СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Чередующиеся гласные в корне слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Чередующиеся гласные в корне слова"»

Технологическая карта урока
Ф.И.О. Шильниковская Наталья Сергеевна
Предмет: Русский язык
Класс: 10
Тип урока: комбинированный

Тема

 Чередующиеся гласные в корне слова

Цель

Повторение правила написания чередующихся гласных в корне слова.

Задачи

Образовательные: повторить правило написания гласных в корне слова, научиться решать задание №9 ЕГЭ.

Развивающие: развивать грамотную устную и письменную речь.

Воспитательные: Способствовать расширению кругозора учащихся, воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы и командной деятельности, воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку.

УУД

Личностные УУД:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к изучению языка;

Регулятивные УУД:

- выполнять самопроверку учебного задания;

- выполнять взаимопроверку при работе в группе, паре.

Коммуникативные УУД:

- формулировать понятное для всех высказывание, используя термины.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности;

Основные понятия

Корень, чередующиеся гласные.

Ресурсы

Презентация, раздаточный материал.

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная.

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность
обучающихся

Планируемые результаты

УУД

Организация класса
Время: 1 мин.

 Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

 

 


Актуализация

Посмотрите на доску. Что объединяет данные картинки?

-Как вы думаете, что мы будем повторять сегодня на уроке?

Картинки с изображением пловца, ростка, зари, поплавка

- Каждое из этих слов содержит корень с чередующейся гласной.



Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь. «Чередующиеся гласные в корне слова».


Объяснение нового материала














Физкультминутка

- На какие три группы можно разделить написание гласной в корне слова?


-Какие корни с чередующейся гласной вы знаете?









-От чего может зависеть написание таких слов?




- Заполним схему на листочках


Распределительный диктант.

Распределите слова в зависимости от написания гласной в корне (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)
























(приложение)


Баклажан, смирение, загадать, загорать, примерять платье, замирать от восторга, коснуться, иней, скосить, беседа, богатство, бросать, успевать, помидор, похвала


- Проверяемые

-Непроверяемые

-Чередующиеся



-лаг-/-лож-, -кас-/-кос-, -гар-/-гор-, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-, -раст-/-ращ-/-рост-, -лаг-/-лож-, -скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-, -стил-,-стел-, -плав- -плыв-

Бер бир, дер дир, мер мир, пер пир, тер тир, блест блист, жег жиг, стел стил, чет чит.

*а(я) – им, а (я) – ин. Им ин если дальше суффикс А (сжать - сжимать, понять – понимать)


  1. От буквы, стоящей после корня

  2. От ударения

  3. От согласной, стоящей после чередующейся гласной

  4. От лексического значения.

 Познавательные УУД: знать и различать правила написания гласной в корне, уметь определять условия выбора гласной в корне слова.

Регулятивные УУД: обучающиеся систематизируют знания, составляют таблицу

Закрепление

- Выполним упражнение на базе learningapps.org






-Выполним задание №9 варианта ЕГЭ






































- Решим самостоятельную работу

Выг. .ревший, несг..раемый, соб..ру, заж..гать, зап..рать, отп..реть, бл..стать, ув..дать, разд..раю, расст..лаю, заг..реть, изг..родь, заг..рать, приг..ревший; прир..щённый, невыр..сший, прор..стающий, , р..стение, Р..стов, прил..жить, прил..гать, прик..снуться, неприк..саемый.


1.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня.

  1. г..рделивый, выт..реть, ярм..рка

  2. при..ритет, благосл..вение, пар..докс

  3. проп..ганда, тр..диция, ..рнамент

  4. карнав..л, упр..вляющий, нав..ждение

  5. алг..ритм, десп..тизм, декл..рация


Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

  1. прим..чательный, выч..тание, пол..жение

  2. сб..регать, обн..мать, зам..реть

  3. проск..чить, непон..мание, р..сток

  4. вып..рающий, выч..т, зан..мательный

  5. п..риод, выб..рать, оз..рничать















  1. гОрделивый, вытЕреть, ярмАрка – ПГ, ЧГ, НГ

  2. приОритет, благослОвение, парАдокс – НГ, ПГ, НГ

  3. пропАганда, трАдиция, Орнамент – НГ, НГ, НГ

  4. карнавАл, упрАвляющий, навАждение – УГ, ПГ, НГ

  5. алгОритм, деспОтизм, деклАрация – НГ, НГ, НГ

Ответ: 35 или 53



В варианте ответа 3 представлены корни: -рос-, -раст-, -ращ-, "росток" - исключение.

В варианте ответа 4 чередование -пер-//-пир-, -чет-//-чит-, чередование -а-/-я-//-им-/-ин-.

В варианте ответа 1 слово примечательный не содержит чередования.

В варианте ответа 2 не является чередующимся корень слова сберегать – это производное слово от беречь.

В варианте ответа 5 не являются чередующимися корни в словах период (корень: период-) и озорничать (корень озор- (однокоренные слова – озорной, озорство).

Ответ: 34 или 43

Вариант 1

1- 4,5

2- 3,4

3 – 2,5

4 – 2,5

5 – 1,3

Вариант 2

    1. – 125

    2. – 25

    3. – 25

    4. –14

    5. – 25

 Познавательные УУД: закрепить полученные знания

Рефлексия

- Закройте глаза и поднимите большой палец руки вверх, если урок был интересен и полезен, вбок, если что-то не понравилось и вниз, если урок был бесполезен и совсем не понравился.

- Оцените эмоциональное состояние на уроке



Регулятивные УУД: уметь объективно оценивать себя и одноклассников.



Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. сж..гать, орб..тальный, пол..мический

  2. вызв..лить, напом..нание, предст..вительный

  3. экз..меновать, асф..льтированный, изд..вать

  4. разг..реться, укл..ниться, за́р..сли

  5. выб..рающий, з..рница, выл..жить


2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. заж..мать, отв..рить (овощи), прим..рение (сторон)

  2. к..сички, оз..рение, г..ревать

  3. оп..раться, зар..сли, прик..снуться

  4. изл..жить, несг..раемый, пон..мание

  5. п..рила, зам..реть, ст..листический


3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня.

  1. об..яние, предл..гается, сож..леть

  2. вест..бюль, в..трина, д..летант

  3. прив..легия, трансп..рант, пер..одический

  4. ярм..рка, парад..кс, п..вильон

  5. бюлл..тень, дерм..тин, деф..цит




4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

  1. прик..саться, выр..щивать,при..ритет

  2. ск..кать, соб..ру, выск..чка

  3. землетр..сение, обм..кивать, распол..житься

  4. тв..рожок, тв..рительный, тв..рчество

  5. зап..реть, отб..рать, разд..ру


5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.

  1. прогн..зировать, рекл..мировать, б..снописец

  2. оз..ленение, прор..стающий, с..реневый

  3. обр..мление, г..рделивый, х..лодильник

  4. б..евик, догов..р, возг..рание

  5. выт..реть, ст..ловая, алког..ль


Вариант 2

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

  1. попл..вок, скл..нение, оз..рять

  2. зан..маться, обж..гающий, предл..жение

  3. анал..гичный, пот..рять, разр..статься

  4. ст..лизовать, заб..рать, к..сание

  5. подск..чить, отн..мать, бл..стать

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

  1. ижд..венец, д..ревья, подж..гать

  2. ср..щение, зап..реть, выск..чка

  3. г..релка, м..кулатура, к..смонавт

  4. попл..вок, т..рпение, пон..тый (смысл)

  5. выж..мать, закл..нание, зам..рание (сердца)

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.

  1. бл..стеть, ар..стократ, подб..родок

  2. насм..хаться, непозв..лительно, св..сток

  3. л..нейка, получ..совой, нач..нающий

  4. м..скулатура, м..кулатура, в..ртуоз

  5. прим..рять (ссорящихся), мот..вировать, прит..жение

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня.

  1. к..ндидат, к..лач, ст..ллаж

  2. ц..ремония, подг..ревший, ог..рчаться

  3. поч..нить, деф..цит, пол..жение

  4. апп..рат, пр..зидент, пр..вет

  5. об..няние, од..ваться, ув..жение

5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

  1. бл..стать, выг..реть, ог..рчение

  2. з..ря, зап..реть, изл..жение

  3. выр..сти, вык..сил (траву), пл..вчиха

  4. тв..рец, приг..рюнился, пост..мент

  5. выск..чить, к..сание, подж..гать


  1. Написание зависит от наличия суффикса –а- в слове.

Корни: -бер-, -бир-, -дер- -дир-, -мер- -мир-, -пер- -пир-, -тер- -тир-, -блест- -блист-, -жег- -жиг-, -стел- -стил-, -чет- -чит-.

Есть суффикс –а–






Да Нет

Пишем И Пишем Е

(собирать, задирать) (беру, блестеть)

Исключения: сочетать, сочетание

  1. Написание зависит от ударения.

Корни: -гар- -гор-, -зар- -зор- -клан- -клон- -твар- -твор-

Ударение падает на корень?



Ударение падает на корень?



Ударение падает на корень?



Ударение падает на корень?







Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

а о что произносится а что произн о что произн о

загар гореть зарево, зорька озарять кланяться, поклон тварь творить

поклониться

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь. Зоревать.


  1. Написание зависит от согласной буквы, стоящей после чередующейся гласной.

Корни: -кас- -кос- -раст- -рас- рощ- -лаг- -лож- -скак- -скоч-

Какая следующая согласная?




Какая следующая согласная?



Какая следующая согласная?



Какая следующая согласная?






с н ст,щ с г ж к ч


а о а о а о а о

касаться коснуться выращивать выросший возлагать положить скакать соскочить


Исключения: скачок, скачу. Отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов.


  1. Н

    Какое лексическое значение у слова?



    Какое лексическое значение у слова?



    аписание зависит от смысла слова.

Корни: - мак- -мок-, -равн- -ровн-





а о а о

(погружать в жидкость) (пропускать жидкость) (одинаковый, наравне) (ровный, прямой)

макать в чай вымокнуть подравнять сровнять уровень


Шильниковская Наталья Сергеевна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!