СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: Что такое числительное?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: Что такое числительное?»

ФИО студента: Цветкова Кристина Ивановна

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 3 часть 1

УМК: Школа России

Тема урока: Что такое числительное?

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с именем числительного как части речи, обучения определению имен числительных по вопросу и лексическому значению.

Задачи урока:

1. Обучающая: научить определять имя числительное; знать, что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает;

2. Развивающая: развивать умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать познавательный интерес у учащихся.

3. Воспитывающая: воспитывать аккуратность; воспитывать бережное отношение к учебнику.

Личностные: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий); умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Метапредметные:

Регулятивные: с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний; уметь владеть способом самооценки.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; уметь выделять признаки, обобщать, классифицировать по заданным признакам; осознавать понятие «имя числительное», формировать умения определять имена числительные, обозначающие количество предметов и числительные, обозначающие порядок предметов.

Коммуникативные: умение задавать вопросы по учебному материалу и отвечать на них; стремление к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии; умение высказывать собственное мнение

Предметные результаты: познакомить с именем числительным как частью речи, формировать умения распознавать имена числительные, употреблять их в речи.

Тип урока: открытие нового знания

Методы: метод наблюдения над фактами языка, самостоятельной работы, метод сопоставления устной и письменной речи, метод решения орфографических задач.


Приёмы: анализ текста; выполнение упражнений; беседа по теме, тренировочный упражнения.

Формы: фронтальная; индивидуальная

Оборудование и ПО:

План урока:

  1. Орг. Момент (2 мин)

  2. Актуализация опорных знаний (7 мин)

  3. Постановка темы и цели урока (3 мин)

  4. Усвоение новых знаний и способ действий (7 мин)

  5. Первичная проверка понимания (5 мин)

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)

  7. Включение в систему знаний и повторение (7 мин)

  8. Итог урока (2 мин)



Ход урока:

Этап урока, цель

Методы, приемы работы

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.


Ф


Приветствие:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять -

И внимательно слушать.

-Я желаю вам сегодня удачи, которая поможет вам добиться больших успехов

Приветствуют учителя

Актуализация знаний Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения

Методы: наблюдения над фактами языка, метод сопоставления устной и письменной речи, метод решения орфографических задач.

Приёмы: анализ текста; выполнение упражнений; беседа по теме

Ф, И


На доске слова:

р…сунок, х…роший, пш…ница, р…совать, ж…лтый, р…шать.

-Прочитайте слова. Что их объединяет?

- Чем различаются эти слова?

- Распределите слова по частям речи: в первый столбик имена прилагательные, во второй – глаголы, в третий – имена существительные.

- Давайте проверим. Какие слова выписали в первый столбик, объясните.

- Какие слова выписали во второй столбик, почему?


- Какие слова вошли в третий столбик, почему?


- Проверим, какие гласные вставили? Подчеркните их.

- Поднимите руки, у кого всё выполнено верно? Молодцы!




- Это слова с непроверяемой гласной.

-Эти слова различаются количеством слогов.

-Эти слова относятся к разным частям речи.


Выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой.

- В первый столбик выписали прилагательные: хороший, желтый. Эти слова отвечают на вопрос какой? и обозначают признак предмета.

- Глаголы: рисовать, решать. Потому, что эти слова отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие предмета.

- Существительные: рисунок, пшеница. Эти слова отвечают на вопрос что? и обозначают предмет.

Ученик отвечает, все остальные проверяют и подчеркивают.

Ученики поднимают руки.Самооценка (!?-)

Постановка темы и цели урока

Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять 3 план по решению поставленной цели урока

Методы: наблюдения над фактами языка, метод сопоставления устной и письменной речи

Приёмы: беседа по теме

Ф, И


- Нам предстоит познакомиться с новым словом «восемь».

-Дайте характеристику этому слову.



- Как вы думаете, в какой столбик можно записать данное слово?





- Так что же предстоит узнать нам на уроке?

- Верно. Сегодня на уроке мы должны познакомиться с новой частью речи.

- Продолжите ряд слов: восемь,

- В какой области знаний мы используем эти слова?

- Что они обозначают?

- Можете предположить, как называются слова, которые обозначают числа?

- Верно, они называются числительными.

- Назовите тему урока.

- Чему должны научиться на уроке?


Сделаем вывод о том, что такое имя числительное.




Ученик комментирует: - В слове «восемь» два слога: во-семь-, ударение падает на первый слог. Безударная гласная е, её нужно запомнить. Букв 6, звуков 5.

- Что? – восемь. Я думаю, что это существительное.

- А я не согласен. Слово «восемь» не отвечает на вопрос что?, а отвечает на вопрос сколько?

- И я думаю, что слово «восемь» не является существительным, и не глаголом, и не прилагательным.

- Мы должны узнать, к какой части речи относится слово «восемь».



- Десять, семь, пять, три…


- В математике.

- Числа.

- Мне кажется, что они называется числительными.




- Тема урока « Что такое имя числительное».

- Мы должны научиться находить числительные среди других слов.

- Слова, которые обозначают числа, называются числительными.

Усвоение новых знаний и способ действий

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способ действий

Методы: наблюдения над фактами языка, метод сопоставления устной и письменной речи, метод решения орфографических задач.

Приёмы: анализ текста; выполнение упражнений; беседа по теме

Ф, И


- Верно. Давайте сравним ваше предположение с выводом в учебнике. Прочитаем правило на странице 60.

- Что можете сказать о прочитанном?

-Какой возник вопрос?

- Давайте выясним какие числительные обозначают порядок при счёте?

Учитель показывает карточки с числами 2, 3, 5, 7, 8

- Запишите числительные.

- Что обозначают эти числительные? (количество)

- Значит как мы можем их назвать?

-Количественные

- Образуйте от них числительные, которые обозначают порядок предметов при счете и запишите их.

-Это порядковые числительные.

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать.

Шесть - на место тихо сесть

- Какие числительные встретились в этой физминутке?

Ученики читают правило




- Мы правильно назвали часть речи.

- Но именами числительными являются не только слова, которые обозначают количество, но и еще порядок при счете.




Ученики пишут: два, три, пять, семь, восемь.

-Обозначают количество.

-Количественные


Повторяют хором

-Второй, третий, пятый, седьмой.

Повторяют хором







- Один, два, три, четыре, пять, шесть

Первичная проверка понимания

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала

Методы: наблюдения над фактами языка, метод сопоставления устной и письменной речи, метод решения орфографических задач.

Приёмы: анализ текста; выполнение упражнений; беседа по теме

Ф, И


Упражнение 104(с.59)

-Запишите в тетради упражнение 104

-Прочитайте выразительно.

-Вам нужно составить и записать ответы на любые три вопроса. Укажите над именами числительными их сокращенное обозначение: числ.

-1.Сколько дней в неделе? Записываем в тетради с красной строки. (один ученик записывает у доски)

-2.Сколько месяцев в году?

-3.Сколько в классной комнате углов?

-4.Сколько звуков в слове октябрь? А сколько букв?

-5.Сколько ног у паука?

-Сколько лап у стрекозы?

-А сейчас выполним задание у доски. Вам даны карточки с числительными(пять, шестнадцатый, четыре, девятый, десять, сорок третий , восемь, семнадцатый).

- Вы должны правильно распределить их на разряды.

 - Объясните, по какому признаку вы это сделали?


- Я прочитаю вам сейчас стихотворение С. Маршака.

-Вам нужно определить имена числительные и записать их в тетрадь.

Раз,

Два,

Три,

Четыре,

Начинается рассказ:

В сто тринадцатой квартире

Великан живет у нас.

-Что обозначают имена числительные?

-А  какие вы записали себе числительные?

-Назовите числительные разряда порядковых.

-А теперь назовите числительные разряда количественных.

- открывают учебник на стр.59

- записывают упражнения

- читают.






- В неделе семь дней


- В году двенадцать месяцев

- В классной комнате шесть углов

- В слове октябрь шесть звуков. В слове октябрь семь букв.

- У паука восемь ног.

- У стрекозы шесть лап.





- количественные отвечают на вопрос сколько?, а порядковые на вопрос который?

- Слушают стихотворение.







- количество и порядок при счете

- раз, два, три, четыре, сто тринадцатой


- сто тринадцатой


- раз, два, три, четыре

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели

Методы: наблюдения над фактами языка, метод сопоставления устной и письменной речи, метод решения орфографических задач.

Приёмы: анализ текста; выполнение упражнений

И


-А сейчас, вы будете самостоятельно выполнять упражнение 106

Упражнение 106 (с.60)


- самостоятельно выполняют упражнение 106 (с.60)


Включение в систему знаний и повторение Цель: включение нового в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Методы: метод сопоставления устной и письменной речи

Приёмы: беседа по теме

Ф, И


– Какие можно задать вопросы по изученной теме? 

-Какую часть речи мы сегодня изучили?

-На какие вопросы отвечают числительные?

-Какие разряды числительных мы изучили?

-Что обозначают порядковые числительные? 

-Приведите пример порядковых числительных

-А что обозначают количественные? -Приведите пример количественных числительных?

- Домашнее задание будет, выучить правило на стр.60 в оранжевой рамочки.

Дети задают вопросы


- имя числительное

- сколько, который


- количественные и порядковые)

- порядок чисел при счете


- первый, седьмой, десятый и т.д.

- количество предметов при счет

- восемь, четыре, девять и т. д.


- записывают домашнее задание

Итог урока

Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности.


Ф, И


- Ребята, на столах у вас лежат листики с незаконченными предложениями. Вам необходимо закончить их одним- два словом. Листочки подписывать ненужно .

· сегодня я узнал…

· было интересно…

· было трудно…

· теперь я могу…

· я научился…

· я смог…

· меня удивило…

· урок дал мне для жизни…

-Спасибо за урок! Вы все сегодня хорошо поработали.

- Отвечают на вопросы учителя, работают с карточкой.

Проводят рефлексию своей деятельности





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!