Предмет: Математика УМК (автор учебника): Школа России, М. И. Моро С. И. Волкова С. В. Степанова, 2015 г. Класс: 1 Тема: Числа. Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Число и цифра 9. |
Цель: 1. Образовательная: - сформировать умение вести счёт как в прямом так и в обратном порядке (от 0 до 9); - развить умение распознавать цифру 9 в ряду цифр; - научить правильно писать цифру 9 и соотносить количество предметов с цифрой (от 0 до 9). 2. Развивающая: - развивать информационную и коммуникативную культуру учащихся 3. Воспитательная: - Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. - Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики. - Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям. - Следовать в поведении моральным и этическим требованиям. - Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. - Работать над осознанием ответственности за общее дело. |
Планируемые результаты: |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- знание и понимание (знает, понимает, имеет представление и др.) - умение (выполняет, использует, осуществляет и др.) | Познавательные УУД | Регулятивные УУД (в том числе сотрудничество) | Коммуникативные УУД | |
- Знать: - как правильно пишется цифра 9; - состав числа 9; - прямой и обратный счет от 1 до 9. Уметь: - писать цифру 9, - уметь считать в пределах 9, составлять числовые выражения | 1. Базовые логические действия: Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать, подвести под понятие цифры и числа 9, работать над формированием умений выполнения действий по образцу. 2. Базовые исследовательские действия: Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради. | Самоорганизация: Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Самоконтроль: развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. Самооценка: фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. | Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте, помочь ребенку в аргументации своего мнения. | Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, применять правила совместной деятельности со сверстниками, оценивать свои успехи в изучении математики |
Этапы урока |
Содержание этапов | Деятельности учителя, в том числе формы, методы и приемы организации учебной | Содержание учебной деятельности (деятельность ученика) |
Мотивационно-целевой этап: |
Создание мотивационной основы учебной деятельности (это может быть: постановка учебной задачи; проблемная ситуация или проблемный вопрос; создание ситуации затруднения; организация эвристической беседы, выполнение практического задания и др.). | Подготовка класса к работе. Мотивация к учебной деятельности. Сейчас проведём мозговую гимнастику. -Какой день недели был вчера? (четверг) -Какое сегодня число? (8) -Какое число будет завтра? -Какой первый месяц в году? (январь) -Порядковый счёт от 1 до 8 (прямой и обратный), вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 8. Сколько планет в солнечной системе ?( показ слайда) Используется словесный метод (беседа), наглядный метод обучения (демонстрация презентации), практический (подсчет) | Дети слушают учителя. Приготовление к уроку. Настраиваются на работу. Формулируют правила поведения на уроке и аргументировать их. Работают с информацией, представленной на рисунке. Отвечают на вопросы. |
1.2. Организация целеполагания (это может быть: осознание и определение проблемы или возможных ответов на проблемный вопрос, выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения в результате пробного действия), коллективно-распределительная деятельность для определения учебной задачи. | Постановка проблемного вопроса по теме. - Существует ли цифра, с помощью которой можно записать это число? Можете ли вы записать число 9 красиво и правильно. - Пока нет, но хотим научится. -Если мы не знаем состав числа 9 и не умеем писать цифру 9, определите тему сегодняшнего урока. Работа с учебником с.59 Организовать индивидуальную работу по заданию. Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний. Задание: Определить количественно число 9. Конструирование из геометрических фигур. Работа в парах. Вам необходимо взять только 9 фигур и построить из них : 1ряд- домик 2ряд – машинку 3 ряд- цветок. -Мы с вами количественно представили число 9, какой следующий этап? ) Индивидуальная работа. Словесный метод. ИКТ-технологии. Работа по учебнику с. 59 задание 1. Выбери для каждого рисунка подходящую запись. Организовать работу по учебнику. Организовать работу в тетради. Предлагает детям: Записать в тетрадь примеры с ответами; Постановка проблемы. Найти значение выражения 3+6. - Смогли вы решить этот пример? - Как вы считаете, почему данное выражение для вас новое, ведь с числом 3 и с числом 6 мы знакомы? Контролируют работу учащихся с материалом, вызвавшим затруднение. Метод обучения: проблемный. Используется словесный метод (беседа). | Рассматривают слайд с изображением солнечной системы. Отвечают на вопросы. Работают с информацией, представленной в презентации , с целью поиска и выделения необходимой информации. Работают с разрезными карточками. Работают с информацией, необходимой для выполнения заданий. Сравнивают математические объекты. Работа в паре. Конструирование из геометрических фигур. Контролируют правильность составленных фигур . Участвуют в обсуждении вопросов, учатся аргументировать свой ответ. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. |
|
Цель как результат деятельности (возможная формулировка детьми). | - Какая же тема урока и цели? - Давайте вспомним, какие способы вычислений нам помогали решать примеры в начале урока и поставим перед собой цели на данный урок. - Почему не можем объяснить правильность решения по числовому отрезку? Оказывает помощь при формулировании вывода по изученной теме. Словесный метод, фронтальный метод. | Участвуют в обсуждении вопросов, учатся аргументировать свой ответ. Контролируют правильность и аккуратность собственных записей. |
Этап актуализации знаний: |
2.1. Актуализация имеющихся знаний и поиск способов выхода из затруднения, составление коллективного плана решения учебной задачи, способов проверки выдвинутых гипотез, совместное планирование деятельности в группах и распределение ролей и др. Планирование деятельности – определение возможного протекания деятельности, способов (шагов), обеспечивающих результат, выбор ресурсов и их распределение для реализации цели. | - Давайте посмотрим на поставленные цели? Что предстоит выполнить вначале? - Для чего нужно уметь писать цифру 9? Демонстрирует таблицу написания цифры 9, обозначающую число «девять», оформляет запись на доске. Потренируйтесь в написании. * обведи в воздухе; * на ладошке; На какую цифру похожа цифра 9? ( на 6) Показать отличия написания и указать на типичные ошибки. Используется словесный метод (беседа), практический метод (работа с книгой), наглядный метод обучения (демонстрация презентации). Просит поработать над записью цифры 9 в парах (один пишет, второй контролирует, затем меняются). Просит написать 9, а потом 6. Работа в Рабочей тетради. с.22. Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно. -Подчеркните самую красивую цифру. Обведите цифры во второй строке. Запишите пропущенные цифры. -Оцените друг друга. Фронтальный метод. Работа в парах. Место числа 9 на числовом отрезке Где в ряду чисел место числа 9? (Справа от 8) - Почему справа? (Потому, что следующее число больше 8.) - За каким числом следует число 8? (Число 9 следует за числом 8) - Как получить число 9? (Надо к 8 прибавить 1) Учит детей рассуждать по закономерности: если слагаемое увеличивается, то и сумма увеличится. Словесный метод, фронтальный метод. | Объясняют, как писать цифру 9. Объясняют, как писать цифру 9. Учатся ее правильно писать. Сравнивают с цифрой 6. Работают по образцу. Осуществляют взаимоконтроль. Дети работают в парах; один пишет цифру 9, другой контролирует, а затем меняются. Оценивают свою работу и работу своего товарища. Выполняя задания, находят место числа 9 на числовом отрезке. |
2.2. Фиксация плана письменной форме или проговаривание этапов работы устно (привести примерный вариант плана, составленного учениками или совместно с учителем). | 1. Постараться запомнить как получить число 9.Состав числа 9. -Засели лодочку. Работа в парах. Результаты проговариваются в громкой речи и “заселяется лодочка № 9” Аналогично работают с остальными вариантами. - Какую работу мы выполнили? - Для чего необходимо знать состав числа? Выявление всех случаев состава числа 9. Предлагает рассмотреть рисунок (задание из учебника) и сформулировать вопросы к заданию. Практический метод. Самостоятельная работа. | Работают над составом числа 9, заселяют лодочку. Аналогично выполняют работу с остальными вариантами. |
3. Этап изучения нового / Практический этап |
3.1. Организация открытия «нового» знания, применение новых знаний, формирование предметных способов действий, создание алгоритма предметного способа действия, моделирование вывода и др. (примеры вопросов, заданий, описание форм организации и видов деятельности обучающихся). | - Значит, состав числа нужно быстрее выучить наизусть. Для этого мы ещё раз с помощью выражений вслух проговорим состав числа и заселим жильцов в “домик” № 9. - Все ли поставленные цели мы выполнили? Обращаясь к целям урока: - Писать цифру научились? - На числовом отрезке место числу 9нашли? - С составом числа 9 поработали? - Чем необходимо заняться теперь? (Нужно потренироваться). Учит проговаривать в громкой речи состав числа 9. Фронтальный метод. Индивидуальная работа. | Дети проговаривают вслух состав числа 9. |
3.2. Применение знаний и умений для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др. (примеры вопросов, заданий, описание форм организации и видов деятельности обучающихся). | 1. Решите примеры. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. - Доктор Айболит хочет убедиться, что вы поняли тему урока и справились с поставленными целями. 1 столбик - 1 вариант 2 столбик- 2 вариант 2+3= 5+2= 6-1= 7-1= 7+2= 6+3= -Проверим по образцу -Оценим друг друга. 2. Работа по учебнику. Задание на смекалку. -Откройте учебник на с.59. Посчитайте сколько рыб поймал рыбак? Предлагает рассмотреть рисунок (задание из учебника, тетради) и сформулировать вопросы к заданию. Индивидуальный, фронтальный методы. | Работают с Рабочей тетрадью. Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Учатся правильно записывать примеры в столбик. Оценивают друг друга. Доказывают правильность своего ответа. |
Этап самоконтроля |
Самоконтроль и самооценка процесса учебной деятельности (формирующее оценивание, самоконтроль с использованием плана и др.) – может быть встроен в предыдущий этап. | Проверка – фронтально. Сейчас вам нужно будет дать характеристику числу 9. В этом вам поможет план: 1. Получение числа. 2. Запись числа с помощью скольких цифр и каких? 3. Соседи числа. 4. Состав числа. Используется словесный метод (беседа). | Отвечают на вопросы. Работа по плану. |
Самоконтроль и самооценка результатов учебной деятельности (примеры разноуровневых диагностических заданий для оценки предметных результатов (например, знание и понимание, применение, функциональность). | Работа по учебнику. - Ребята, а вы знаете, как называются эти фигуры? Дети называют. - Назовите числа по порядку, начиная с самого маленького. А какое число мы не назвали? (9) Начертите отрезок длина, которого 9 см | Работа с геометрическими фигурами. Чертят отрезок заданной длины. |
5. Этап рефлексии учебной деятельности |
5.1. Рефлексия результатов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить достижение ими цели учебной деятельности и решение ими учебной задачи, перспективы использования результатов в жизни, направления дальнейшего изучения темы). | Фронтальный метод. Используется словесный метод (беседа). Возвращение к плану деятельности. - С какими новыми числами мы познакомились? - Какую новую цифру научились писать? С какой цифрой нельзя путать? На доске – семь разноцветных бабочек по порядку цветов радуги. На каждой бабочке - буква: - Проследите глазками за бабочками в том порядке, в котором я назову, соедините буквы и прочитайте слово: зеленая бабочка, красная, фиолетовая, желтая, голубая, оранжевая, синяя. - Какое слово получилось? Молодец! Так оценил вашу работу на уроке Айболит. | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности |
5.2. Рефлексия способов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить способы, приемы деятельности, позволившие им решить учебную задачу, достичь поставленную цель). | - Всё ли у вас получилось? - Что вызвало затруднение? - Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите? - Кому удалось сделать только один шаг? Как вы думаете почему? | Отвечают на вопросы. |
5.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения (вопросы учителя, помогающие детям испытать чувство удовлетворения от решения поставленной задачи, своего вклада в ее решение, преодоления трудностей, возникших в ходе выполнения работы и др.) | – А как вы оцените свою работу на уроке? - Ребята, если вы будете на уроках внимательными, старательными и добрыми по отношению друг к другу, тогда вы добьётесь больших успехов в учебе, а в классе у нас будет всегда царить доброжелательная, солнечная атмосфера. Спасибо за урок. Учитель делает вывод по итогам. Словесный метод. | Фиксируют материал, изученный на уроке. |