устной и монологической контекстной речью.
Межпредметные связи с физикой: Основные базовые понятия для взаимосвязи: энергия; работа; давление; измерение давления; единицы (мм рт. ст., паскаль); разность давлений; колебания; скорость течения жидкости; зависимость скорости течения от диаметра сосуда; трение; вязкость жидкости.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная (беседа, обсуждение, сравнение)
Ресурсы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point по теме урока, механический тонометр, фонендоскоп, электрический тонометр
Технология изучения указанной темы: использование словесных (беседа, диалог, полилог), наглядных (работа с рисунками, схемами), практических методов обучения (лабораторная работа, моделирование) и дедуктивных методов обучения (анализ, применение знаний, обобщение).
Структура урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя, знакомство. Обеспечение обучающихся бланками для записи основных элементов урока. | Подготовка класса к работе |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Обеспечивает целевую установку к деятельности, а также актуализирует знания и умения обучающихся, необходимых для предстоящей работы, выявляет уровень знаний, определяет границы незнания с помощью вопросов: Какие функции выполняет кровь? Что является необходимым условием выполнения кровью ее функций? (движение) Что вы знаете о движении крови, о кругах кровообращения? (слайд №1) Что вы знаете о работе сердца? | Отвечают на вопросы, используя имеющуюся базу знаний |
3. Постановка учебной задачи | Создание проблемной ситуации с акцентированием практического значения получения знаний. Задает вопросы, побуждая обучающихся сформулировать учебную задачу и тему урока: Что является основной причиной движения крови в кровеносной системе? (работа сердца – сердце работает как насос, выталкивая кровь) Кровь по вязкости – как вода, или нет? (предлагает проделать опыт со шприцами, в одном из которых вода, в другом – крахмальный клейстер) (нет, кровь более вязкая, ее труднее выталкивать) Теперь рассмотрим схему строения кровеносной системы и дадим определения кровеносных сосудов (дают опр.) – сл.№5 Где здесь должно располагаться сердце? На сл.№6 – модель кровеносной системы. Представим, как она работает. Попробуйте это описать, пользуясь определениями артерий и вен. Почему же кровь течет по сосудам? Какие физические законы заставляют ее двигаться? Предлагает детям записывать в розданные бланки самые главные, по их мнению, положения, прозвучавшие на уроке, с тем, чтобы в конце урока проанализировать их. | Ставят цели, формулируют тему урока, отвечая на вопросы учителя; Записывают определения артерий и вен. Описывают работу кровеносной системы, пользуясь визуальной моделью. Приходят к формулировке УЗ и темы урока – причины движения крови в организме. Записывают тему урока. Записывают основные термины, пользуясь бланками Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой. |
4.Сообщение нового материала (индуктивный, проблемно-поисковый метод обучения; практический метод обучения) | Излагает вначале факты, демонстрирует опыты, наглядные пособия, постепенно подводя обучающихся к обобщениям, определению понятий, формулированию законов. Проводит эвристическую поисковую беседу с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих обучающихся к усвоению системы фактов и нового понятия. В ходе применения метода беседы использует приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений обучающихся, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы. Организует постановку и проведение демонстрационного эксперимента. Организует фиксирование основных положений в виде записей в заранее подготовленных таблицах. Кровяное давление Примерный ход эвристической беседы: Какие выводы можно сделать из этого очень простого опыта (с двумя шариками? Давайте попробуем описать график распределения давления в сердечно-сосудистой системе в соответствии с работой сердца. Сокращение – систола, расслабление – диастола (сл.№9) На этих слайдах мы видим конкретные цифры АД. А как это узнали? Как можно измерить АД? (сл.№10). Можем мы ответить на этот вопрос? Где можно измерить АД? (в артериях; на плечевой артерии) Что изображено на этом слайде, как вы думаете? (впервые проведенное измерение АД у лошади). Можно ли этот способ применить на практике для людей? Рассказывает о способе измерения АД по методу Рива-Роччи Рассказывает о русском враче Н.С. Короткове Мне измерили давление. Как врач это делает? (демонстрация видеофрагмента со сл.№16) Что означает значение 110/70? Что такое верхнее и нижнее давление? Теперь давайте попробуем понять о объяснить сущность этого метода (сл.№17) Нам часто приходится измерять АД, особенно важно это для взрослых людей. Почему? (говорит о важности мониторинга АД) Знаете ли вы, как правильно измерять АД? (раздает детям распечатки выписки о правильном измерении АД из приказа Минздрава РФ). Каким должно быть нормальное АД в вашем возрасте? (сл.№19) | Просматривают ЭОР. Участвуют в беседе, с помощью учителя решают поставленную УЗ, выполняют опыты, проводят самонаблюдения; заполняют таблицу, делают выводы на основе наблюдений и беседы. При достаточной подготовленности обучающихся в ходе беседы они под руководством учителя сами отыскивают возможные ответы на проблему урока. Наблюдают, осуществляют анализ объектов, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи |
5.Закрепление изученного материала | Предлагает выполнить лабораторную работу №1 по определению АД. Рассчитывают по формуле АД, затем с помощью тонометра измеряют АД 1-2 ребятам и сравнивают результаты. | Выполняют ЛР и на ее основе делают выводы о состоянии своего здоровья на данный момент |
6. Выводы по уроку. | Общие выводы 1. В организме человека кровь движется в соответствии с физическими законами гидродинамики 2. Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем, и сопротивления, создаваемого стенками сосудов в связи с силами трения. 3. Давление крови зависит от ряда факторов, например, от количества циркулирующей крови, работы сердца и является одним из важных показателей состояния сердца и кровеносных сосудов. | Самостоятельно делают выводы о том, что было самым главным в рассмотренном материале и записывают их в бланк. |
7. Рефлексия деятельности | Задает вопросы Что нового вы узнали на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Как вы думаете, этим материалом вопрос о движении крови в организме исчерпан? О чем еще мы не упомянули сегодня? Предлагает детям прочитать те положения, которые они записали на бланках, и обсудить их. Вопрос о движении крови очень многозначен, разговор будет продолжен на следующих уроках. Вы более подробно разберёте проблемы гигиены органов сердечно-сосудистой системы и её влияние на здоровье человека в целом. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами Приходят к пониманию, что знают еще совсем немного о работе сердечно-сосудистой системы и (надеюсь) «загораются» желанием узнать больше. |
Домашнее задание | Вопрос: Какое же домашнее задание мы себе зададим? – обсуждение того, что же ребята должны сделать дома. | Думают о д/з |
Содержательная часть
Движение крови подчиняется законам гидродинамики, хотя в организме эти законы приобретают новое, более сложное содержание. Движение крови по сосудам изучает наука гемодинамика
Давление крови
Как объяснить тот факт, что кровь течет в сосудах даже снизу вверх (по венам ног к сердцу), преодолевая силу тяжести? Какая физическая (гидродинамическая) причина заставляет кровь течь в кровеносных сосудах беспрерывно и даже снизу вверх?
Основной причиной движения крови является работа сердца, благодаря которой в артериях создается давление.
Сердце сокращается и выбрасывает кровь в артерии. Чем дальше движется кровь, тем ниже и ниже становится давление. Сопротивление току крови, следовательно, и падение давления на различных участках сосудистой системы весьма различны. Оно зависит от общего просвета и числа сосудов в разветвлении. Наибольшее падение давления крови — не менее 50% от начального давления — происходит в артериолах. Число артериол в сотни раз больше числа крупных артерий при сравнительно небольшом увеличении общего просвета сосудов. Поэтому потери давления от пристеночного трения в них весьма велики. Общее число капилляров еще больше, однако длина их настолько мала, что падение давления крови в них хотя и существенно, но меньше, чем в артериолах.
В сети венозных сосудов, площадь сечения которых в среднем в два раза больше площади сечения соответствующих артерий, скорость течения крови невысока и падения давления незначительны. В крупных венах около сердца давление становится на несколько миллиметров ртутного столба ниже атмосферного. Кровь в этих условиях движется под влиянием присасывающего действия грудной клетки при вдохе.
При сокращении сердечной мышцы давление крови в левом желудочке доходит до 140-150 мм рт. ст. Под таким давлением кровь поступает в аорту, где давление ее уже несколько ниже 130—140 мм рт.ст. В артериях оно составляет 120-130 мм рт.ст. При движении крови по сосудам ее давление постепенно уменьшается. Особенно резко давление падает в мелких артериях - до 60-70 мм рт. ст., а в капиллярах—до 30-40 мм рт. столба. В мелких венах давление 5-10 мм рт. ст., а в крупных венах оно может бьгть даже отрицательным (ниже атмосферного почти на 5 мм). В венах, которые впадают в сердце, оно становится наименьшим.
Разность давления в артериях и венах и является основной причиной непрерывного движения крови по сосудам. Кровь перемещается к месту наименьшего давления.
Величина артериального кровяного давления — показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца.
За счет разницы давления крови в сосудах, последняя устремляется в область более низкого давления, т. е. течет от артерий к венам.
Артериальное давление является одним из важнейших показателей гемодинамики.
Свяжем величину давления крови с работой сердца. -После сокращения желудочков, когда кровь поступила в аорту и артерии и полулунные клапаны закрылись, давление достигает наибольшей величины. Такое давление называют верхним, или систолическим давлением. Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины. Это давление называют нижним, или диастолическим.
Существует также такое понятие как пульсовое давление крови, равное разности систолического и диастолического давления, составляющее в большом круге кровообращения примерно 40 мм рт. ст.
Движение крови по сосудам, особенно распределение ее между различными частями самой сосудистой системы, зависит не только от работы сердца, но и от общего просвета сосудов, обусловленного тонусом сосудистых стенок. В эластичных стенках сосуда имеются гладкие мышечные волокна, от степени сокращения которых зависит просвет сосуда. Имеют значение также общее количество циркулирующей крови, ее вязкость и т. п. Все эти факторы находятся под регулирующим влиянием центральной нервной системы. Таким образом, физиологические факторы, накладываясь на физические закономерности, регулируют кровообращение в различных частях организма.
В норме сосудистая система замкнута и не имеет сообщения с атмосферой. Сосуды располагаются в различных направлениях, причем артериальные и венозные сосуды, по которым кровь движется в противоположных направлениях, большей частью параллельны.
Эти сосуды сообщаются между собой через капилляры, поэтому в первом приближении можно считать, что гидростатическое давление крови в них, как в сообщающихся сосудах, взаимно уравновешивается, и в качестве модели можно рассматривать систему горизонтальных трубок.
Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. От 16 до 50 лет давление равно 110-126 мм рт.ст. К 60 годам оно повышается до 135-140 ммрт.ст. Если кровяное давление поднимается выше 150 мм рт.ст., это уже заболевание — гипертония, если же давление ниже 110 мм рт.ст. — это гипотония.
Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше этого возраста приходится применять другую формулу.)
АД верхнее = 1,7 х возраст + 83.
АД нижнее = 1,6 х возраст + 42.
Число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями с каждым годом увеличивается, и болезни органов кровообращения занимают 2 место, после болезней органов дыхания. Правила здорового образа жизни: физическая активность; рациональное питание; положительные эмоции; отсутствие вредных привычек.
Примечания
У млекопитающих количество крови, поступающее в желудочки при сокращении предсердий, гораздо меньше, чем тот объем, который выбрасывается в артерии при сокращении желудочков. Значит, наполнение желудочков идет главным образом под действием венозного давления; кровь течет из вен непосредственно в желудочки через предсердия. Сокращения же предсердий лишь завершают уже практически закончившееся наполнение желудочка.
Каждый из желудочков выбрасывает один и тот же объем крови, однако давление в легочных артериях гораздо ниже, чем в системных, и поэтому внешняя работа правого желудочка значительно меньше, чем левого.
Если же давление в артериях повышается, то для того, чтобы ударный объем оставался прежним, должно возрасти внутрижелудочковое давление, а, следовательно, и внешняя работа сердца. Это означает, что при высоком кровяном давлении от сердца требуются большие энергозатраты.
Далеко не вся энергия, затрачиваемая сердцем, идет на изменение давления и объема крови. Часть ее расходуется на преодоление сил трения в миокарде, и очень большая часть рассеивается в виде тепла.
У птиц и млекопитающих давление в малом круге значительно меньше, чем в большом, т.к. у них параллельно работают две пары последовательно соединенных сердечных камер.
Преимущество высокого КД заключается в том, что оно обеспечивает большую скорость протекания крови по капиллярам и дает возможность быстро менять расход крови в микроциркуляторном русле. В то же время при высоком трансмуральном давлении увеличивается фильтрация жидкости через стенки капилляров, и возникает необходимость в обширной дренирующей лимфатической системе.
В легких млекопитающих достаточный кровоток через капилляры поддерживается при ср.низком перфузионном давлении, тем самым снижается необходимость в лимфатическом дренировании, и предотвращается образование большого количества внеклеточной жидкости.
Лабораторная работа
Тема. Измерение артериального давления
Цель: отработать методику измерения артериального давления.
Ход работы.
1. Вычислите артериальное давление по формуле:
АД сист = 1,7 х возраст + 83
АД диаст = 1,6 х возраст + 42
Измерьте своё артериальное давление с помощью тонометра. Верхнее число на дисплее тонометра обозначает систолическое (верхнее) давление. Нижнее число соответствует диастолическому (нижнему) давлению.
Запишите полученный результат.
3.Сравните полученные в эксперименте данные с расчётными.
- Сделайте вывод о состоянии своего артериального давления.
5