формировать у учащихся представление о дробных числительных, их составных частях и склонении;
учить применять дробные числительные в речи; повторить дробные числа (из раздела математики «Рациональные числа») и решение задач с дробями.
способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания, смекалки;
закреплять умения правильного употребления числительных в речи и решения задач с дробями;
развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;
развивать умение анализировать предложенный учебный материал, сопоставлять знания из области математики и русского языка; приводить примеры;
воспитание уважительного отношения к чужому мнению; закаливание волевых черт характера, направленных на достижение результатов в учебе.
Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации;
Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть признаки количественных числительных; вспомнить дробные и натуральные числа; закрепить действия с дробями; знать правописание дробных числительных;
Воспитывающая - воспитание любви и уважения к русскому языку, математике, воспитание волевых качеств у учащихся на примере персонажа мультфильма «В стране невыученных уроков».
Тема урока | Дробные числа. Дробные имена числительные |
Цель | Сравнить дробные числа и дробные имена числительные; знать правописание числительных; уметь считать дроби |
Задачи Предметные УУД | дать представление о количественных (дробных) числительных, их склонении, сопоставить их с дробными числами; пробудить интерес к русскому языку и математике; научить склонять дробные числительные. |
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; стремление к речевому совершенствованию и умению решать задачи с дробями. Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителей, формулирование темы урока; принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач с дробями, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Основные понятия | Количественные дробные числительные, склонение числительных; дробные, натуральные и рациональные числа, числитель, знаменатель. |
Ресурсы и оборудование | Учебники русского языка и математики, компьютер, телевизор, презентация к уроку, видео урок от «Инфоурока» «Дробные числительные», фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков» |
Организация пространства | Индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа. |
Этапы урока, цель этапа, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД |
Организационный. Мотивационный Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Мотивирующий приём: стихотворение вступительное слово учителя (3 мин.) | Проверяем готовность к уроку, приветствуем учащихся. Желаем хорошего настроения всем.
Зоре Ходжаевна читает стихотворение с 1слайда презентации Вступительное слово учителя математики о том, почему сегодня на уроке математика в гостях у русского языка. | Подготовка к работе на уроке.
Отвечают на вопросы, | Самопроверка готовности к уроку
Пытаются понять, почему два учителя ведут урок. | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности Личностные: всплеск интереса к теме урока |
2. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока (5 мин.) | Елена Борисовна: Каким было домашнее задание? Проверка упр.403. Какие это числительные (разряд по значению)? Вопросы по кластеру о количественных именах числительных (кластер с вопросами на презентации). Подводит детей к формулировке темы урока. Запись темы урока ( на месте знака вопроса) Каковы цели нашего урока? А задачи? | Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Читают по одному предложению из домашнего задания. Отвечают на вопросы учителя русского языка. Составляют кластер о количественных числительных с помощью учителя. Записывают схему-кластер в тетрадь. После - и тему урока. | Вспоминают разряды числительных, составляют кластер после записи даты и вида работы. Составляют кластер. Корректируют ответы друг друга. Формулируют тему урока сами. Называют цели и задачи урока. | Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение |
3. Актуализация и оптимизация знаний. Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания» (15 мин.) | Зоре Ходжаевна: Закрепим действия с дробями. Для этого решим задачу Пифагора (высвечивается на презентации). Елена Борисовна: Какой ответ получился? Полтора. Сколько это? Какое это числительное (разряд)? Как же склоняются такие числительные? Посмотрим и послушаем видео урок, сравним и запишем то, чего нет в учебнике. | Решают задачу Пифагора в тетрадях по русскому языку. Записывают условие и решение цифрами.
Пишут слово полтора в тетради. Слушают видео урок «Дробные числительные» и карандашом отмечают в учебнике то, что сказано диктором, а в учебнике этого нет. | Отвечают на вопросы и пишут решение задачи. Комментируют, отвечают на вопросы учителя. Один из детей – у доски.
Делают аналитическое сравнение информации о склонении дробных числительных. | Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить решение в письменной форме; обобщать Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению- Коммуникативные: формулирование собственного мнения |
4. Усвоение новых знаний Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации (10 мин.) | А теперь закрепим правила с помощью упражнения 407. Запишем в тетрадь словами решение уравнений с дробями и вычислим ответ, запишем и его. Зоре Ходжаевна: То же самое запишем цифрами в тетрадях по русскому языку. | Выполняют упражнение по русскому языку. Записывают это же упражнение цифрами. | В интересной форме усваивают материал урока. | Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели. Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности. Познавательные: умение получать и выделять информацию, формулировать правила и применять их на практике. |
5. Проверка понимания и Цель: проверка усвоения знаний, понимания правил написания дробных числительных (3 мин.) | Елена Борисовна: Для чего нам необходимо записывать число прописью? Где мы сталкиваемся с этим? | Читают правила о числительных полтора и полтораста. Пишут примеры. Работают в парах: меняются тетрадями и выставляют оценки друг другу карандашом на полях. | Работают с учебником | Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в паре и выражать собственную точку зрения. Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы Коммуникативные: умение уважать труд другого человека, быть объективным |
6. Домашнее задание (2 мин.) | Домашнее задание дифференцированное: всем – упр. 408 Творческое задание: сочинить сказку о дробных (их подчеркнуть) числительных по началу : «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…». Учитель объясняет происхождение такого выражения. | Записывают домашнее задание в дневники | Спрашивают о том, как создавать сказку. | Личностные: стремление к творчеству Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
7. Закрепление новых знаний Цель: проверка в игровой форме усвоенных знаний ( 4 мин.) | Зоре Ходжаевна: Посмотрите фрагмент мультфильма о двоечнике Викторе Перестукине. Почему мальчик из мультфильма неверно решил задачу о землекопах? | Смотрят (две минуты) фрагмент мультфильма и делают вывод о том, что нельзя дробные числительные употреблять с одушевленными именами существительными. | Читают правило в учебнике | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение навыками склонения числительных, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение. |
8. Рефлексия деятельности. Выставление оценок в журнал и дневники. Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности (3 мин.) | Организуем рефлексию, самооценку результатов учащихся. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Что для вас было открытием? Какие цели и задачи мы ставили в начале урока? Справились ли с ними? | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. | | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |