владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
умения правильного написания не и ни в наречиях и других частях речи;
формирование орфографической и пунктуационной грамотности;
формирование мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время | УУД. |
1 | Организационный момент, мотивация к учеб деятельности. | Приветственное слово учителя Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам | Приветствие учащихся | 1 мин | Принцип психологической комфортности |
2 | Актуализация и проблемное учебное действие | Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности(самостоятельно или при незначительной помощи учителя) -Запишите предложение: Никогда не забудет русский народ имени Василия Андреевича Жуковского. Ни у кого не вызывает сомнений, что Жуковский - выдающийся поэт девятнадцатого века. Никто из современных ему поэтов не мог с такой искренностью раскрыть мир своей души ,ничьи произведения так не волновали , нигде не находил читатель такого музыкального ,певучего стиха. -Какая повторяющаяся орфограмма встретилась в тексте ? (Правописание не и ни) -В словах каких частей речи? (Глагол, местоимение, нареч) Задание 1 Выпишите и объясните правописание: 1.глаголов с не – ни 2.местоимений с не-ни 3.наречий с не-ни Учитель дополняет ответы учащихся, сопровождает деятельность школьников по освоению программ, подводит к выводу о том, что объяснить правописание наречий с не-ни затруднительно, так как правило еще не изучено. | Осваивают лингвистические термины .Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. | 5 мин | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3 | Выявление места и причины затруднения Физкультминутка | На доске: Кто-никто чего-ничего Какой-никакой кого-некого -Ребята, вспомним, как же образуются отрицательные местоимения? (От вопросительных местоимений с помощью приставок не-ни) -Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка не, а когда ни? (Приставка не - ударная, а ни-безударная) Запись третьего столбика: Где-нигде Где-негде -По аналогии с местоимениями сформулируйте правило о написании наречий с не и ни. -Изучение правила на стр. учебника 104-105 Вновь у нас физкультминутка | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | 4 мин | Познавательные: делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
4 | Целеполагание и построение выхода из затруднения | На доске: 7 вопросов – просто чудо! Их запомнить можно так: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? Образуйте при помощи приставок отрицательные наречия от этих слов-вопросв. Какие слова в этом ряду лишние? Почему? -Упр.250-комментированное письмо ,записать в 2 столбика | Диалог с учителем. делают выводы, выполняют письменное задание. | 7 мин. | Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. |
5 | Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | -Упр. 252-самостоятельное выполнение с последующей проверкой. | Принимают участие в работе, отвечают на вопросы | 5 мин. | Познавательные :читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников. |
6 | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Проговаривание правила -Сформулируйте правило выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. - Есть ли разница в правописании не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях? | Выполняют задание, работают с учебником. | 4 мин. | Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. |
7 | Включение в систему знаний и повторение | Обобщающий тест (устно) 1. В каком слове нет окончания? 1.Окно 3.плотно 2.дефис 4.прыгнул 2.Какое наречие обозначает причину? 1.Невольно вскрикнула 2.старательно учил 3.бегут вприпрыжку 4.сделал назло 3. В каком варианте ответа есть речевая ошибка? Пробежал быстрее всех; Играй более тише; Легче перышка; Действовал более настойчиво. 4.Напишите цифрой количество наречий в предложении. Вдруг отхлынул от сердца испуг еще скорее, чем прихлынул. Самостоятельная работа: (Не)доброе слово, (не)выполненное поручение, задание (не)выполнено, (не)сделанные вовремя уроки, (не)ряшливо одетый человек, (не)живёт рядом, книга (не)большая, но интересная; друзья в (не)счастье познаются, (не)теряя ритма, нигде не видел, ничего не слышал, ни у кого не спросил, негде присесть. | Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем | 7 мин. | Познавательные, регулятивные УУД |
9 | Подведение итогов | Домашнее задание упр. 254 | Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках. | 3 мин. | Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД |