ФИО учителя: Бердникова М.Н.
Тема: Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы.
Место и роль урока в изучаемой теме: 7 урок в разделе «Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям»
Цель: организовать деятельность для исследования понятия о работе мягкого знака после шипящих как грамматическом значении слов, называющих предметы женского рода единственного числа.
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Актуализация | - создание ситуации успеха по определению «работы» буквы Ь в русском языке | фронтальная индивидуаль-ная самосто-ятельная работа обсуждение | Учитель просит учащихся записать слова: пальто, воробьи, кровать, платье и определить что общего в этих словах. Спрашивает, почему так быстро удалось определить общие признаки. Просит распределить слова в 2 столбика по способу работы Ь. -Просит оценить работу одноклассника. | Предметные: - определяют «работу» мягкого знака в словах; - моделируют свое решение; - распределяют слова в столбики. - оценивают Познавательные -определяют границы знания/незнания; -выстраивают осознанные речевые высказывания; -делают вывод. Регулятивные: - выполняют учебные действия в соответствии с заданной целью. 1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях Оценивают. | Распределяют по группам Ь Ь [ й'] пальто воробьи кровать платье Совпадает. | наблюдение опрос |
2 | Проблематизация | - создание проблемной ситуации по написанию слов – предметов с Ь в конце слова после шипящего | групповое обсуждение | Предлагает дописать в каждый столбик по одному примеру. Спрашивает, какие слова записали в первый столбик? Во второй? Записывает на доске третий столбик . Предлагает записать слово МЫШЬ в один из столбиков. Спрашивает, почему не смогли точно определить в какой столбик записать данное слово. Уточняет, что еще надо узнать о «работе» мягкого знака. | Предметные: -выделяют «работы» Ь знака и определяют слова по столбикам; - определяют позицию Ь в слове МЫШЬ; - формулируют вопрос. Познавательные -ориентируются в своей системе знаний; -определяют границы знания/незнания; - осознают необходимость в новом знании; -доказывают свою точку зрения; -делают выводы. Регулятивные: - выполняют учебные действия в соответствии с заданной целью; - определяют проблему и формулируют ее словесно. | В ходе групповой работы обосновывают своё мнение, выдвигают гипотезу | наблюдениие опрос коррекция |
3. | Целеполагание | -постановка цели дальнейшей работы | Групповое обсуждение | Спрашивает почему в словах, называющих предметы и оканчивающихся на шипящий пишется Ь. Предлагает из предложений: 1 Верный товарищ всегда придет на помощь. 2 На чердаке нас испугала летучая мышь. 3 Очень тихо в лунную ночь. 4 – выписать слова - предметы, оканчивающиеся на шипящий. | Предметные: -выписывают слова с шипящим на конце; - выделяют окончания; - определяют «работу» окончаний; - наблюдают, где пишется Ь; Познавательные -ориентируются в своей системе знаний; - осознают необходимость в новом знании. Регулятивные: -определяют цель дальнейшей деятельности; -составляют план деятельности. | Принимают учебную задачу и стремятся её выполнять. Ь ? | наблюдение опрос |
4. | Открытие нового знания | -открытие нового способа выбора буквы Ь после шипящих на конце слов, называющих предметы. | защита работ | Учитель просит выполнить задание на листах, сделать вывод, составить модель. . | Предметные: -выполняют задание; - определяют грамматическую функцию мягкого знака, как показателя женского рода - конструируют способ выбора буквы Ь после шипящих на конце слов, называющих предметы. Познавательные -ориентируются в своей системе знаний; -устанавливают причинно - следственные связи, строят логическое рассуждение, умозаключение и делают выводы Регулятивные: - выполняют учебные действия в соответствии с заданной целью; -выделяют критерии оценки работы. Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, составляют модель. Защита своих выводов у доски. | Открывают новый способ выбора написания буквы Ь после шипящих на конце слов, называющих предметы женского рода единственного числа. на помощь (ж.р., ед.ч., В.п.) мышь (ж.р., ед.ч., И.п.) ночь (ж.р., ед.ч., В.п.) Вывод: мягкий знак после шипящих на конце пишется в словах, называющих предметы женского рода в ед. ч. Это орфограмма. | наблюдение |
5. 6 . | Обобщение способа и рефлексия деятельности Самооценка | -выделение грамматических признаков числительного и дополнение схемы частей речи | фронтальная индивидуальная Индивидуаль- ная | Просит зафиксировать сконструированный способ в модели, Определить грамматическую функцию мягкого знака, как показателя женского рода. Учитель просит, оценить группы, у кого самый правильный ответ и модель Учитель просит, оцените себя с помощью значков. | Предметные: - составляют правило, когда надо писать Ь после шипящих; - определяют, что это орфограмма Познавательные -используют знакосимволические средства, в том числе модели, для записи вывода; - проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Регулятивные: - соотносят цель и результат работы. Оценивают, доказывают Ставят значки на полях. | -соотносят цель работы и результаты; -оценивают свою работу шип. Ь. ед.ч.,ж.р. ! - всё понял, могу применить ? - остались вопросы - понял, но затрудняюсь | контроль коррекция контроль |