СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока для 5 класса "Понятие о среде обитания. Почвенная, организменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта была разработана на курсах совместно с коллегой Азарченко Ларисой Викторовной, учителем СОШ №17 г.Краснодара. Соответствует новым ФГОС. Урок составлялся по учебнику И.Н.Пономаревой.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока для 5 класса "Понятие о среде обитания. Почвенная, организменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания."»

Проектирование учебного занятия

ФИО учителя: Воеводская Вера Геннадьевна, Азарченко Лариса Викторовна

Тема урока: Понятие о среде обитания. Почвенная, организменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания.

Цель урока: обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление о почвенной и организменной средах обитания, условиях существования в них и об организмах, населяющих эти среды.

Задачи урока:

1.Формирование навыков учебного сотрудничества, поиска информации, навыков формулирования и выражения своих мыслей, навыков планирования, самооценивания и оценивания.

2. Развитие логического мышления, памяти, внимания, познавательных умений.

3. Создание условий для усвоения учащимися материала по теме урока.

Планируемые результаты обучения:

личностные: объяснять характерные признаки почвенной и организменной среды, распознавать представителей этих сред;

метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте; овладение азами исследовательской деятельности, включая умения выделять проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, описывать биологические объекты и процессы, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

предметные: приводить примеры обитателей почвенной и организменной среды, объяснять особенности условий существования организмов в данных средах.

Этапы урока

Виды организации учебной деятельности (формы, методы, приемы)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Организационный

Метод пояснительно-иллюстративный

Приветствие учащихся, проверка присутствующих на уроке, проверка готовности к уроку.


Приветствие учителя, проверка готовности

к уроку, настрой на учебную деятельность.

Подготовка принадлежностей, повторение домашнего задания.


Проблемная ситуация и актуализация знаний

Фронтальный опрос.

Метод проблемно-репродуктивный

Учитель формулирует вопросы, комментирует ответы учащихся.















Читает текст и аргументирует ответы учащихся на задание.























































Какая же тема нашего сегодняшнего урока?



Правильно, запишем тему нашего урока «Понятие о среде обитания. Почвенная, организменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания».

Назовите цель нашего урока.

Как вы думаете, на какие вопросы нам надо сегодня ответить на уроке? Предлагает составить план урока.

План

1. Характеристика почвенной и организменной сред обитания.

2. Представители.

3. Приспособления к обитанию в данных средах.


Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга.







Просматривают задание, предложенное учителем, выполняют его в тетради. Затем осуществляют проверку по шаблону презентации.
















Дети отвечают – нет.


Каждый живёт в определённых условиях.

Синица не сможет жить в воде, также как окунь не сможет жить на суше и т.д.


Дети называют крота и аскариду человеческую.


Крот – почвенная, аскарида человеческая – организменная.






Почвенная и организменная среды обитания.





Ученики записывают тему урока и проговаривают цель.











Называют цель урока, сравнивая со слайдом.











Составляют план урока.


1) Давайте вспомним из предыдущего урока, что такое среда обитания?

2) С какими средами обитания мы познакомились на прошлом уроке?

3) Распределите предложенные организмы по средам обитания) Слайд 1.




Я составила ещё одно задание:

«Однажды познакомились и подружились окунь , крот, синица и аскарида человеческая. Очень не хотелось им расставаться. И решили они жить вместе»




Скажите ребята, это возможно?



Почему?



Среди перечисленных организмов присутствуют те, которых не живут в тех средах, которые мы с вами изучали ранее. Как вы думаете, какие это организмы?

А в каких средах обитания они живут?
































Работают в предметной тетради.





Совместное открытие знаний

Работа в группах, разделенных по средам обитания.

Методы проблемно-поисковый, критического мышления, смысловое чтение.

Организация работы учащихся в группах. Обеспечение дидактическим и демонстрационным материалом. Наблюдение и корректировка работы в группах и отдельных учащихся.

Работа с текстом учебника, раздаточным материалом.






Заполнение таблицы в рабочих тетрадях.









Задание 1.

Прочитайте текст раздаточного материала и выпишите особенности представителей почвенной и организменной среды.

Задание 2.

Прочитайте текст раздаточного материала и выпишите особенности условий почвенной и организменной среды.

Задание 3.

Прочитайте текст и выпишите приспособления организмов к обитанию в почвенной и организменной среде.


Физкульт-минутка

Отдых от интеллектуальной деятельности.

Проведение физкультминутки под музыку

Выполнение упражнений.

Физкультминутка:

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите!

Поднимите, пустите.

Вправо, влево повернитесь.

Рук коленями коснитесь.

А теперь, представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно.

Словно дует ветер южный.

Ветер стих, шуметь не будет!
Лучше знания добудем.

Подравнялись, тихо сели.

И на доску посмотрели.

Закрепление знаний

Метод модульного обучения.

Предлагает выполнить индивидуальное задание для закрепления и контроля изученного материала.

Раздаточный материал – разноуровневые задания.

Взаимная проверка выполнения заданий в группе.


Представление своих работ для оценивания результата, анализ полученной информации.

Рефлексия


Подводит итоги урока.

Самооценка и оценка работы других групп.

Высказываются о работе, проведенной на уроке.

Домашнее задание


Озвучивает параграф, дополнительные задания (по желанию)

Записывают д/задание в дневник.

Параграф учебника §17,

Творческое задание (на выбор): 1. Нарисовать среды обитания почвенную, организменную) и заселить их своими организмами.

2. Подготовить мини-презентацию (3-4 слайда) «Организмы, использующие других в качестве жилища или убежища»



Приложение

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения:

1. Выберите среды жизни, сложившиеся на Земле.

  1. Водная

  2. Организменная

  3. Атмосферная

  4. Почвенная

  5. Наземно-воздушная

  6. Литосферная

2. Впишите пропущенные слова.

__________________называют всё то, что окружает живое существо в природе. На Земле существует четыре основные среды ______________, освоенные и заселённые организмами. Любая из этих сред имеет свои специфические_________________ . Каждый_______________

приспособлен к жизни в определённой среде.

3. Выберите ответ. Обитателем какой среды является человек?

  1. наземно-воздушной

  2. водной

  3. почвенной

  4. организменной

4. Назовите среду обитания крота:

1. наземно-воздушная

2. водная

3. почвенная

4. организменная

5. Как крот приспособился жить в почвенной среде обитания?

1. Огромные глаза, чтобы лучше видеть

2. Острые тонкие лапы, чтобы не мешать двигаться

3. Длинный мех

4. Короткий мех, крохотные глазки, лопатообразные лапы


6. Определите роющую конечность на картинке:

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!