Цель: создание условий для ознакомления учащихся с именем числительного как части речи, обучения определению имен числительных по вопросу и лексическому значению.
1. Обучающая: научить определять имя числительное; знать, что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает;
2. Развивающая: развивать умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать познавательный интерес у учащихся.
3. Воспитывающая: воспитывать аккуратность; воспитывать бережное отношение к учебнику.
Личностные: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий); умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные: с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний; уметь владеть способом самооценки.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; уметь выделять признаки, обобщать, классифицировать по заданным признакам; осознавать понятие «имя числительное», формировать умения определять имена числительные, обозначающие количество предметов и числительные, обозначающие порядок предметов.
Коммуникативные: умение задавать вопросы по учебному материалу и отвечать на них; стремление к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии; умение высказывать собственное мнение
Предметные результаты: познакомить с именем числительным как частью речи, формировать умения распознавать имена числительные, употреблять их в речи.
Методы: метод наблюдения над фактами языка, самостоятельной работы, метод сопоставления устной и письменной речи, метод решения орфографических задач.
Приёмы: анализ текста; выполнение упражнений; беседа по теме, тренировочный упражнения.
Этап урока, цель | Методы, приемы работы | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, оборудование | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг.момент Цель: подготовка учащихся к работе на уроке. | | Ф | | Приветствие: Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять - И внимательно слушать. -Я желаю вам сегодня удачи, которая поможет вам добиться больших успехов | Приветствуют учителя |
Актуализация знаний Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения | Методы: наблюдения над фактами языка, метод сопоставления устной и письменной речи, метод решения орфографических задач. Приёмы: анализ текста; выполнение упражнений; беседа по теме | Ф, И | | На доске слова: р…сунок, х…роший, пш…ница, р…совать, ж…лтый, р…шать. -Прочитайте слова. Что их объединяет? - Чем различаются эти слова? - Распределите слова по частям речи: в первый столбик имена прилагательные, во второй – глаголы, в третий – имена существительные. - Давайте проверим. Какие слова выписали в первый столбик, объясните. - Какие слова выписали во второй столбик, почему? - Какие слова вошли в третий столбик, почему? - Проверим, какие гласные вставили? Подчеркните их. - Поднимите руки, у кого всё выполнено верно? Молодцы! | - Это слова с непроверяемой гласной. -Эти слова различаются количеством слогов. -Эти слова относятся к разным частям речи. Выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой. - В первый столбик выписали прилагательные: хороший, желтый. Эти слова отвечают на вопрос какой? и обозначают признак предмета. - Глаголы: рисовать, решать. Потому, что эти слова отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие предмета. - Существительные: рисунок, пшеница. Эти слова отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. Ученик отвечает, все остальные проверяют и подчеркивают. Ученики поднимают руки.Самооценка (!?-) |
Постановка темы и цели урока Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять 3 план по решению поставленной цели урока | Методы: наблюдения над фактами языка, метод сопоставления устной и письменной речи Приёмы: беседа по теме | Ф, И | | - Нам предстоит познакомиться с новым словом «восемь». -Дайте характеристику этому слову. - Как вы думаете, в какой столбик можно записать данное слово? - Так что же предстоит узнать нам на уроке? - Верно. Сегодня на уроке мы должны познакомиться с новой частью речи. - Продолжите ряд слов: восемь, - В какой области знаний мы используем эти слова? - Что они обозначают? - Можете предположить, как называются слова, которые обозначают числа? - Верно, они называются числительными. - Назовите тему урока. - Чему должны научиться на уроке? Сделаем вывод о том, что такое имя числительное. | Ученик комментирует: - В слове «восемь» два слога: во-семь-, ударение падает на первый слог. Безударная гласная е, её нужно запомнить. Букв 6, звуков 5. - Что? – восемь. Я думаю, что это существительное. - А я не согласен. Слово «восемь» не отвечает на вопрос что?, а отвечает на вопрос сколько? - И я думаю, что слово «восемь» не является существительным, и не глаголом, и не прилагательным. - Мы должны узнать, к какой части речи относится слово «восемь». - Десять, семь, пять, три… - В математике. - Числа. - Мне кажется, что они называется числительными. - Тема урока « Что такое имя числительное». - Мы должны научиться находить числительные среди других слов. - Слова, которые обозначают числа, называются числительными. |
Усвоение новых знаний и способ действий Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способ действий | Методы: наблюдения над фактами языка, метод сопоставления устной и письменной речи, метод решения орфографических задач. Приёмы: анализ текста; выполнение упражнений; беседа по теме | Ф, И | | - Верно. Давайте сравним ваше предположение с выводом в учебнике. Прочитаем правило на странице 60. - Что можете сказать о прочитанном? -Какой возник вопрос? - Давайте выясним какие числительные обозначают порядок при счёте? Учитель показывает карточки с числами 2, 3, 5, 7, 8 - Запишите числительные. - Что обозначают эти числительные? (количество) - Значит как мы можем их назвать? -Количественные - Образуйте от них числительные, которые обозначают порядок предметов при счете и запишите их. -Это порядковые числительные. Физминутка Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать. Шесть - на место тихо сесть - Какие числительные встретились в этой физминутке? | Ученики читают правило - Мы правильно назвали часть речи. - Но именами числительными являются не только слова, которые обозначают количество, но и еще порядок при счете. Ученики пишут: два, три, пять, семь, восемь. -Обозначают количество. -Количественные Повторяют хором -Второй, третий, пятый, седьмой. Повторяют хором - Один, два, три, четыре, пять, шесть |
Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала | Методы: наблюдения над фактами языка, метод сопоставления устной и письменной речи, метод решения орфографических задач. Приёмы: анализ текста; выполнение упражнений; беседа по теме | Ф, И | | Упражнение 104(с.59) -Запишите в тетради упражнение 104 -Прочитайте выразительно. -Вам нужно составить и записать ответы на любые три вопроса. Укажите над именами числительными их сокращенное обозначение: числ. -1.Сколько дней в неделе? Записываем в тетради с красной строки. (один ученик записывает у доски) -2.Сколько месяцев в году? -3.Сколько в классной комнате углов? -4.Сколько звуков в слове октябрь? А сколько букв? -5.Сколько ног у паука? -Сколько лап у стрекозы? -А сейчас выполним задание у доски. Вам даны карточки с числительными(пять, шестнадцатый, четыре, девятый, десять, сорок третий , восемь, семнадцатый). - Вы должны правильно распределить их на разряды. - Объясните, по какому признаку вы это сделали? - Я прочитаю вам сейчас стихотворение С. Маршака. -Вам нужно определить имена числительные и записать их в тетрадь. Раз, Два, Три, Четыре, Начинается рассказ: В сто тринадцатой квартире Великан живет у нас. -Что обозначают имена числительные? -А какие вы записали себе числительные? -Назовите числительные разряда порядковых. -А теперь назовите числительные разряда количественных. | - открывают учебник на стр.59 - записывают упражнения - читают. - В неделе семь дней - В году двенадцать месяцев - В классной комнате шесть углов - В слове октябрь шесть звуков. В слове октябрь семь букв. - У паука восемь ног. - У стрекозы шесть лап. - количественные отвечают на вопрос сколько?, а порядковые на вопрос который? - Слушают стихотворение. - количество и порядок при счете - раз, два, три, четыре, сто тринадцатой - сто тринадцатой - раз, два, три, четыре |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели | Методы: наблюдения над фактами языка, метод сопоставления устной и письменной речи, метод решения орфографических задач. Приёмы: анализ текста; выполнение упражнений | И | | -А сейчас, вы будете самостоятельно выполнять упражнение 106 Упражнение 106 (с.60) | - самостоятельно выполняют упражнение 106 (с.60) |
Включение в систему знаний и повторение Цель: включение нового в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Методы: метод сопоставления устной и письменной речи Приёмы: беседа по теме | Ф, И | | – Какие можно задать вопросы по изученной теме? -Какую часть речи мы сегодня изучили? -На какие вопросы отвечают числительные? -Какие разряды числительных мы изучили? -Что обозначают порядковые числительные? -Приведите пример порядковых числительных -А что обозначают количественные? -Приведите пример количественных числительных? - Домашнее задание будет, выучить правило на стр.60 в оранжевой рамочки. | Дети задают вопросы - имя числительное - сколько, который - количественные и порядковые) - порядок чисел при счете - первый, седьмой, десятый и т.д. - количество предметов при счет - восемь, четыре, девять и т. д. - записывают домашнее задание |
Итог урока Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности. | | Ф, И | | - Ребята, на столах у вас лежат листики с незаконченными предложениями. Вам необходимо закончить их одним- два словом. Листочки подписывать ненужно . · сегодня я узнал… · было интересно… · было трудно… · теперь я могу… · я научился… · я смог… · меня удивило… · урок дал мне для жизни… -Спасибо за урок! Вы все сегодня хорошо поработали. | - Отвечают на вопросы учителя, работают с карточкой. Проводят рефлексию своей деятельности |