СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Бюджет семьи"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Бюджет семьи"»

Методическая разработка урока по экономике Учитель Яшин Олег Николаевич

ОО___МБОУ «Мухтоловская средняя школа №1»_____Класс___9____УМК_ Экономика. Учебное пособие 9 класс- Н.Новгород, НГЦ, 2019г

Тема урока

Экономика семьи.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Ведущая цель урока

Сформировать у учащихся представление о семейной экономике, семейном бюджете.

Планируемые результаты (после урока учащиеся смогут…):

Предметные


Смогут объяснить роль денег в семье и обществе, причины и последствия доходов и расходов семьи, смогут составить простой семейный бюджет. Проводить простые финансовые расчеты.


Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)

. Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников;

  • умение организовывать учебное сотрудничество;

  • умение представлять в устной речи план деятельности;

Регулятивные:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • умение самостоятельно определять причины успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; строить умозаключения;

  • умение строить алгоритм, схему действия;

  • умение находить требуемую в тексте информацию;

умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

Личностные

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • повышение мотивации к изучению финансовой грамотности; возникновение внутренней потребности включения в деятельность.


Начальные условия / исходное состояние (учащиеся уже знают/умеют)

- имеют опыт обращения с деньгами;

- знают законы денежного обращения, систему работы банков

- могут определять личные потребности и потребности семьи;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать.

Формы оценки планируемых результатов

Предметных: отметка, качественная оценка в устной форме.

Метапредметных: зачтено/незачтено

Средства

Материально-технические:

мультимедийный проектор, компьютер, экран, колонки

Домашнее задание


Технологическая карта урока

Этап урока


Подэтап

Деятельность учителя (конкретные методы и приемы)

Деятельность учащихся

Средства

Результат этапа

Вводный

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Настраиваются на урок.


Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников.


Актуализация субъектного опыта обучающихся

Задает вопросы:

- С чего необходимо начать работу?

- Почему начать надо с повторения?




− Какую сферу общества вы изучаете на протяжении последних уроков?

− Что такое экономика?



Учащимся предлагается задание по теме «Экономика» на соотношение терминов и их значения.


Отвечают на поставленные вопросы.

- С повторении изученного.

- То, что мы будем повторять, поможет нам самостоятельно открыть новые знания.







- Предлагаем упорядочить слова на доске.

Соединить стрелочками термин и его определение.
















Интерактивная доска, термины, определения

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и самостоятельно; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; строить умозаключения

Личностные: повышение мотивации к изучению обществознания; возникновение внутренней потребности включения в деятельность.

Мотивация/

создание проблемной ситуации

Читает термины на доске (макроэкономика, микроэкономика, денежное обращение, бюджет, ресурсы семьи, семейная экономика, рациональные действия.). Спрашивает, как их упорядочить



(- Как вы хотите это сделать?


- Сколько времени вам понадобится?

- Желаю успешного выполнения задания.


- Время закончилось. Как предлагаете проверить работу?)











Предложения ребят

(Чтобы правильно выполнить работу, надо вспомнить изученный материал.)




(- Выходя по очереди (или по желанию) к доске.

- Минут 5.


Учащиеся выполняют задание, выходя к доске.


Работают фронтально, объясняют термины, актуализируют свои знания)






Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников; умение организовывать учебное сотрудничество.

Регулятивные: умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи.

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение.

Личностные:

готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.




Основной



Целеполагание и планирование


Задает вопросы:

- Все слова оказались вам знакомы?

Все ли слова вы смогли объяснить?



- Что вызвало затруднение?





- Что будем делать? Предлагайте!




- Зачем?





− Какое следующее задание я вам предложу выполнить?


− С какой целью вы будете выполнять новое задание?



Вам надо ответить на вопрос: «Как влияет экономика семьи на экономику государства?»

− У кого нет ответа на вопрос? Что вы не смогли сделать?

− Те, кто ответил на вопрос, вы уверены, что ответили правильно?

− Что вы не можете сделать?







− Что необходимо сделать дальше?


- Выяснив причину затруднения, попытайтесь сформулировать цель нашего урока.




- Исходя из цели, сформулируйте тему урока.

- Предположите, о чем мы будем говорить.На какие вопросы нам предстоит ответить?


-Почему эта тема так важна и актуальна для вас?














Отвечают, объясняют:

Пока нет, так как мы еще не знакомы со всеми предложенными терминами.


- Не знаем такие слова, как: бюджет, ресурсы семьи, семейная экономика, рациональные действия.


Искать информацию в учебнике, слушать учителя, активно работать на уроке.


- Чтобы знать, что они означают, просто интересно; получить новую информацию.



Задание на пробное действие



Чтобы понять, что мы не знаем, что сегодня на уроке будет нового.


Не смогли ответить на вопрос: «Как влияет экономика семьи на экономику государства?»





Обосновать правильность ответа на поставленный вопрос.






Выяснить причину возникшего затруднения.

Цель –изучение экономики семьи, способов рационального ведения домашнего хозяйства.




Экономика семьи.


1. Что такое семейное хозяйство?

2. Что такое бюджет семьи?



Мы взрослеем, нам важно научиться распоряжаться деньгами. Уметь планировать семейный бюджет.











Регулятивные: умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи

Коммуникативные: умение представлять в устной речи план деятельности.

Личностные:

готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Достижение планируемых результатов/

решение учебной проблемы

Делает небольшое вступление:

(Каждая семья ведет свое хозяйство, старается удовлетворить потребности всех членов семьи и повысить общее благосостояние, важно, чтобы оно было успешным).

Подводит к просмотру м/ф «Зима в Простоквашино».


https://www.youtube.com/watch?v=nFYmQ4MviaM


- Почему кот Матроскин считает, что им «ума не хватает»?

Мы говорим о рациональном поведении в условиях ограниченности ресурсов. Предлагаетвам выполнить задание на карточке.

После выполнения задания учитель подводит итог, что взрослым приходится каждый день осуществлять рациональный выбор, имея ограниченный финансовые ресурсы.

Домашнее хозяйство включает в себя все имеющиеся ресурсы семьи. (Ресурсы – то, чем располагает семья для ее существования).

Предлагает открыть учебник и прочитать материал на стр. 112 - 115 составить схему по теме: «ресурсы семьи».


Объяснить составленную схему.



























Разбирают финанасовые ресурсы

(Наверное, самым важным семейным ресурсом является финансовый ресурс или доходы семьи.

Что такое доход семьи?



Каковы источники семейных доходов?)















Объясняет материал

(Доходы семьи бывают фиксированные и переменные.

Фиксированные доходы – это установленные, не зависящие от качества труда выплаты (заработная плата, пенсия, стипендия).

Переменные доходы – это доходы, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от изменения количества и качества труда членов семьи (прибыль от бизнеса, проценты от сбережений в банке).

НО! Следует учитывать, что все зависит от конкретной ситуации. Так, зарплата наёмного работника может быть фиксированной (это более характерно для бюджетной сферы) или меняться из месяца в месяц. Например, если папа и мама работают в коммерческой организации, то размер их зарплаты может зависеть от успешности работы данного предприятия.

Доходы семьи также могут быть денежными и натуральными.  

Денежные доходы семьи складываются из денежных поступлений в виде заработной платы, социальных выплат итд..

Натуральные доходы – это продукция, полученная в счёт оплаты труда и произведённая домашними хозяйствами для собственного потребления.)


Предлагает посчитать:

В семье Сергея Сидорова пять человек.

Папа зарабатывает 40 тыс. р. Мама временно не работает, так как ухаживает за маленьким ребенком, которому всего шесть месяцев. Она получает пособие по уходу за ребёнком в размере 15 тыс. р. Серёжина бабушка уже не работает и получает пенсию в размере 10 тыс. р. Бабушка живет с семьей Серёжи, но у неё есть своя квартира, которую она сдает за 17 тыс. р. в месяц.

Сколько составляет суммарный доход семьи?

Сколько составляет средний доход на одного члена семьи в месяц?Много это или мало?

Прожиточный минимум в Нижегородской области составляет 11540 руб./мес.

Как связаны между собой ресурсы, потребности и трудовая деятельность семьи?



К сожалению это так, поэтому многие подростки хотят помочь своим родителям, заработать деньги.

Какие права у тебя есть?





С помощью доходов мы можем удовлетворить потребности семьи. Поговорим о расходах.

Задает вопрос: как мы расходуем имеющиеся средства?



Предлагает прочитать предложенный текст. Обсудить в парах, как могли бы называться две группы расходов семьи, о которых идет речь в данном тексте. (см. приложение)

Все расходы можно разделить на две группы: постоянные (обязательные) и переменные (произвольные). Постоянные расходы в течение года почти не меняются, их можно запланировать и осуществить. Переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими).

Соотношение доходов и расходов за определенный промежуток времени называется семейным бюджетом.

А для чего он нужен?

Представим бюджет в виде весов.

Если чаши весов уравновешены, то говорят о сбалансированности бюджета.

Если чаша весов с расходами перевешивает, то говорят о недостатке бюджета, то есть о его дефиците.

Если перевешивает чаша с доходами, то говорят об избыточном бюджете. Это другими словами называется “профицит”.

Что произойдет, если семья не будет заботиться о своем бюджете?

А сейчас давайте вспомним вопрос, который был поставлен в начале урока: как влияет экономика семьи на экономику государства?




Смотрят фрагмент м/ф.



















Шарик не смог правильно потратить средства.




Выполняют задание. Обсуждают результат.








Записывают определение в тетрадь.




Материальные ресурсы – это дом, квартира, дача или семейный участок, одежда, бытовая техника и другое имущество семьи.

Трудовые ресурсы – это умения, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения семьи средствами к существованию.

Энергетические ресурсы – это средства освещения и обогрева.

Информационные ресурсы – знания домочадцев о технологии выполнения отдельных видов домашних работ.

Финансовые ресурсы – это сбережения и доходы семьи.



Доход семьи – это все денежные средства, получаемые ее членами из разных источников.

Зарплата, стипендия, пенсия, пособие.























































Учащиеся делают предположение.

40 000+15 000+10 000+17 000=82 000 рублей.

82 000: 5 = 16 400 рублей в месяц.


















Большинство семей живет в условиях ограниченных ресурсов, не позволяющих удовлетворить многочисленные, постоянно растущие потребности домочадцев.

В Трудовом кодексе РФ записано, что подросток с 14 лет имеет право трудиться по договору с согласия одного из родителей, в свободное от учебы время. При этом рабочее время не должно превышать 2,5 часа, 16-18-летнего – 3,5 часа, ночной труд запрещен. Работа не должна угрожать здоровью, мешать учебе.



“Расходы” - затраты на питание, одежду, транспорт, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг.

Работа с текстом.

Объяснение полученного результата.











Записывают определение в тетрадь. Бюджет семьи – совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный период времени.

- чтобы правильно вести домашнее хозяйство















Рассуждение учащихся по предложенному вопросу.



Экономика семьи оказывает непосредственное влияние на экономику государства. От того, как государство будет решать основные экономические задачи зависит и то, какой будет жизнь граждан и уровень благосостояния каждой семьи и отдельной личности.




мультимедийный проектор, компьютер, экран, колонки

Регулятивные:

Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Познавательные: умение находить требую в тексте информацию; резюмировать главную идею текста; преобразовывать и интерпретировать текст

Коммуникативные: умение проявлять коммуникацию в группе, определять свои цели; организовывать работу в группе.

Личностные:

готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


Отработка/

закрепление полученных результатов в виде упражнений, конкретно-практических действий…

Предлагает выполнить практическую часть. На столах лежат листы с заданием. Её цель заключается в том, что вы должны проанализировать бюджет какой-то предполагаемой семьи и сделать вывод, ответив на вопросы:

1. Какой состав семьи?

2. Все ли члены семьи приносят доходы?

3. Рационально ли члены семьи тратят деньги?

4. Какой тип бюджета в данной семье?

5*. Что бы вы могли посоветовать данной семье?

После обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим.

На основании данных рассуждений сделаем вывод

Оценка бюджета семьи за январь 2021года

Состав семьи

Сумма и вид дохода

Статьи расходов

Сумма расходов

Мама

з/плата 26000 руб.

Питание

20000 руб.

Папа

Доход от частной предпринимательской деятельности - 55000 руб.

Коммунальные услуги

8000 руб.

Сын

-

Хоз. нужды

3000 руб.

Дочь

Стипендия 1900 руб.

Услуги

4000 руб.

Бабушка

Пенсия 16800 руб.

Одежда

12000 руб.

Итого:


Мобильная связь

2000 руб.



Увлечения

5000 руб.



Кредиты

2000

Итого:


После самопроверки проводиться рефлексия, фиксируются места затруднений, ошибки исправляются.





Учащиеся работают самостоятельно, после работы проводят самопроверку по образцу и оценивают себя.


Листы с заданием, ручка,

Регулятивные; умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение наблюдать и анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество с учащимся; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Личностные:

готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


Заключи

тельный

Контроль выполнения учебных действий

Задает вопросы:

(Сможете ли вы в дальнейшем использовать полученные знания?

  • Что нового вы узнали? )


Отвечают на поставленные впросы:

(Чтобы стать рачительным хозяином, необходимо иметь представление о бюджете своей семьи, уметь рассчитывать ее доходную и расходную части.)






Оценка образовательных результатов

Комментирует задание.

- Я надеюсь, что вы быстро и легко будете использовать полученные знания на следующих уроках. Что для этого еще нужно сделать?

- Выберите для себя подходящий уровень выполнения задания:

  • Стандартный минимум – п.14, читать, отвечать на вопросы.

  • Повышенный - п.14, Составить бюджет своей семьи на 1 месяц.

  • Творческий: придумайте название и вариант ведения вашей хозяйственной книги («Мои финансы поют романсы», «Копейка рубль бережет» и т.д.)

- Спасибо за активную работу на уроке, урок окончен.


- Надо выполнить домашнее задание.




Записывают домашнее задание в дневник, уточняют.


Рефлексия деятельности

Подводит итоги урока:

,(как вы себя ощущаете? С чем вы себя можете сравнить: со ржавым гвоздем или ваш ум стал острее, активнее? Почему? Чем он обогатился? Что вы для этого предприняли на уроке?

Продолжите фразу.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Материал урока мне был)









активно/пассивно

доволен/не доволен

понятен/ не понятен/

полезен/бесполезен







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!