Организационный | Метод пояснительно-иллюстративный | Приветствие учащихся, проверка присутствующих на уроке, проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку, настрой на учебную деятельность. | Подготовка принадлежностей, повторение домашнего задания. |
Проблемная ситуация и актуализация знаний | Фронтальный опрос. Метод проблемно-репродуктивный | Учитель формулирует вопросы, комментирует ответы учащихся. Читает текст и аргументирует ответы учащихся на задание. Какая же тема нашего сегодняшнего урока? Правильно, запишем тему нашего урока «Понятие о среде обитания. Почвенная, организменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания». Назовите цель нашего урока. Как вы думаете, на какие вопросы нам надо сегодня ответить на уроке? Предлагает составить план урока. План 1. Характеристика почвенной и организменной сред обитания. 2. Представители. 3. Приспособления к обитанию в данных средах. | Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга. Просматривают задание, предложенное учителем, выполняют его в тетради. Затем осуществляют проверку по шаблону презентации. Дети отвечают – нет. Каждый живёт в определённых условиях. Синица не сможет жить в воде, также как окунь не сможет жить на суше и т.д. Дети называют крота и аскариду человеческую. Крот – почвенная, аскарида человеческая – организменная. Почвенная и организменная среды обитания. Ученики записывают тему урока и проговаривают цель. Называют цель урока, сравнивая со слайдом. Составляют план урока. | 1) Давайте вспомним из предыдущего урока, что такое среда обитания? 2) С какими средами обитания мы познакомились на прошлом уроке? 3) Распределите предложенные организмы по средам обитания) Слайд 1. Я составила ещё одно задание: «Однажды познакомились и подружились окунь , крот, синица и аскарида человеческая. Очень не хотелось им расставаться. И решили они жить вместе» Скажите ребята, это возможно? Почему? Среди перечисленных организмов присутствуют те, которых не живут в тех средах, которые мы с вами изучали ранее. Как вы думаете, какие это организмы? А в каких средах обитания они живут? Работают в предметной тетради. |
Совместное открытие знаний | Работа в группах, разделенных по средам обитания. Методы проблемно-поисковый, критического мышления, смысловое чтение. | Организация работы учащихся в группах. Обеспечение дидактическим и демонстрационным материалом. Наблюдение и корректировка работы в группах и отдельных учащихся. | Работа с текстом учебника, раздаточным материалом. Заполнение таблицы в рабочих тетрадях. | Задание 1. Прочитайте текст раздаточного материала и выпишите особенности представителей почвенной и организменной среды. Задание 2. Прочитайте текст раздаточного материала и выпишите особенности условий почвенной и организменной среды. Задание 3. Прочитайте текст и выпишите приспособления организмов к обитанию в почвенной и организменной среде. |
Физкульт-минутка | Отдых от интеллектуальной деятельности. | Проведение физкультминутки под музыку | Выполнение упражнений. | Физкультминутка: Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите! Поднимите, пустите. Вправо, влево повернитесь. Рук коленями коснитесь. А теперь, представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно. Словно дует ветер южный. Ветер стих, шуметь не будет! Лучше знания добудем. Подравнялись, тихо сели. И на доску посмотрели. |
Закрепление знаний | Метод модульного обучения. | Предлагает выполнить индивидуальное задание для закрепления и контроля изученного материала. Раздаточный материал – разноуровневые задания. | Взаимная проверка выполнения заданий в группе. | Представление своих работ для оценивания результата, анализ полученной информации. |
Домашнее задание | | Озвучивает параграф, дополнительные задания (по желанию) | Записывают д/задание в дневник. | Параграф учебника §17, Творческое задание (на выбор): 1. Нарисовать среды обитания почвенную, организменную) и заселить их своими организмами. 2. Подготовить мини-презентацию (3-4 слайда) «Организмы, использующие других в качестве жилища или убежища» |